Семен Глузман: Власть должна нас бояться
https://racurs.ua/932-semen-gluzman-vlast.htmlРакурсТеоретики права называют ее патетической правовой категорией. Поскольку ввести ее в какой-либо кодифицированный правовой акт невозможно. И, тем не менее, трудно формулируемая, явно тяготеющая к понятиям моральной философии, она существует. Собственно, на ней основывается вся правовая теория и практика правоприменения. Она — это Справедливость.
Диктаторы и тоталитарные правители эксплуатируют понятие Справедливости в своих сугубо личных целях. Поскольку и философское понимание Справедливости не конкретизируемо. Справедливость в понимании правовых систем Гитлера и Сталина резко отличается от таковой в системах цивилизованного права.
Выполняет ли хоть какую-то часть функции Справедливости практика правоприменения в Украине? Увы, весьма незначительную. Как трудно всерьез назвать сталинского министра юстиции Вышинского Министром Справедливости, так же трудно всерьез поверить, что наше Министерство юстиции является Министерством Справедливости государства Украина.
Обыкновенные люди, не имея никакой юридической подготовки и интереса к теории права, уверенно сознают: Украина не является правовым государством. Осознание этой уверенности — результат обыденного опыта жизни в Украине. Где проявления Справедливости отсутствуют. Самой обыкновенной, незамысловатой справедливости в окружающих нас проявлениях государственной и административной действительности.
Основной функцией члена парламента в любой стране является создание и совершенствование законодательства. Отдельных, так называемых отраслевых законов, регулирование их взаимодействия с другими отраслями права, устранение пробелов в праве и т. д. и т. п. Разумеется, законодатели в тоталитарных государствах и диктатурах имеют иную, очень простую функцию — голосование. Не свободное голосование по уму или совести, а исключительно управляемое. Как это совсем недавно демонстрировал в нашем парламенте незабвенный Михаил Чечетов.
Тем не менее, сотни наших сограждан имеют опыт личного законотворчества. Творили законы, так сказать. Во всяком случае, обязаны были это делать. А не только голосовать по мановению дирижерской руки. Хотелось бы верить, что многие из них стремились занять парламентские кресла с целью создания институтов Справедливости в нашей стране. А именно. Создания справедливого суда, справедливой прокуратуры, справедливой системы здравоохранения…
Многие из тех, кто управляет нами, сидя в высоких властных креслах, прошли через это горнило высокоинтеллектуального законодательного творчества. Следовательно, мы вправе ожидать от них особенного интереса к функционированию институтов Справедливости в Украине. Увы, не могут и не хотят. У них совершенно иные интересы. Личные. Или клановые. Феномен Справедливости они понимают совершенно иначе, нежели классики теории права.
Со всем этим надо что-то делать. Сама по себе опухоль на нашей государственности не рассосется. У нас только одна возможность терапии — активное и осознанное участие в выборах. И — звериная хватка на шее власти после них. Власть должна нас бояться! В Талмуде есть такая фраза: «Если ты умрешь — это надолго. Если ты дурак — это навсегда». Давайте, наконец, будем умными!