Новости
Ракурс

Честные цены на лекарства по-украински, или «Можно... но деньги вперед!»

С февраля лекарства в аптеках должны подешеветь — еще вчера настойчиво обещали украинцам Минздрав и Кабмин. Однако 1 февраля на заседании правительства оперативно было принято решение перенести введение референтных цен в аптеках на 1 апреля 2017 года. Видимо, Кабмин в последний момент все же решил прислушаться к критике и веским доводам экспертного сообщества. Как считают эксперты, это позволит возобновить поставки некоторых лекарств, которые прекратились, и обеспечить в дальнейшем их непрерывную реализацию пациентам в аптечных сетях.


.

Ульяна Супрун, и. о. министра здравоохранения, представила проект изменений в постановление Кабмина от 9 ноября 2016 года №862 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства».

«Проанализировав подготовительную работу по введению этого механизма, проведя консультации с производителями и операторами рынка, мы пришли к выводу, что надлежащее исполнение этого регулирования требует длительного переходного периода, связанного с постепенной реализацией остатков лекарств. Для стабилизации ситуации на рынке и устранения возникновения рисков предлагается перенести срок начала реализации постановления №862 на 1 апреля. Он начнется вместе с программой возмещения стоимости лекарственных средств, предусмотренной постановлением КМУ от 9 ноября 2016 года №863. Также предлагаем изменить конечный срок реализации остатков до 1 апреля 2017 года. Мы работаем с представителями фармрынка, и уже есть информация, что некоторыми производителями цены были снижены на 15–30%, другие продолжают сотрудничество. Поэтому хотим предоставить им более длинный переходный период, чтобы мы консолидировано обеспечили население доступными лекарствами», — отметила Супрун.

Доступность лекарств откладывается

Итак, что же заставило правительство отложить проект «Доступность лекарств»? Согласно приказу Минздрава «Об утверждении Порядка расчета предельных оптово-отпускных цен на лекарственные средства на основе референтных цен», аптекам с 1 февраля запрещалось продавать 89 наименований лекарственных средств с 21 действующим веществом дороже, чем установлено правительством (список).

Пока это правило касается трех групп препаратов: для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета второго типа и бронхиальной астмы. Их запрещено продавать дороже, чем они стоят в пяти ближайших странах Евросоюза — Латвии, Польши, Словакии, Венгрии и Чехии.

Ни для кого не секрет, что весомая часть зарплаты многих украинцев (что уж говорить о пенсии) уходит на лекарства. Скажем, «обуздание» бича наших сограждан — гипертонии — наносит немалый ущерб бюджету семьи, к тому же принимать препараты нужно ежедневно. При этом украинские зарплаты и пенсии вряд ли в ближайшем будущем угонятся за ценами на лекарства.

В то же время один и тот же препарат в соседних государствах стоит в два, а то и в несколько раз дешевле, чем в украинских аптеках. Поэтому немало украинцев, пребывая за пределами своей страны, стараются пополнить не только свой багаж впечатлений, но и аптечку. Другим, вынужденным пожизненно принимать препараты по зашкаливающим украинским ценам, лекарства привозят знакомые из-за границы.

Поэтому шаг государства навстречу доступности лекарств для украинцев, безусловно, правильный. Но можно ли, стуча кулаком по столу, снизить цены в аптеках? Послушаются ли лекарства? Или могут испугаться и исчезнуть из продажи?

Обо всем по порядку. В ноябре Кабмин утвердил два постановления (№862 и №863), которых ждали как фармацевтический бизнес, так и пациенты. Предполагалось, что постановление №863 введет систему реимбурсации (возмещения стоимости) препаратов для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета второго типа и бронхиальной астмы. А первое постановление должно ввести специальное ценовое регулирование для соответствующих лекарственных средств.

Казалось бы, наконец-то у нас появится система, которая давно работает во многих развитых странах и позволяет пациентам приобрести в аптеке препарат по рецепту бесплатно (или по значительно сниженной цене), аптеки же получают компенсацию со стороны государства. Согласно заявлениям Кабмина и Минздрава, данные механизмы должны снизить стоимость лекарств, включенных в список реимбурсируемых.

Дьявол кроется в деталях

Эксперты бросились читать тексты принятых постановлений, а также проекты подзаконных актов, и чем внимательнее читали, тем быстрее их восторг сменялся обеспокоенностью, граничащей с паникой. Поскольку при реимбурсации предполагается расходование бюджетных средств, за счет которых происходит возмещение стоимости лекарств, вполне логично, что государство одновременно ужесточает регулирование цен на такие препараты. Ценовое регулирование предполагалось внедрять через механизм реферирования, то есть сравнения цены на конкретный препарат в Украине и референтных странах (как говорилось выше, такими странами стали Польша, Чехия, Венгрия, Словакия и Латвия).

Однако дьявол, как всегда, кроется в деталях. Как оказалось, предлагаемый правительством механизм реферирования, по которому будет рассчитываться стоимость лекарства, подлежащего возмещению, подразумевает, что под реимбурсируемую цену фактически смогут попасть только дешевые генерические препараты, имеющиеся на рынке. А вот оригиналы, брендовые лекарственные средства международных производителей в эту цену с большой вероятностью не попадут.

Как констатируют эксперты, нормы принятых постановлений установили требования к реферированию (то есть значительному снижению цены) для всех препаратов указанных групп, и неважно, попадет ли он в реимбурсацию по факту или нет, но цена на него не должна превышать референтную, даже если такое лекарство продается просто в аптеке.

В этой ситуации международные компании будут вынуждены либо снижать цену на лекарственные препараты до экономически невыгодной, работая себе в убыток, либо уходить с украинского рынка. Скорее всего, они выберут второй вариант. А пациентам, которые принимали данные лекарства, придется искать их на черном рынке.

Над Украиной замаячил пример Азербайджана, где произошла схожая ситуация в 2015 году. Из-за игнорирования правительством страны реальных условий функционирования фармацевтического бизнеса с рынка исчезли лекарства европейского производства, а некоторые крупные компании-поставщики вовсе ушли из страны.

Фармацевтическое сообщество не единожды отмечало, что внедрение референтного ценообразования должно быть отсрочено и вводиться вместе с хорошо продуманным механизмом реимбурсации, который будет понятен всем заинтересованным сторонам. При введении лишь регулирования цен складывается абсурдная ситуация, когда власть заявляет о регулировании цен на лекарства, стоимость которых подлежит возмещению со стороны государства, а когда будут предоставлены средства на реимбурсацию — неизвестно. А ведь должно быть наоборот.

Помните, как у Ильфа и Петрова в «Двенадцати стульях»? «Деньги вперед, — заявил монтер. — Утром — деньги, вечером — стулья или вечером — деньги, а на другой день утром — стулья. — А можно так: утром — стулья, а днем — деньги? — пытал Остап. — Можно... Но деньги вперед!».

В Европейской бизнес-ассоциации также убеждены, что государственная программа по доступности лекарств не доработана, и предполагают, что если бы она начала работать с 1 февраля, то некоторые лекарственные средства из указанного списка попросту исчезли бы из продажи.

С этим утверждением согласна председатель ОО «Николаевская фармацевтическая ассоциация «ФармРада» Елена Прудникова. По ее мнению, если государство введет невыгодные, убыточные для аптек цены на какой-либо перечень лекарственных средств, то для компенсации убытков могут подняться цены на другие препараты.

Фармацевты неоднократно обращались к премьер-министру с просьбой объяснить некоторые критические вопросы. Так, 30 января в Кабмине состоялось очередное совещание по вопросам государственного регулирования цен на лекарственные средства. Производителям и заявителям было предложено до 1 февраля 2017 года доказать Минздраву, что цены на медикаменты в Украине обоснованы, предоставив информацию о стоимости таких лекарств в референтных странах.

У экспертов также много вопросов к перечню лекарственных препаратов, подлежащих реимбурсации. По их мнению, этот список имеет множество недостатков, в том числе возможную коррупционную составляющую, ведь создает преференции некоторым производителям. Так, изначально в проекте реестра оптово-отпускных цен на лекарственные средства отсутствовало деление препаратов на «таблетки» и «таблетки, покрытые оболочкой». Однако оно появилось в принятом документе, хотя это и противоречит постановлению Кабмина №863, где в перечне международных непатентованных названий (МНН) для таблетированных препаратов указаны только следующие лекарственные формы: «таблетка» и «таблетка сублингвальная».

Еще одно замечание. Для производства «таблетки, покрытой оболочкой» требуется больше затрат, чем для «таблетки». Однако этот факт почему-то не был учтен при установлении предельной оптово-отпускной цены, в частности для препаратов «Атенолол» (дозировка 50 мг), «Бисопролол» (2,5 мг), а также «Метформин» (500 мг и 850 мг).

Чтобы лекарства в Украине действительно стали доступнее, обязательно следует учесть ошибки пилотного проекта реимбурсации по гипертонии. Иначе шансы на то, что при реализации данной программы мы наступим на те же грабли, очень велики. Впрочем, все может закончиться и вовсе банально. В какой-то момент в госбюджете (как и в прошлый раз) не найдется денег на финансирование.

Пока на компенсацию лекарственных препаратов из бюджета выделили всего лишь 500 млн грн. Даже если распределить их только между гипертониками (которых в Украине более 10 млн), получится менее 5 грн в месяц. За эти деньги можно разве что доехать до врача за рецептом, и то в одну сторону. Если все останется как есть, рецепт превратится в лотерейный билет, который достанется тем, на кого хватит бюджетных денег.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter