Новости
Ракурс
Фото: Juliya Sachko / facebook.com/juliya.sachko.3

Операция «Реорганизация»: поставить диагноз лейкемия в Украине скоро не смогут

НДСБ «Охматдет» — не только крупнейшая детская больница с национальным статусом. Это более 120 лет борьбы за детские жизни, а также еще одна «стройка века» в стране, где для каждой новой власти обещания построить грандиозные социальные проекты в сфере здравоохранения превратились в плохую привычку. Интересно, открыл ли хотя бы во сне Детскую больницу будущего Виктор Ющенко? Ставшую символом крушения оранжево-революционных надежд украинцев и горьким именем нарицательным. В 2010 году тогдашний премьер-министр Николай Азаров торжественно перерезал ленточку у дверей Центра ядерной медицины. С неработающим оборудованием — как позже выяснилось.


.

Не стал исключением и киевский «Охматдет». Строительство нового корпуса больницы, который, по словам государственных мужей, «не будет уступать лучшим европейским клиникам», началось еще в 2011 году. Стройка, словно хроническая болезнь, то вспыхивала, то входила в ремиссию на годы.

Несмотря на то, что премьер-министр уже несколько раз помпезно открывал отдельные части этого долгостроя, возведение, пожалуй, самой дорогой в мире детской больницы все еще не закончено и хронически находится в состоянии «почти».

 

К сожалению, государство Украина за долгие годы так и не сумело преодолеть «пятый уровень сложности борьбы с коррупцией» и построить больницу для своих маленьких пациентов. По факту проводимая политика и «реформы» свидетельствуют, что в нашей стране развитие медицинской помощи онкобольным детям не является приоритетом. Более того, под угрозой оказалось лечение, которое предоставлялось до сих пор.

Трансформация в прошлое

Трансформация медицинской отрасли коснулась Центра трансплантации онкогематологии и костного мозга НДСБ «Охматдет». На официальном сайте с пометкой #антифейк от Минздрава Украины «Охматдет» министерство так объяснило свой шаг: «Реорганизация Центра детской онкогематологии и трансплантации костного мозга предусматривает расформирование административной части, которая была необоснованной надстройкой над четырьмя отделениями (поддерживающей, интенсивной химиотерапии, трансплантации костного мозга, химиотерапии онкогематологических заболеваний) и не несла никакой лечебной функции. Ни одно из отделений не закрывается, а функциональные возможности отделения трансплантации костного мозга даже расширяются: в штатный состав ввели должности иммунологов, что очень важно для лечения детей с первичным иммунодефицитом. В новой структуре это отделение будет называться Отделением трансплантации костного мозга и иммунотерапии. Количество врачей не меняется. Количество пациентов, которых способна принять и пролечить больница, благодаря оптимизации структуры и развитию больницы существенно возрастет».

Однако многие специалисты считают, что Минздрав манипулирует, и ставят знак равенства между такого рода реорганизацией и разрушением. Трудно оспорить тот факт, что подобные решения должны быть взвешенными и обязательно обсуждаться с профессиональным сообществом. Так происходит во всем цивилизованном мире, на который мы все с тлеющей надеждой взираем.

«Реорганизация не обсуждалась ни с одним из членов Ассоциации онкогематологов, — говорит врач-гематолог Центра детской онкогематологии и трансплантации костного мозга НДСБ «Охматдет» Юлия Базалук. — Были неизвестны общественности консультанты. Является ли законным приказ о реорганизации, который ни с одним из специалистов не обсуждался? Это не оптимизация — это разрушение. Реорганизация, по сути, разрушает всю систему детской онкогематологии в Украине, которая строилась несколько десятков лет. Существующая сегодня система обеспечивает полный цикл лечения, начиная с диагностики. Все связи, которые много лет нарабатывались, разрушаются. Региональные онкогематологи в панике. Дети с онкогематологией под угрозой».

С этим мнением согласны и другие онкологи, считая, что ликвидация данного Центра вместе с референс-лабораторией диагностики онкогематологических заболеваний приведет к коллапсу всей службы детской онкогематологии в Украине. Поставить на современном уровне диагноз лейкемии, лимфомы и других онкогематологических заболеваний станет попросту негде. Трансплантация костного мозга (ТКМ) детям от родственных доноров прекратится, а от неродственных доноров так и не начнется. Координирующую роль в диагностике и многомесячной терапии (часто лечение занимает до двух лет) детей с онкогематологическими заболеваниями выполнять будет некому, больные дети вместе с врачами региональных детских онкогематологических отделений окажутся предоставленными сами себе. Достижения всех лет независимости Украины, за время которых уровень излечения детей с лейкемиями, лимфомами и другими онкогематологическими заболеваниями поднялся с 5% (в начале 90-х) до 70% на сегодняшний день, будут утрачены. Детская онкогематология и трансплантация костного мозга в стране окажутся на уровне двадцатилетней давности.

Неутешительные прогнозы онкологов могут стать явью еще и потому, что два ведущих специалиста в области онкогематологии и трансплантации костного мозга получили приказ об увольнении. Есть ли им замена? Знает ли Минздрав о том, что для профессионализма в этой области нужно много лет практики и обучения?

Лекарства есть. Где лекарства?

По статистике, в Украине ежегодно примерно у 1000 детей диагностируют рак. В большинстве случаев жизни этих маленьких пациентов можно спасти. Не секрет, что лечение онкологических заболеваний очень дорогостоящее. Его эффективность во многом зависит от своевременного приема качественных лекарственных препаратов. В то время как Минздрав рапортует об эффективности международных закупок и экономии, благотворительные фонды и родители влазят в долги, обеспечивая необходимыми препаратами больных деток и взвалив на свои плечи обязанности нашего государства.

Дело в том, что международные организации (осуществляющие госзакупки лекарств с 2015 года), получившие деньги из госбюджета (то есть наши с вами) авансом, а также предоставляющие свои услуги за определенный процент, поставляют препараты с огромным опозданием. Согласно отчету Счетной палаты, деньги из госбюджета от 12 до 20 месяцев находились на счетах специализированных международных организаций, в то время как в стране не было лекарств. К тому же немало препаратов по причине долгих странствий доходят до конечного потребителя с истекающим сроком годности. Красноречивые цифры на сегодняшний день: за деньги 2016 года из 37 программ международных закупок лекарств и изделий медназначения не выполнено 17. За бюджетные деньги 2017 года (а это ни много ни мало 6,012 млрд грн) из 39 программ не выполнено 34.

Читая бравые рапорты Минздрава о наличии лекарств или «антифейки» о том, что «детская онкология в этом году попала в перечень программ государственных закупок, по которым по ряду препаратов Украина впервые выйдет на обеспечение 100% объемов запросов больниц по всей стране, что стало возможным благодаря эффективным процедурам государственных закупок через международные организации», не поленитесь заглянуть в таблицы закупок на сайте Минздрава. Возьмем, к примеру, закупки за деньги 2017 года. Напомню, что на дворе 2018-й. По состоянию на 23 июля по программе «Онкология и онкогематология детская» закуплено 73,29% лекарственных препаратов от потребности, однако в регионы поставлено мизерное количество — меньше 2% (см. таблицу).

Нажмите на изображение, чтобы увеличить его

Еще одна проблема, на которой акцентируют внимание эксперты: зачастую качество закупаемых лекарств сомнительное. Нередко приходят препараты, о которых никто из зарубежных специалистов-онкологов не слышал. Как полагаете, может ли ребенок на химиотерапии с болезненными язвами в полости рта (побочное действие химиотерапии) принимать пероральные препараты? Конечно, нет. Но закупили именно такие.

Невыносимо обидно, что Украина, начавшая трансплантацию костного мозга в один год с белорусами, имеет все шансы не догнать в ближайшем будущем своих соседей. Сегодня в Беларуси существует центр, который обеспечивает всю страну. Белорусы также прекрасно зарабатывают деньги, в том числе и на украинцах. Турки начали внедрять ТКМ на несколько лет позже Украины. Сегодня в этой стране есть сеть университетских клиник, которые делают трансплантацию и детям, и взрослым. И все активнее приглашают наших сограждан. Несмотря на распиаренную медреформу, Украина все так же продолжает финансировать чужую медицину. Мы не развиваем свою медицинскую отрасль, а разрушаем даже то, что эффективно работало.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter