Новости
Ракурс

Медстраховка для всех — станет ли идея реальностью

Под новогодней елкой украинцы с большой вероятностью могут найти подарок от Минздрава — медицинское страхование. Радоваться или нет — покажет время, да и вряд ли кто-то из нас заметит перемены после боя курантов. Единственное, что следует сделать после новогодних праздников, так это заняться выбором врача.


.

Модель национальной страховой системы Минздрав презентовал с помощью всего лишь трех слайдов, что вызвало сарказм у одних и много вопросов у других. Итак, что же нас ждет? Переход на страховое финансирование медицины планируется провести до 2020 года, а первые изменения для наших сограждан и врачей должны начаться уже с 2017-го. Отвечая на мегапопулярный в украинском обществе вопрос «какую модель Минздрав взял за ориентир», реформаторы замечают, что подобная система медицинского страхования работает, например, в Великобритании.

Как это работает в туманном Альбионе

Государственное медицинское страхование для граждан Великобритании бесплатно и покрывает все виды медицинских услуг и лекарственные средства, назначенные врачом. В рамках такой страховки существует несколько вариантов совместного несения затрат, например, при посещении стоматолога пациент уплачивает около 200 фунтов за весь курс лечения.

Организацией предоставления медицинского обслуживания занимается Национальная служба здравоохранения (National Health Service — NHS) — государственная организация, которая оплачивает амбулаторное и стационарное лечение, услуги врачей общей практики, узкопрофильных специалистов, лекарственные средства, стоматологические услуги, реабилитацию и т. п. Основное финансирование NHS происходит за счет налоговых поступлений, лишь частично из страховых взносов и сборов с пациентов. Государственное медстрахование в Великобритании имеет свои недостатки. Например, пациенты вынуждены длительное время ожидать проведения необходимой процедуры, не могут выбирать время, врача и медицинское учреждение.

Что планируют внедрить в Украине

На начальном этапе реформы, анонсированной на 2017 год, планируется реформировать первичную медпомощь. Украинцам не придется платить страховые взносы из своего кармана, однако акцентируем внимание на том, что за счет страховки граждане смогут получить лишь гарантированный государством минимум медицинских услуг. Так, пациенты смогут сами выбрать врача (семейного, терапевта или педиатра) без привязки к месту жительства, с которым нужно будет подписать договор. Государственная медстраховка пока что будет покрывать, скорее всего, лишь консультацию такого специалиста, в ходе которой вам либо поставят диагноз и назначат лечение, либо направят на диагностику или к узкому специалисту. Все остальное — анализы, диагностические процедуры и т. п. — пациенту придется оплачивать самостоятельно.

Финансировать «первичку» планируют из госбюджета за счет общих налогов, обещая не вводить новых и не повышать старых. «Как пример таких общих налогов можно привести акцизы или налоги на добавленную стоимость, — объясняет замминистра здравоохранения Павел Ковтонюк. — В нынешних условиях, когда половина экономики находится в тени, никакие другие налоги не будут эффективными, ведь нам нужно покрыть все 100% населения. Хочу успокоить, что такая система уже действует и новых налогов вводить не будут».

Как планирует Минздрав, врач будет получать доход за каждого конкретного пациента, который заключил с ним договор, а не по виртуальной тарифной сетке зарплат (для начала устанавливается ограничение — количество пациентов на одного врача не может превышать 2000 человек). Ожидается, что новая система создаст условия для достойной оплаты услуг врача и сделает коррупцию в этой сфере невыгодной самим пациентам.

Оплачивать работу врачей будет Национальная служба здоровья, используя аккумулированные в бюджете деньги как страховщик, то есть заключать договоры с медицинскими учреждениями и платить по ним. Чтобы уйти от платы за каждый отдельный прием, за одного пациента планируется установить тариф — 210 грн в год. Также обещают ввести возрастные коэффициенты на детей и пенсионеров. Ведь на осмотр ребенка требуется гораздо больше времени, чем взрослого, да и болеют дети и пенсионеры чаще.

Итак, с 2017 года каждый украинец должен выбрать себе семейного врача, терапевта или педиатра и составить с ним договор на объем гарантированных медуслуг. Однако что будет входить в этот перечень, в Министерстве пока еще размышляют.

«Это очень важно. Должны быть четкие обязательства между сторонами: на что пациент имеет право и на что врач имеет право, — говорит П. Ковтонюк. — Например, вызов врача на дом. Нужна четкая аргументация, в каких случаях это возможно. То же самое касается лабораторных услуг. Мы еще изучаем этот вопрос. Очень хотелось бы включить их в пакет, но надо до конца изучить их наличие в конкретных поликлиниках. Работаем с регионами, чтобы нам дали такую информацию. На мой взгляд, лучше начать с меньшего, но дать людям 100% и со временем расширить пакет услуг, чем пообещать много и не выполнить».

Замминистра также замечает, что ремонты поликлиник, модернизация и сервис под страховую программу не попадают, так как правительство не может взять это на себя. «Это дело собственников, — полагает П. Ковтонюк. — В большинстве случаев собственниками являются местные власти. Работаем с ними, чтобы они нам помогали и начали приводить в порядок свои медицинские учреждения».

Минздрав также уточняет, что обновленная система должна улучшить качество предоставления медуслуг на первичном уровне, ведь пациент сможет разорвать договор с врачом, если его что-то не устроит. Однако тут же возникает вопрос, как часто можно менять врача. Например, в Польше это можно делать раз в год, если чаще — нужно доплачивать. Эта процедура должна быть четко прописана, ведь если у врача 2000 пациентов и они постоянно мигрируют, будет сложно решать финансовые вопросы.

Государственное медстрахование в Украине — станут ли ожидания реальностью

В целом идея реформирования медицинской отрасли воспринимается в украинском обществе позитивно. Большинство врачей также поддерживают изменения, но многие замечают, что недоверие к власти нивелирует желание реформ. Поэтому особенно важно, чтобы реформе предшествовала мощная информационная кампания с четкими месседжами как для пациентов, так и для медиков.

Эксперты говорят, что у команды Минздрава есть идея, но пока нет четкой системы, которую нужно воплощать. «На сегодняшний день обсуждается только идея — это не решение. При анализе самой идеи возникает много вопросов. Например, как будут подписываться договоры, как можно будет поменять врача. Сегодня пациент и так может выбирать. Как быть, если врач, с которым составлен договор, единственный в селе и вдруг сломает ногу, — кто будет принимать пациентов? У нас уже были пилотные регионы, странно, что нынешняя команда Минздрава не учитывает их опыта. Было обязательное прикрепление пациента к врачу, и все это провалилось. Большинство этих идей не новые...Уже неактуально распространять эту идею, пора давать конкретные процедуры и воплощать их», — считает Зоряна Черненко, главный эксперт медицинской группы «Реанимационный пакет реформ».

По мнению ответственного секретаря совета Национальной медицинской палаты Украины Сергея Кравченко, в нашей стране пока невозможно внедрить работающее медицинское страхование: «Мы не можем взять готовую модель, например, Польши или Германии и адаптировать ее под украинские реалии. В развитых странах сельское население составляет 3–5%, тогда как в Украине — около 40%. В селах практически уничтожены поликлиники и больницы. Там живут люди, которые часто не имеют постоянной работы, выживают за счет подсобного хозяйства. Принцип солидарного страхования, когда население платит процент от своего дохода, а потом деньги равномерно распределяются, у нас не сработает. Украина на первом месте по заболеваемости и смертности. Получается, что деньги мы собрать можем, но на всех их не хватит. А по законодательству государственные институции не могут капитализировать собранные средства. То есть нет возможности, чтобы деньги зарабатывали деньги, а потом лечили людей».

Ольга Стефанишина, исполнительный директор БФ «Пациенты Украины», обратила внимание на то, что Минздрав разделил реформу первичного страхования и реимбурсации (возмещение государством средств населению за покупку лекарственных препаратов): «Есть заявления, что по «первичке» будут выдаваться все лекарства бесплатно, и это то, что очень нужно людям, поскольку 80% украинцев не могут купить базовые препараты. Пациент, получив рецепт, идет в аптеку и получает их бесплатно. Но сейчас мы не понимаем, как эта система будет работать, практически нет никаких документов... Есть риск, что пациент снова окажется без жизненно важных препаратов».

По мнению П. Ковтонюка, с 1 января первичное страхование не заработает. Примерно полгода уйдет на составление договоров между пациентами и врачами, а также внедрением IT-системы. Поэтому по-настоящему первичное медстрахование должно заработать во второй половине следующего года. После этого в Минздраве обещают ввести страхование и на специализированную медицину.

По словам З. Черненко, не стоит ожидать, что в ближайшие пару лет решатся все проблемы в украинской медицине: «Еще одна важная вещь: не надо расслабляться! Ни в одной стране медицинская реформа не завершена. Медицинские технологии, лекарства постоянно видоизменяются, становятся дороже, это все влияет на то, что каждая страна находится в перманентном состоянии реформирования медицины. Например, сегодня в Великобритании кризис в связи с Brexit, им придется перестраивать свою систему здравоохранения на новую колею. Нужно к проблеме подходить комплексно и понимать, для чего нам нужно усиливать первичное звено. Задача семейного врача — не только установить диагноз или направить к специалисту, но и убедить пациента заботиться о своем здоровье. Ведь наше здоровье только на 30% зависит от системы здравоохранения, больше на него влияют экология и образ жизни».

Может быть, Украине пригодился бы опыт соседней Польши, которая уже более 15 лет выстраивает государственную систему медицинского страхования. Сейчас в этой стране на повестке дня стоит вопрос свертывания системы медицинского страхования и возврата к бюджетному финансированию. Главная причина — затратная, дотационная система, с которой постоянно возникает много проблем. Например, в первые пять лет внедрения системы государственного страхования деньги заканчивались уже в августе. Представьте, человек приходит к врачу в первый раз, а ему говорят: извините, вы не успели, у нас закончились деньги.

Наверное, Украине нужно учесть также тот факт, что системы здравоохранения многих стран находятся под давлением постоянного увеличения расходов. Так рост расходов в странах-членах ЕС за последние десять лет был обусловлен не только политическими решениями, призванными расширить доступ населения к качественному лечению, но также объективными причинами — разработкой инновационных методов лечения и лекарственных средств. Готово ли наше государство к таким вызовам? Пока, наверное, нет, ведь сегодня на систему здравоохранения Украина готова выделить лишь 2,5% ВВП.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter