Новости
Ракурс

Счетная палата: аудит «секретных» госзакупок лекарств

Статья на «Ракурсе» о результатах аудита Счетной палатой госзакупок лекарственных средств с помощью международных организаций вызвала огромный резонанс. Это и объяснимо: на международную помощь возлагались большие надежды, которые почти стали уверенностью в прорыве. Ведь столь серьезное дело было поручено организациям с именами: ПРООН, ЮНИСЕФ и Crown Agents. Несмотря на то, что первые две на слуху, а компания Crown Agents была практически неизвестна людям непосвященным, это не умаляет ее опыта (британское королевское агентство ведет свою историю с XIX века).


.

Казалось бы, рецепт победы над глубоко укоренившейся в украинской плодородной земле коррупцией в этой сфере наконец-то найден. В СБУ подсчитали, что ранее до 40% бюджетных средств, выделенных на закупки лекарств, приходилось на откаты и коррупционные схемы в Минздраве. Убрав столь весомую коррупционную составляющую, получим возможность обеспечить лечением большее количество украинцев.

По умолчанию от закупок ожидали в первую очередь прозрачности. Кто виноват в том, что они стали еще более закрытыми, превратившись в «секретные материалы»? Решив отдать госзакупки лекарств международникам, Украина легко согласилась на предлагаемые условия. Например, не выполнять наше тендерное законодательство. Мы не знаем ни о конкуренции на торгах, ни о датах разных этапов торгов (по которым люди посвященные могут судить, кто и почему водит за нос), не видим контрактов по результатам тендеров. Аналогичные данные обо всех тендерах за бюджетные деньги появляются на ProZorro, но международных закупок лекарств вы там не найдете: они покрыты коммерческой тайной. Такая закрытость сыграла злую шутку и с самими международными закупщиками, ведь позволяет манипулировать крупицами доступной информации, как заблагорассудится, складывать пазл, который больше нравится или лучше оплачен.

Мы также достоверно не знаем, почему из пяти международных организаций партнерами Минздрава для закупок за бюджетные деньги 2015 года были выбраны именно ПРООН, ЮНИСЕФ и Crown Agents. Прежде чем обратиться снова к Акту аудита Счетной палаты, хочу заметить, что проверка охватывает 2,5 года госзакупок — начиная с 2015 и заканчивая первым полугодием 2017-го. Соответственно,

ответственными должностными лицами за финансово-хозяйственную деятельность Министерства здравоохранения в проверяемом периоде были: с правом первой подписи — министр Александр Квиташвили (с 25.03.2015 до 14.04.2016); первый заместитель министра Ульяна Супрун (с 28.07.2016, с 1.08.2016 до настоящего времени в. и. о. министра); заместитель министра — руководитель аппарата Алена Терещенко (с 15.10.2014 г. до 20.05.2015 г.); Роман Василишин (с 19.11.2015 до 27.07.2016); заместитель министра Евгений Мороз (с 15.04.2014 г. до 24.02.2015 г.); Игорь Перегинец (с 25.03.2015 до 08.06.2016 г.); Виктор Шафранский (с 13.07.2015 до 1.06.2016 г.); Роман Илык (с 30.03.2016 до настоящего времени); Алесандр Линчевский (с 2.09.2016 г. до настоящего времени); Павел Ковтонюк (с 2.09.2016 г. до настоящего времени); Оксана Сивак (с 2.09.2016 г. до 9.08.2017 г.).

Итак, согласно Акту, есть письма-обращения от Минздрава к ПРООН, ЮНИСЕФ и Crown Agents с просьбой о подтверждении возможного сотрудничества для закупок лекарственных препаратов и средств медицинского назначения, но среди перечня критериев почему-то нет условий оплаты.

Компания Crown Agents, как и две другие международные организации, подтвердила готовность предоставить свои услуги, уточнив, что готова сотрудничать по любой программе Минздрава. Однако, согласно документу, в профильном министерстве отсутствует информация об условиях этого контракта, включая размер оплаты услуг.

Ответы других международных организаций, в частности, Глобального механизма по обеспечению лекарственными средствами, Партнерства в сфере поставок и управления поставками, Международной ассоциации обеспечения медикаментами, в профильном министерстве отсутствуют.

О том, что с прозрачностью выборов международных организаций есть проблемы, свидетельствует также письмо «Краун» к Минздраву, в котором компания выражает обеспокоенность тем, что процесс отбора «был подвержен политическому вмешательству и, как следствие, не имел достаточной прозрачности. В связи с чем просим сообщить, какие критерии применялись для принятия решения». Ответ в Минздраве на это письмо отсутствует.

Закупки за бюджетные деньги 2016 года по программе «Централизованная закупка медикаментов для больных вирусным гепатитом В и С» отдали «Краун» (отбор организации — протокол №28 от 28 октября 2016 года). В соответствии с протоколом заседания рабочей группы, голоса разделились пополам между ПРООН и «Краун». Член рабочей группы — представитель БФ «Пациенты Украины» Ольга Стефанишина подписала протокол с замечанием дать обоснованное объяснение причины передачи этого направления от ПРООН, которая осуществляла закупки в 2015 году, Crown Agents, которая не имела такого опыта, с аргументацией всех подписавшихся. Соответствующее пояснение в текст протокола внесено не было.

Интересно, что месяцем ранее (протокол №23 от 20 сентября 2016 года) Рабочая группа по вопросам профильного сопровождения госзакупок с привлечением специализированных организаций Минздрава Украины определила общие принципы отбора закупщиков. Так, согласно одному из пунктов, при конкуренции ПРООН и Crown Agents по одному и тому же направлению преимущество отдается первой «ввиду ее опыта работы в Украине и мире, эффективности работы в рамках государственных закупок в 2015 году».

Неизвестно также, почему условия сотрудничества с международными организациями разные. Огорчает общий пункт: компании не несут ответственности за нарушение сроков поставок.

Например, аудитом «установлено, что в соглашении не предусмотрена ответственность «Краун» за нарушение сроков поставки (соглашение на закупку лекарств и изделий медицинского назначения по направлениям «взрослая онкология» и «детская онкология» за средства госбюджета 2015 года, соглашение №1 от 06.11.2015 г.)».

Стоит не забывать, что закупки — это командная работа, в которую как прямо, так и опосредованно вовлечены международные компании, Минздрав, профильный комитет Верховной Рады, общественные и пациентские организации, врачи... Безусловно, найти баланс между ценой и качеством лекарственных препаратов при режиме экономии бюджетных средств — задача непростая. Неумение украинской стороны оперативно решать насущные вопросы, недостаток профессионализма, дефицит совести, особенности ведения бизнеса в нашей стране, а также пока еще отсутствие доминанты закона не могут не внести свою лепту в этот процесс.

Например, согласно договору между Минздравом и специализированными организациями, на утверждение сметы должно уходить пять дней. Однако ответные письма профильного министерства чаще всего надолго застревали в его темных коридорах.

Так, 1 июня 2016 года «Краун» в очередной раз обратилась с письмом в Минздрав, не получив согласования по 18 позициям лекарственных средств программы «взрослая онкология» и 17 позициям по программе «детская онкология». В письме «Краун» от 29 июля 2016 года указывает, что «ждет ответа и решений от Минздрава по 7 вопросам, которые существенно влияют на возможность и сроки поставки товара. Срок ожидания ответов от Минздрава на эту дату составлял от 10 до 126 дней». Вот так и затягивалась поставка жизненно важных лекарств, а ведь болезнь нельзя попросить подождать.

Объяснение причин затягивания министерством согласования закупки лекарственных средств и изделий медицинского назначения Счетной палате не было предоставлено.

Согласно протоколу заседания рабочей группы от 19.09.2016 г. №22, было принято решение о поставке предложенных «Краун» лекарственных средств с ограниченным сроком годности для лечения онкогематологических больных взрослого возраста и детей с онкологическими и онкогематологическими заболеваниями, с учетом того, что в случае их неиспользования поставщик гарантирует замену до конца срока годности.

«Краун» предоставила гарантию замены препаратов, но отметила, что неоднократно обращалась к Минздраву насчет определения механизма, процедуры и проверки по замене неиспользованных лекарственных средств, однако ответа не получила. Поэтому данным письмом гарантирует замену указанных позиций лекарственных средств при соблюдении определенных условий. Первым условием является ежемесячное информирование министерством «Краун» и общественности об общем количестве запаса лекарств по каждой позиции (наличие лекарственного средства, на замену которого дана гарантия). Во-вторых, за четыре месяца до конца срока годности Минздрав должен сообщить «Краун» о своем намерении заменить лекарственные средства и причинах неиспользования лекарств. Гарантия отменяется, если эти пункты не будут выполнены.

Насколько вникал в детали гарантийного письма Минздрав — неизвестно.

В письме от 24.02.2017 г. Министерство обратилось к «Краун» с просьбой заменить некоторые позиции, которые не могут быть использованы до истечения срока годности. Причины неиспользования, что предусмотрено условиями гарантийных писем «Краун», указаны не были.

Проверкой своевременности утверждения Министерством распределений лекарственных средств установлено, что «6 приказов Минздрава утверждались от 19 до 54 дней, что привело к поставке лекарственных средств в учреждения в сроки, превышающие 30 календарных дней с момента получения товара».

Для аудита предоставлено письмо ГП «Укрмедпостач» (от 21.04.2017 г.) в учреждения здравоохранения о необходимости сообщения об остатках лекарственных средств, сроках их годности, рациональности их использования, целесообразности их перераспределения, объяснения по имеющимся остаткам, срок годности которых истек, с указанием причин их образования. На запрос Счетной палаты письма-ответы учреждений Минздрав не предоставил.

Так, ПРООН в письме Минздрава от 19.12.2016 г. просила предоставить объяснения по закупке лекарств для лечения взрослых онкогематологических больных. ПРООН получила письмо за подписью У. Супрун только через 2 месяца, получив ответы не на все вопросы.

Минздрав письмом от 10.07.2017 г. за подписью заместителя министра по вопросам европейской интеграции О. Сивак предложил руководителям структурных подразделений по вопросам здравоохранения — областных, Киевской городской госадминистрации, главному врачу НДСБ «Охматдет», директору Национального института рака предоставить министерству до 19.07.2017 г. заявку о потребности на 2017 год в лекарственных средствах и медицинских изделиях по направлению «детская онкология». В письме было указано, что номенклатура медицинских изделий утверждена приказом Министерства от 27.04.2017 г. №462, лекарственных средств от 10.04.2017 г. №382 с изменениями. Наличие утвержденного приказа Минздрава, которым внесены изменения в приказ от 10.04.2017 г. №382, Министерством не подтверждено. На письменный запрос Счетной палаты соответствующие изменения в приказ от 10.04.2017 г. №382 не предоставлены.

К сожалению, ожидания, возлагаемые на международные закупки, пока не оправдались. Нельзя не отметить, что к формированию среды абсолютной закрытости вокруг международных закупок приложились все стороны: и народные депутаты, и международные организации, и чиновники Минздрава, и антикоррупционеры... Как повлияет на дальнейшее развитие событий аудит Счетной палаты, посмотрим 22 августа — именно на эту дату назначена коллегия Счетной палаты, посвященная рассмотрению материалов проверки.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter