Стрим с заседания сельсовета и аккредитация журналистов — что еще предлагается для гласности местного самоуправления
https://racurs.ua/1711-strim-s-zasedaniya-selsoveta-i-akkreditaciya-jurnalistov-chto-esche-predlagaetsya-dlya.htmlРакурсОбщественность должна получить возможность наслаждаться трансляциями заседаний не только Верховной Рады, но и местных советов. Так решила группа внефракционных народных депутатов во главе с Александром Дубининым, которые подали в парламент законопроект №7071 «О внесении изменений в статью 46 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» относительно обеспечения гласности и открытости местных советов».
Законопроектом предлагается установить, что гласность заседаний местного совета должна обеспечиваться путем их трансляции — в прямом эфире или же в записи (в вечерние часы). Такая трансляция (или демонстрация записи) должна происходить в эфире средств массовой информации, созданных соответствующим советом, либо на официальном сайте совета. Также предполагается публикация стенограмм заседаний совета и его решений в официальных изданиях совета, прессе или на сайте совета. Впрочем, в проекте указано, что время, объем, форма трансляции и объем печати определяются советом согласно закону.
Дополнительно предлагается определить, что в полном объеме в прямом эфире или в записи должны транслироваться заседания совета, на которых рассматриваются вопросы, касающиеся имущества общины, земли, водных ресурсов, бюджета, распределения средств и т. п. В проекте дается четкий перечень таких вопросов — на основе перечней, приведенных в ст. 26 («Исключительная компетенция сельских, поселковых, городских советов») и ст. 43 («Вопросы, разрешаемые районными и областными советами исключительно на их пленарных заседаниях») закона «О местном самоуправлении в Украине». Соответственно, должны публиковаться и полные стенограммы таких заседаний.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что нередко местные советы принимают решение о выводе из зала заседаний присутствующих лиц и проведении заседания в закрытом режиме. Таким образом, территориальные общины не могут контролировать принятие важных решений, но поскольку местные советы представляют местную общину, то все вопросы, касающиеся имущества, земли, бюджета, водных ресурсов, распределения средств и т. п., не должны рассматриваться в закрытом режиме.
Отдельные бонусы законопроектом предусмотрены для представителей СМИ и журналистов — в частности, возможность аккредитации при совете (согласно закону «Об информации»), причем аппарат совета сможет предоставлять аккредитованным журналистам материалы, которые получают депутаты. Не допускается принятие решения советом о нецелесообразности присутствия на заседании аккредитованных журналистов, а также лиц, представляющих общество по вопросам, рассматриваемым на заседании. Аккредитованные журналисты смогут вести прямую трансляцию открытого заседания совета, в том числе в интернете.
Таким образом, если законопроект будет принят и реализован, стрим с заседания любого украинского сельсовета смогут увидеть пользователи интернета. Конечно же, если найдутся желающие стримить. Более серьезный вопрос — найдутся ли материально-технические возможности у местных советов делать если не прямые трансляции, то хотя бы записи заседаний для телеэфира.
Наталия Рыжкова, юрист движения «Сильные общины» ОО «Центр UA»:
— Считаю это нововведение шагом к большей открытости и прозрачности в осуществлении местного самоуправления.
Согласно Конституции Украины и закону «О местном самоуправлении в Украине», народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и местного самоуправления. Однако на практике органы местного самоуправления в отношениях с обществом забывают, что они являются представительским органом, через который осуществляется право территориальной общины самостоятельно решать вопросы местного значения.
Осуществляя постоянный контроль деятельности местных советов, мы видим, что не соблюдаются сроки опубликования проектов решений и принятых решений. Также происходят процедурные нарушения законодательства при принятии решений на сессиях, в связи с чем большинство принятых решений можно признать недействительными в судебном порядке. Доказательством для таких дел стали бы видеозаписи заседаний городского совета, во время которых фиксируются голосования и другие моменты сессии.
Кроме того, ст. 3, 6 Закона Украины «Об информации» определяют, что основными направлениями государственной информационной политики является обеспечение открытости и прозрачности деятельности субъектов властных полномочий. Право на информацию обеспечивается обязанностью субъектов властных полномочий информировать общественность и средства массовой информации о своей деятельности и принятых решениях. Согласно ст. 4 закона «О местном самоуправлении в Украине», местное самоуправление осуществляется на принципах народовластия, законности, гласности, подотчетности и ответственности перед территориальными общинами их органов и должностных лиц и т. д. Согласно ч. 17 ст. 46 закона «О местном самоуправлении в Украине», сессии совета проводятся гласно с обеспечением права каждого присутствовать на них, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Порядок доступа к заседаниям определяется советом в соответствии с законом.
Опять же, на практике мы видим, что городские советы принимают положения, которыми ограничивают доступ граждан к сессиям. Ярким примером тому является г. Кривой Рог, в котором идет постоянная борьба общины с властью относительно свободного доступа к сессиям. Фактически, в таких случаях сессии проходят в закрытом режиме и община не имеет никакого доступа к ним. Также бывают случаи, когда община имеет доступ к сессиям, но в сессионном зале не имеет возможности разместить всех желающих. И не стоит забывать, что не все жители города имеют возможность постоянно ходить на сессии.
Видеотрансляция заседаний помогла бы решить все эти проблемы и сделать деятельность местной власти действительно открытой для общества.
Что касается финансовой стороны вопроса, то местные советы, которые самостоятельно уже внедрили видеотрансляцию пленарных заседаний, не увидели в этом никакой проблемы, поскольку это не стоит десятки тысяч гривен, которые иногда тратятся на ненужные пылесосы или холодильники для городских советов. Если не заниматься постоянным хищением бюджета, то деньги находятся всегда.