Новости
Ракурс

Рыбы-лоцманы в мутной воде Минздрава, или Что ждет общественное здоровье в Украине

12 дек 2017, 09:10

Директором «Центра общественного здоровья Минздрава Украины» стал Владимир Курпита, исполнительный директор ЛЖВ — Всеукраинской сети людей, живущих с ВИЧ. Такое решение 5 декабря вечером приняла комиссия профильного ведомства, заслушав конкурсные предложения двух претендентов на эту должность. Новость оперативно появилась на сайте Министерства здравоохранения, где привычно не забыли упомянуть об открытости и прозрачности прошедшего конкурса.


.

Наверное, у Минздрава свое понимание этих затертых до дыр в нашей стране слов, которые, как рыбы-лоцманы, сопровождают акул коррупции. Может быть, они означают лишь трансляцию конкурсного отбора на странице министерства в Facebook? Однако, несмотря на декларируемую кристальную открытость, многие вопросы остаются за кадром. Сколько заявок на конкурс было подано — неизвестно. Широкой общественности сухо сообщили: до финального этапа конкурса были допущены две кандидатуры. Остается только гадать — то ли требования были завышены, то ли потенциальные претенденты махнули рукой, помня результат прошлого, то ли...

Госучреждение «Центр общественного здоровья Минздрава Украины» (далее — Центр) профильное министерство зарегистрировало в Едином госреестре юридических лиц и физических лиц-предпринимателей 31 мая 2016 года. Обязанности главы Центра были возложены на Наталию Низову, врача-гинеколога, директора реорганизованного ГУ «Украинский центр контроля за социально опасными заболеваниями Министерства здравоохранения Украины». Наверное, назначавшие руководствовались длинным послужным списком Натальи Николаевны: доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач Украины... А также близкая подруга и соратник экс-министра здравоохранения Раисы Богатыревой, виртуозно пилившей бюджетные деньги.

В прошлом году на занятие главного кресла в новосозданном ведомстве претендовали шесть кандидатур. После проведения конкурса должность осталась за Низовой: она стала победителем отбора и подписала контракт на год.

Небезынтересна история создания самого Центра (более детально об этом — в статье «Минздрав и общественное здоровье как поле для непродуманных экспериментов»). Не дожидаясь результатов общественного обсуждения проекта Концепции развития общественного здоровья Украины, Минздрав оперативно вытащил из-под полы приказ №604 «О создании государственного учреждения «Центр общественного здоровья Министерства здравоохранения» (от 18 сентября 2015 года). Для того чтобы построить «систему общественного здоровья», запланировали «провести объединение путем слияния» более 40 медицинских учреждений различных направлений (институтов, центров, лабораторий), работающих в нескольких городах Украины. Управлять гигантом и его бюджетом, конечно же, предполагалось из столицы.

Идея создания Центра возникла еще в бытность министром здравоохранения экспата из Грузии Александра Квиташвили. Ноги растут из Национальной стратегии реформирования системы здравоохранения, подготовленной так называемой Стратегической совещательной группой, которую и возглавлял Владимир Курпита. Стратегию критиковали и народные депутаты из профильного комитета Верховной Рады, разнесли в пух и прах эксперты, общественные организации, практикующие медики. Однако никто и подумать не мог, что этот текст впоследствии станет документом, на основании которого будут готовить правительственные и ведомственные решения.

Круг замкнулся. Инициатор создания Центра в «открытом и прозрачном конкурсе» был избран его главой.

Владимир Курпита

Кто лучше знает потребности сферы общественного здоровья и имеет более комплексный подход к развитию Центра? Роман Родина (экс-главврач Украинского центра контроля за социально опасными заболеваниями) или Владимир Курпита (военный врач, в 2005–2009 годах работал в ВОЗ, в 2009–2014 возглавлял общественную организацию ЛЖВ, в 2014 году три месяца проработал главой Госслужбы по борьбе с ВИЧ/СПИД и другими социально опасными заболеваниями, затем снова вернулся в ЛЖВ — на должность исполнительного директора)? Ответ на этот вопрос и должна была найти конкурсная комиссия.

После обнародования кандидатур, участвующих в конкурсе, почти не было сомнений, кто победит. Мне показалось, что в этом не сомневались и присутствующие члены комиссии в количестве 11 человек. Некоторые и вовсе не скрывали полное отсутствие интереса к выступлениям. С завистью представляю, сколь много задач наряду с управлением авто успевает решить не только на красных сигналах светофора дама — член комиссии, не устающая на заседании виртуозно строчить и в телефоне, и на планшете.

Что ждет общественное здоровье в Украине? Как уже упоминалось выше, Центр является правопреемником заведений, учреждений и предприятий, которые прекращают свою деятельность согласно приказу Минздрава №604. Оптимизация, как и следовало ожидать, проходит со сложностями. По происшествии года еще не решен вопрос с присоединением Украинского научно-исследовательского противочумного института им. И. И. Мечникова. Сделать это непросто, ведь он находится в Одессе.

Роман Родина, работающий в Центре с марта 2017 года, называет сегодня две основные проблемы: отсутствие необходимой законодательной базы и сопротивление людей. И делает акцент: чтобы не потерять эпиднадзор над инфекционными заболеваниями, должен быть разработан четкий план переходного периода.

На это ведомство возложено много задач. Центр должен отвечать за сохранение и укрепление здоровья населения, проводить оценку эпидемиологических рисков, эпиднадзор и мониторинг заболеваний, мероприятия по организации биологической безопасности и биологической защиты, лабораторные исследования в области санитарного и эпидемиологического благополучия населения, а также принимать меры для предупреждения, локализации и ликвидации вспышек инфекционных заболеваний и эпидемий.

Ввиду мегаактуальности, в Центре создали подразделение стратегии иммунизации, основная задача которого — анализ ситуации в Украине, пересмотр календаря вакцинации. Многие страны давно изменили свои приоритеты и внесли изменения в национальные календари профилактических прививок. Например, иммунизация против ротавирусной инфекции происходит за счет государства. К сожалению, в нашей стране за последние два года созданы идеальные условия для дальнейшего снижения охвата вакцинацией и возникновения вспышек и эпидемий управляемых инфекций.

В Украине также отсутствуют меры по борьбе с внутрибольничными инфекциями, которые наносят значительный ущерб здоровью пациентов, нередко приводя к летальному исходу. В нашей стране не существует национальной стратегии в части взвешенного использования антибиотиков в медицине человека и ветеринарной медицине, чему в развитых странах уделяют большое внимание.

Украинский институт стратегических исследований, влившийся в Центр общественного здоровья, будет заниматься аналитикой. Определять наиболее проблемные вопросы в общественном здоровье украинцев. А вот будет ли уделяться должное внимание всем мегаважным проблемам — вопрос риторический. Трудно не заметить, что в нашей стране произошел перенос акцентов с общественно важных направлений в медицине на активно лоббируемые. И сегодня представители общественных и пациентских организаций нередко не только отстаивают интересы своих пациентов (простите за тавтологию), влияют на схемы лечения и выбор препаратов, но и занимаются кадровыми чистками, рекомендуют, а порой и требуют посадить нужных людей в освободившиеся кресла.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter