Законопроект Геращенко: надо будет, всех посадим. От добровольцев до взяткодателей
https://racurs.ua/789-mera-presechenia.htmlРакурсСмешное название законопроекта №2330 «О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины (относительно аспектов применения залога и преступлений, к которым применяется содержание под стражей)» Антона Геращенко свидетельствует об одном из двух: либо нардеп (которого скромный статус советника министра вдохновлял велеречиво и повсеместно комментировать все на свете) настолько проникся милицейским духом, что действительно искренне стремится применять меру пресечения к… преступлениям, а не к гражданам, подозреваемым в их совершении, либо началась новая эра уголовной политики государства.
Впрочем, о втором может свидетельствовать принятие уже новой властью целого ряда законов из числа «драконовских», за которые та же новая власть сегодня привлекает к ответственности деятелей из бывших. Тем не менее законопроект Геращенко — это, несомненно, особая веха. Потому что вышеназванным оксюмороном его законотворческий радикализм отнюдь не исчерпывается. Предлагается значительно расширить список преступлений, подозрение или обвинение в совершении которых исключает возможность применения к фигурантам любой иной меры пресечения, кроме содержания под стражей. Хотя само по себе подозрение или обвинение в совершении преступления, даже тяжкого, не может и не должно быть основанием для того, чтобы человека брали под стражу автоматически. То есть без учета не только личностных характеристик обвиняемого, но даже доказательств его вины.
К сожалению, наши реалии дают все основания для опасений, что подобные нововведения создадут колоссальные возможности для злоупотреблений. Следует отдавать себе отчет в том, что в нашей правоприменительной практике такой закон будет означать следующее: человека можно будет закрыть, просто предъявив подозрение, причем неважно, насколько оно подкреплено доказательной базой. Конечно, это очень удобно для правоохранительных органов и власти.
Любопытен подбор статей Уголовного кодекса, указанных в законопроекте. Кроме статей УК, предусматривающих ответственность за действия, посягающие на основы национальной безопасности, что логично, предусмотрены и другие, в которых превалирует политика. Например, статья 260 «Создание не предусмотренных законом военизированных или вооруженных формирований». Если кто-то предположит по наивности, что статья вошла в список Геращенко для того, чтобы приструнить людей в камуфляже, промышляющих вдалеке от фронта разными неблаговидными занятиями, то эти занятия всегда подпадают под статьи, предусматривающие ответственность за заурядные общеуголовные преступления. А вот для многих из тех, кто вернется с фронта и захочет спросить у власти, что же вы тут натворили, пока мы там воевали, — самая подходящая статья: некоторые батальоны и создавались, долгое время действовали и остаются вне закона. Но главное тут, конечно, превенция.
Есть еще статья, очевидно, заточенная не иначе, как лично под Путина (больше ее применять вроде бы не к кому), которого Геращенко, очевидно, не готов отпустить ни за какую сумму залога, если вдруг тот попадет к нам в руки, что, в общем-то, правильно. Речь о статье 437 «Планирование, подготовка, развязывание и ведение агрессивной войны» (как будто война бывает неагрессивной, но это уже не к Геращенко вопрос).
Ну а если говорить серьезно, то указанным законопроектом может быть положено начало процессу, когда список статей УК, по которым — сразу за решетку, будет дополняться по мере необходимости. А мы даже не будем успевать отслеживать эти законодательные новшества. Там уже фигурируют и взяткодатель, и взяткополучатель.
Насчет того, что закон, как указано в пояснительной записке, не потребует дополнительных расходов из госбюджета, можно поспорить — в существующие камеры потенциальные обитатели никак не поместятся.
И последний, с позволения сказать, курьез. В проект вошла диковинная статья о пиратстве (446). Но почему-то нет ни слова о гораздо более актуальном в нынешнее время преступлении —наемничестве. Это вербовка, финансирование, материальное обеспечение, обучение наемников с целью использования в вооруженных конфликтах других государств или насильственных действиях, направленных на свержение государственной власти или нарушение территориальной целостности, а также использование наемников в военных конфликтах или действиях.
Так что с актуализацией законопроекта явные проблемы, на фоне чего его удивительная направленность настораживает еще больше…
Нынешним обитателям Олимпа, как и всем без исключения предыдущим, почему-то кажется, что они тут — всерьез и надолго. А значит, законы можно принимать какие угодно — до нынешних «вершителей судеб» и их ближнего круга рука закона не дотянется. В том, что их время пройдет, власть имущих не убеждают никакие примеры. Ни выставленная на всеобщее обозрение, а затем частично разграбленная с плебейской радостью лубочная, неподражаемая в своем баснословно дорогом убожестве роскошь домов президента и генпрокурора, ни карикатурность соляных пещер молодой поросли из Миндоходов, которые, кстати сказать, имели намного больше, чем нынешние, объективных оснований полагать, что «пришли надолго»…
И одного такого законопроекта, в случае его принятия, достаточно для того, чтобы гарантировать при следующей смене власти эпидемию самоубийств, в которой новый министр внутренних дел, несомненно, также не увидит никакой заслуживающей внимания закономерности.