Работу судьи нельзя оценивать по нормам и процентам. Часть 2
https://racurs.ua/780-sudii-sudy-otcenka.htmlРакурсАнглийский судья, приступая к исполнению своих обязанностей в должности, приносит присягу: «Я торжественно клянусь относиться ко всем с уважением, с соблюдением закона, без страха, привязанности, предвзятости или вражды». Эти обязательства важны. Если народ какой-либо страны верит в то, что указанные обязанности будут безусловно выполняться судьями, у него будет доверие к ним и к судейскому корпусу в целом.
«Но эти обязательства могут быть выполнены только при условии гарантий защищенности судьи на его должности, когда он/она не может быть уволен с должности (до наступления срока обязательного выхода в отставку), кроме случаев признания судьи неспособным к выполнению судейских обязанностей или привлечения к дисциплинарной ответственности за совершение серьезного должностного преступления в соответствии с процедурой, которая является прозрачной, справедливой и свободной от политического давления», — считает сэр Генри Брук, президент Фонда европейского законодательства имени лорда Слинна Хадли, бывший вице-президент Гражданской палаты Апелляционного суда Англии и Уэльса.
Касательно стимуляции этического поведения среди судей. По словам американского федерального судьи Уильяма Даффи, она начинается с отбора судей: «Поскольку должности являются очень уважаемыми, к назначениям судей наблюдается значительный интерес». А учитывая, что есть «широкий круг заинтересованных в получении этой должности лиц, ответственные за процесс назначения могут выбирать целостных и выдающихся личностей». Этическое поведение «активно поощряется и стимулируется неформальным консультационным процессом, который берет истоки из культуры подотчетности». В отличие от частых неформальных консультаций, официальные дисциплинарные процессы происходят редко. Эти консультационные процессы имеют два уровня. Первый — это персональные консультации между судьями в округах с целью определения, является ли представшая перед судьей проблема вопросом этики. Второй уровень — это возможность обратиться за советом к небольшой группе судей, которые хорошо разбираются в Кодексе поведения, исследуют и анализируют вопрос этического и личного поведения судьи.
Принимая во внимание украинские реалии, пока что такие тезисы звучат фантастически, в то же время подтверждая: нет ничего невозможного, если есть желание. Интересно, что прогрессивные идеи, оказывается, не обходят и наших влиятельных в судебной системе людей. Например, еще четыре года назад на то время председатель Высшего совета юстиции Владимир Колесниченко, как бы парадоксально это ни звучало именно из уст известного деятеля предыдущей политической эпохи, фактически озвучил ряд требований нынешнего Майдана в отношении судебной системы: «Следует сделать максимально открытым для общественности процесс назначения судей на должности. Публиковать информацию о кандидатах на должности судей в средствах массовой информации, ввести обязательное их обсуждение среди общин, на территории которых судья планирует работать. Благодаря этому на первом этапе становится фактически невозможным попадание в судейский корпус кандидатов, недостойных этой высокой должности. Введение общественного обсуждения кандидата для избрания на должность судьи бессрочно будет существенным сдерживающим фактором для нарушения закона судьей. Судья, знающий, что через 5 лет «пойдет к людям», трижды подумает, прежде чем проявить неуважение к участникам процесса или допустить неэтичное поведение».
Так может, действительно пришло уже время попробовать реализовать хотя бы такие простейшие предохранители от злоупотреблений? Определенные возможности для этого есть.
На сегодняшний день список лиц, находящихся в резерве на замещение вакантных должностей судьи, а также рейтинговый список кандидатов на должность судьи (в соответствии с количеством баллов, полученных в результате сдачи квалификационного экзамена) опубликованы на сайте ВККСУ. Любой человек может сообщить ВККСУ информацию о кандидате, которая должна проверяться и учитываться при дальнейшем рассмотрении вопроса по кандидатуре (согласно ч. 3 ст. 68 закона о судоустройстве и статусе судей, организации и граждане имеют право подавать в ВККСУ информацию о кандидатах на должность судьи). Также общественность имеет такую возможность при рассмотрении вопроса по кандидатуре в ВСЮ — это касательно назначения на должность судьи впервые.
Что касается назначении на должность судьи бессрочно, то ВККСУ также сообщает о подготовке материалов относительно кандидата на должность судьи бессрочно на своем сайте и в официальных СМИ. Согласно ч. 3 ст. 76 закона о судоустройстве и статусе судей, ВККСУ рассматривает обращения граждан, общественных организаций, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, органов государственной власти и органов местного самоуправления о деятельности кандидата. Такая же возможность есть у граждан при рассмотрении вопроса о рекомендации назначения на должность судьи бессрочно в профильном комитете Верховной Рады до рассмотрения вопроса и принятия решения парламентом.
Вопрос: знает ли о таких уже существующих на сегодняшний день возможностях общественность, насколько активно их использует? И вопрос — как реагируют органы, задействованные в процедуре отбора, на такие обращения?
Еще одним элементом подотчетности является институт дисциплинарной ответственности судей. Этот процесс состоит из двух компонентов. Первый — это правила, нормы и стандарты, регулирующие поведение судей, процедуру проведения соответствующих проверок по дисциплинарным делам, процесс слушания в дисциплинарных производствах и установление факта ненадлежащего поведения. То есть, это процедура.
Второй компонент — это само представление, регистрация, проработка и отслеживание жалоб на поведение судей; фиксация и регистрация информации об отдельных обращениях и заявителях; требования к содержанию и опубликованию решений по дисциплинарным делам. Компонент является публичным, это, по мнению Кертиса Де Клу, «фасад» дисциплинарной практики в отношении судей.
В свое время именно этот эксперт, исследуя украинскую судебную систему, обратил внимание на несовершенство процесса привлечения судей к ответственности, на отсутствие единого обобщенного подхода к дисциплинарным проступкам и санкций за них и приложил усилия к выработке стандартизированных, понятных и открытых форм для работы с жалобами граждан.
Сегодня на сайте Высшей квалификационной комиссии судей Украины можно найти раздел «Электронная форма жалобы/заявления о неправомерном поведении судьи», в котором кратко изложены правила обжалования ненадлежащего поведения судей, разъяснения оснований привлечения их к дисциплинарной ответственности.
В то же время есть и предостережения относительно того, что «сбор, хранение, использование и распространение информации устно, письменно или другим способом с целью нанесения вреда авторитету судей или влияния на беспристрастность суда запрещается и влечет за собой ответственность, установленную законом». На сайте есть образец жалобы (но не загружается) о неправомерном поведении судьи местного или апелляционного суда, подаваемой в ВККСУ. Образца жалобы, подаваемой в ВСЮ, нет, есть только перечень требований к оформлению. Жалоба загружается с сайта ВККСУ.
Именно наглядная, зримая подотчетность может обеспечить судьям и судебной системе это «восстановление доверия», о котором в последнее время не устает говорить активная часть общественности, и в котором, в конце концов, заинтересованы сами судьи. Пришло время хорошенько выстирать судейские мантии и предстать перед обществом в совершенно новом качестве. Судья в Украине должен стать олицетворением законности и справедливости — одних из самых главных ценностей для человека.
(О рекомендациях Венецианской комиссии и практике привлечения украинских судей к ответственности читайте в следующих статьях).
Эта публикация была подготовлена при поддержке американского народа, предоставленной через Агентство США по международному развитию (USAID) в рамках проекта «Справедливое правосудие». Взгляды авторов и отдельные мнения, высказанные в материале, не обязательно отражают взгляды Агентства США по международному развитию или правительства Соединенных Штатов Америки.