Венецианская комиссия: Даже квалифоценивание должно рассматриваться как исключительное и проводиться с гарантией защиты судей
https://racurs.ua/995-venecianskaya-komissiya.htmlРакурсВ Заключении Венецианской комиссии относительно конституционных изменений в части «Правосудие» говорится, в частности, о следующем.
Вступление в силу обвинительного приговора в отношении судьи «в любом уголовном деле, несмотря на его серьезность» в проекте предусматривалось в качестве основания для прекращения его полномочий. В новой редакции пункта уточнено, что обвинительный приговор должен касаться совершения им преступления. «Предполагая, что таким образом исключены по крайней мере незначительные уголовные преступления, это изменение является положительным», — говорится в заключении.
Венецианка с энтузиазмом поддержала «долгожданную смену системы назначения украинских судей»: судьи больше не будут избираться Верховной Радой, они будут назначаться президентом по представлению Высшего совета правосудия, на конкурсной основе. Таким образом, исключено оказание влияния парламента на судебную систему, что представляло угрозу как для судей, так и для судебной системы в целом. «Президент сохраняет церемониальную роль: назначает кандидатов по представлению Высшего совета правосудия, которое является обязательным для президента». Знакомые с украинскими реалиями эксперты отмечают, что решение вопросов возможных задержек и блокировок назначений президентом следует решить на уровне закона.
В предварительном заключении настойчиво рекомендовано лишить президента полномочий по увольнению судей, аргументируя это тем, что после назначения судей любые связи между судьей и политическими органами должны быть разорваны. У законодательной и исполнительной властей не должно быть никакой возможности даже для чисто символического вмешательства.
Для усиления доверия, необходимого в демократическом обществе, суды должны не только быть независимыми, но иметь независимый вид.
В доработанной редакции учтена эта рекомендация, и полномочия по увольнению судей не принадлежат президенту, а переданы Высшему совету правосудия. Одобряя такую поправку, Венецианская комиссия отмечает: если целью является достижение на самом деле независимого правосудия, то все решения по карьере судьи (продвижение, перевод, увольнение) должны приниматься Высшим советом правосудия, а не политическими институтами. Во избежание любого неправильного толкования Венецианская комиссия рекомендует уточнить, что Высший совет правосудия имеет полномочия принимать решения об увольнении судьи с должности, а также о переводе судей и их продвижении по службе.
Европейские эксперты отметили в Заключении: «В нынешних украинских реалиях участие президента в переводе судей и продвижении их по службе может быть приемлемым в виде переходных мер, введенных на ограниченный период из соображений национальной безопасности». Ввиду того, что нынешние реалии будут продолжаться еще неопределенное время, а рассуждения национальной безопасности иногда трактуются очень вольно.
Венецианская комиссия и Генеральный директорат по правам человека и верховенства права Совета Европы учли разъяснения украинских властей о необходимости выбора между увольнением всех судей и предоставлением им права повторно подавать свои кандидатуры на должности судьи или их оценки в соответствии с процедурой, предложенной законом.
Венецианская комиссия и Директорат высказали мнение, что может быть необходимым и оправданным принятие исключительных мер для искоренения коррупции и некомпетентности в судебной власти, что является результатом политического влияния на процедуру назначения судей в предыдущий период, но увольнение всех судей, назначенных в течение определенного времени, не станет адекватным решением проблем, определенных властью. Даже квалификационное оценивание, предусмотренное в пункте 6 Переходных положений, должно рассматриваться как полностью исключительное и проводиться при условии соблюдения чрезвычайно строгих гарантий для защиты судей, соответствующих своим должностям, и этот вопрос должен рассматриваться на основании дополнительной и существенной нормы права и требует конституционной основы.
«Увольнение всех судей, за исключением особенных ситуаций, таких, как конституционный дисконтуитет, не соответствует европейским стандартам и принципу верховенства права. Кроме того, замена всех судей (более 8000) невозможна без ущерба для дальнейшего отправления правосудия. В случае реорганизации отдельных судов, заинтересованные судьи должны иметь возможность уйти в отставку или пройти прозрачный конкурс на новую должность», — говорится в Заключении.
Венецианская комиссия отмечает: непонятно, имеет ли целью это переходное положение Конституции Украины не только конституционное закрепление процедуры оценки, предусмотренной пунктом 6 Переходных положений закона «Об обеспечении права на справедливый суд», но и процедуры проверки, предусмотренной законом о восстановлении доверия к судебной власти или процедуры люстрации, определенной законом об очищении власти. Венецианская комиссия считает, что наличие нескольких параллельных процедур является весьма проблематичным, поскольку оценивание профессионализма, этичности и добропорядочности судей может быть лишь исключительным мероприятием, требует чрезвычайной осторожности: параллельное выполнение различных процедур, осуществляемых различными органами, вряд ли обеспечит соблюдение наивысших гарантий для судей, которые соответствуют этим критериям. Венецианская комиссия отмечает, что исключительные меры должны быть ограничены во времени и осуществляться быстро и эффективно.