Судебная реформа на пути к суду Линча
https://racurs.ua/1805-svinoe-alaverdy-pod-elochku.htmlРакурсНедавно писал о том, что накануне Нового года, а вернее, в канун скоропостижного начала новой процессуальной жизни с 15 декабря во всех судах Украины по новым редакциям процессуальных кодексов (ХПК, ГПК, КАСУ и УПК) — напоследок, громко хлопнув дверью, судьи ВАСУ приняли историческое решение: признали незаконным увольнение судьи Конституционного суда Анатолия Головина за его участие в решении от 30 сентября 2010 года, которым КСУ восстановил действие Конституции 1996 года.
Это еще не финал — есть право на обжалование. Но это знак.
И тут же, действуя то ли параллельно, то ли синхронно, сам нынешний состав КСУ заработал — но совсем не в ту сторону, на которую многие рассчитывали.
20 декабря 2017 года Конституционный суд преподнес еще одну малюсенькую свинку нашему гаранту: в решении №2-р/2017 КСУ четко и недвусмысленно обозначил свое отношение к «политическим» законам Майдана:
«Непонятно, каким критерием необходимо руководствоваться при определении, является ли закон Украины, принятый Верховной Радой Украины 16 января 2014 года, «диктаторским». Таким образом, пункт 7 части второй статьи 42 закона №1556 не соответствует требованию правовой определенности, что делает возможным его произвольную трактовку в правоприменительной практике и может привести к произволу».
И сразу же, чтоб не делать паузы, 21 декабря КСУ принял решение №3-р/2017 по делу «об исключении кандидатов в народные депутаты Украины из избирательного списка политической партии».
Без лишних экивоков, суд указал на следующее:
«Возможность исключения партией кандидатов в народные депутаты Украины из избирательного списка от партии после установления результатов выборов народных депутатов Украины по решению ее съезда (собрания, конференции), предусмотренная частью девятой статьи 61, частью третьей статьи 105 закона №4061, противоречит принципам народовластия; правовой определенности и правомерных ожиданий как составляющим принципа верховенства права; свободы политической деятельности; свободных выборов и свободного волеизъявления избирателей; свободного депутатского мандата... Указанные положения закона №4061 нарушают право граждан Украины свободно избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть первая статьи 38 Конституции Украины), делают возможными отрицание партией политической воли избирателей, воплощенной в результатах голосования на выборах народных депутатов Украины, и противоречат основам конституционного строя Украины».
С одной стороны, на Банковой вроде как могут себя утешать тем, что это открывает для них перспективы скупки депутатов на «вторичном рынке» из числа не только мажоритарщиков, но и чистых «партийщиков».
С другой стороны, в условиях стремительного падения доверия к нынешнему главе государства еще неизвестно, какая операция на парламентской бирже будет более популярной, или, как в анекдоте: так мы покупаем или продаем?
В частных беседах разные судьи уже почти не скрывают своего даже не скепсиса — презрения к судебной «реформе» и горе-реформаторам, где самое приличное слово по отношению к новоструганным кодексам — правовой нонсенс.
А есть и такие, кто готов не просто скандировать на трибуне в числе болельщиков, но и предоставить правовую помощь и консультации по организации отмены всего того безобразия, что ошибочно зовется судебной реформой…
Видимо, и гарант этого хаоса начал подозревать, что дела его не столь радужны, как это рисуют социологи. Желая сделать судьям ответное алаверды, нынешний президент перешел к открытым угрозам ликвидировать все суды — общие первой инстанции! Причем еще до того, как откроют шампанское в новогоднюю ночь.
Предлагается ни много ни мало — ликвидировать 142 районных суда и создать вместо них 74 окружных! В частности, в Киеве будут ликвидированы все 10 районных судов, вместо которых создадут: Дарницкий окружной суд (в Дарницком районе), Днепровский окружной суд (в Деснянском и Днепровском районах), Подольский окружной суд (в Оболонском и Подольском районах), Соломенский окружной суд (в Святошинском и Соломенском районах), Шевченковский окружной суд (в Шевченковском районе). Кроме того, вместо Печерского и Голосеевского райсудов будет создан Центральный окружной суд города Киева.
ВСП на своем заседании 21 декабря полностью одобрил эту абракадабру Банковой, о чем были приняты соответствующие решения.
Мало того, что с 15 декабря, со вступлением в силу новых кодексов, работа судов первой и апелляционной инстанции существенно усложнилась, а в отдельных аспектах — близка к параличу. Так теперь нас ждет несусветный ералаш и полная дезорганизация того, что еще недавно называлось судебной системой, а теперь больше похоже на клочки лопнувшего воздушного шарика.
Видимо, соответствующий указ президента поступит со дня на день, ведь срок его временных полномочий в сфере учреждения и ликвидации судов истекает 31 декабря 2017 года согласно подпункту 6 пункта 161 раздела XV «Переходные положения» Конституции Украины.
Те призывы одуматься и остановиться, с которыми обратилась к Порошенко группа адвокатов по делам Майдана, вероятно, останутся без ответа. У нашего верховного главнокомандующего свои планы — он хочет оседлать и возглавить всю судебную систему, расставив там своих людей, лично преданных ему.
Возникает наивный вопрос: зачем ему это надо? Ну, допустим, он это сделал. Возглавил. Взял в кулак. Дальше что? А дальше, как писалось в пьесе — тишина…
Просто весь смысл судебной реформы состоял в том, что все время подавались какие-то неуклюжие законопроекты, которые объявлялись вершиной юридической мысли, и только в них всевозможные «эксперты» видели возможное улучшение судебной системы еще при жизни этого поколения. Подали уже все. Даже карикатурный законопроект «О высшем антикоррупционном суде», который будет (о горе!) опять судом первой инстанции. Но не только: он будет еще сам себе апелляция. Вернее, будет создана отдельная апелляционная палата, где внутри одного здания коллеги сами между собой во всем разберутся. Странно, что этот гибридный монстр не будет еще и выполнять роль кассационной инстанции.
Из чего можно сделать логический вывод: весь интерес не в постановлении приговоров, а в принятии определений о взятии под стражу (потому что не подлежит кассации). Стало быть, на самую главную инстанцию — Верховный суд — никто не надеется в плане того, чтобы приговор «устоял». Достаточно будет циркового шоу с громким задержанием и тихим отпусканием под залог. Бизнес есть бизнес! Ничего личного…
Хорошо — что подавать дальше? У нас и так высших судов первой инстанции скоро будет больше, чем обыкновенных. Вот один видный «юрист» недавно анонсировал создание военных судов — возврат к старой советской практике, когда у военных — все свое, включая суд. Предлагаю подумать еще над созданием высшего антитеррористического суда, высшего транспортного суда, высшего суда по налоговым делам… Да мало ли, сколько еще многообещающих идей может возникнуть!
Знаете, как все это выглядит со стороны? Представьте себе, что президент решил провести театральную реформу. Издал указы и законы о том, что на театральной сцене могут выступать только театральные актеры, окончившие университет им. Карпенко-Карого, но ни в коем случае не артисты кино и не дай бог эстрады. Ликвидировать все киевские театры и объединить их попарно: театр им. Франко с театром кукол, Русскую драму им. Леси Украинки — с цирком. Театр оперетты — с дельфинарием.
Вы полагаете, это смешно? А не смешно ли объединять Печерский суд с Голосеевским? У каждого из которых по два помещения — в сумме уже четыре разных здания, где может слушаться ваше дело.
Представьте, что вам продали билет в «объединенный» театр, а вы перед спектаклем отчаянно пытаетесь дозвониться в кассы и спросить: где идет спектакль? Потому что под одним названием скрывается несколько адресов, которые совсем не рядом…
Но есть и одно существенное отличие, почему Порошенко не устраивает театральную реформу. Ему нет никакого интереса назначать своих главных режиссеров — лояльных лентяев и бездарей, — потому что на них публика не пойдет! Кассы не будет… В этом смысле у суда нет альтернатив: народ пойдет, куда он денется — не так ли?
Только вот разрушая судебную систему, при всех ее пороках, нынешний президент забывает: если не будет хотя бы такого, убогого и ущербного суда, то его самого в следующий раз могут отдать в руки «самого скорого и справедливого» суда на свете — суда Линча.
Как там, процессуальный кодекс под эту «судебную инстанцию» еще не подготовили?