Новости
Ракурс
Два производителя кухонных губок поспорили из-за волнистой поверхности. Иллюстрация: кадр из мультфильма «Губка Боб»

Интеллектуальная собственность: дело о волнистых поверхностях

Близится день, когда в Украине заработает вновь созданный Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности, поэтому «Ракурс» продолжает рассказывать о самых интересных и знаковых конфликтах в этой сфере.


.

Недавно мы писали об эпической битве сардин, когда один производитель утащил у другого идею оформления банки. А вот еще одна история — в ней тоже замешаны два отечественных производителя. Причем оба могут похвастаться отличной, подтвержденной десятилетиями репутацией на рынке, собственным производством, дающим рабочие места и поступления в бюджет, качественной продукцией. А поспорили они даже не из-за этикетки, а из-за… формы поверхности обычной губки для мытья посуды. Ведь эти копеечные, в сущности, губки приносят совсем не копеечную прибыль.

Интересная деталь: оба эти предприятия даже не являются прямыми конкурентами. Группа компаний «Интерфом» занимается в основном производством и продажей мебельного пенополиуретана. Это высокотехнологичное производство, продукт имеет международные сертификаты безопасности. На фабриках делают матрасы, топперы, наполнитель для мебели — ну и губки для мытья посуды и машин, банные мочалки. На рынке «Интерфом» — с 1997 года.

 

Второе предприятие — «Эргопак» — вышло на рынок даже раньше, в 1996-м. Правда, вначале оно занималось импортом и продажей разных полезных в хозяйстве предметов, но вскоре открыло и собственное производство. Выпускает фольгу и пищевую пленку, салфетки, кухонные скребки, перчатки, зубочистки. И, конечно же, губки кухонные и банные. Сейчас продукция компании продается не только в Украине, но также идет на экспорт, и разными престижными наградами «Эргопак» тоже может похвалиться.

Оба предприятия имеют штаб-квартиры в Киевской области.

В описании товаров от «Эргопака» есть графа «Уникальное свойство». Описывая губки, маркетологи компании называют антибактериальность, аромат, удобный захват и... волнистую поверхность.

Губка с волнистой поверхностью. Фото: Людмила Крылова / Ракурс

Вот из-за этой поверхности и начался конфликт. ООО «Эргопак» летом 2015 года обратилось в Антимонопольный комитет Украины с жалобой. Суть ее сводилась к тому, что международная компания «Айвибридж Венчерз Лимитед», базирующаяся на Кипре, в 2013 году зарегистрировала объемный товарный знак и предоставила исключительные права использования волнистого знака ООО «Эргопак». Поэтому «фирменные» волнистые губки может производить только эта фирма. ООО потребовало «немедленно прекратить производство и предложение к продаже фальсифицированных товаров — губок с волнистой поверхностью», то есть губок производства «Интерфом».

Административная коллегия Киевского областного территориального отделения АМКУ изучила дело и пришла к выводу: согласно ст. 16 закона «Об охране прав на знаки для товаров и услуг», «использованием знака признается его нанесение на товар». То есть если бы «Интерфом» ставил волнистый знак на этикетку или упаковку для своих губок, это было бы нарушением.

Проще говоря, картинка с волнистой губкой на упаковке и реальный кусок поролона с волнистой поверхностью — разные вещи. А раз так, то требование ООО «Эргопак» запретить другим производителям вырезать волнистый рельеф на своих губках как раз и является попыткой уничтожить конкурентов, а значит, нарушает законодательство о недобросовестной конкуренции. Поэтому требования нужно отозвать.

Рассуждая с обывательской точки зрения, я тоже считаю, что фирма из Боярки несколько перегнула палку, наехав на фирму из Обухова. Следуя этой логике, можно было бы придраться, например, к тому, что на зарегистрированном товарном знаке изображена розовая волнистая губка, а значит — все остальные фирмы не имеют права выпускать не только волнистые, но и розовые губки. 


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter