Новости
Ракурс

Международные закупки лекарств: «секретные материалы» и обвинения в коррупции

После непродолжительного периода затишья тема госзакупок лекарств через международные организации набирает оборотов с новой силой. К сожалению, нынешние закупки нельзя назвать полностью прозрачными, как это предполагалось. Пока достоверно неизвестно, удалось ли убить дракона коррупции в этой сфере — поверженным его никто не видел, а вот о задержках с закупками лекарственных препаратов пациенты знают не понаслышке.


.

Немного предисловия. Инициатором привлечения международных организаций к процессу закупки лекарств за бюджетные деньги был экс-министр здравоохранения Александр Квиташвили. Информация о том, что организация процесса аналогичным образом эффективно работает во многих государствах мира, в том числе и в его родной стране, многообещающе прозвучала из уст нового главы Минздрава буквально на первой пресс-конференции. Экспат из Грузии называл передачу госзакупок лекарств в международные руки эдакой вакциной от коррупционных схем, обещая бесперебойность и оптимальное соотношение цена/качество.

Украинские эксперты, быстро подхватив эту идею, подсчитали, что такой шаг позволил бы сэкономить до 40% бюджетных средств (именно такой процент госбюджета, выделенного на закупки лекарств, по данным СБУ, ушел на откаты и коррупционные схемы в Минздраве). Освободившиеся деньги давали надежду на возможность обеспечить лечением большее количество украинцев. Казалось бы, волшебный рецепт от коррупции в этом сегменте был найден. Это выглядело правильным временным решением, пока Украина не создаст собственное Национальное агентство закупок.

Итак, на дворе почти лето 2017 года. Закупки лекарств за бюджетные деньги 2015-го (!) еще не завершены, 5% препаратов до сих пор не поставлены в Украину. По словам Ольги Богомолец, председателя Комитета ВР по вопросам здравоохранения, первые закупки через международные организации затянулись по причине длительной разработки Минздравом подзаконных актов.

По состоянию на 17 мая 2017 года было закуплено 17% от планируемого за деньги 2016 года (в регионы поставлено 15%). Например, по программе детской онкологии это всего лишь 9% лекарственных препаратов, сердечно-сосудистых заболеваний — 2,5%.

Еще одна деталь: некоторые из лекарств, поставленных за 2015 год, пришли с небольшим сроком годности, в результате их не удалось полностью использовать и теперь они ждут утилизации.

Некоторые из лекарств, поставленных за 2015 год, пришли с небольшим сроком годности и теперь ждут утилизации

«К сожалению, ситуация ухудшается. В больнице «Охматдет» накопилось просроченных препаратов общей стоимостью около 500 тыс. грн, на конец мая это уже будет 700 тыс. грн, — рассказывает Светлана Донская, председатель Всеукраинской общественной организации «Ассоциация детских онкогематологов Украины». — Заявку на медикаменты 2016 года мы подали в сентябре, сегодня получили аж один медикамент кансидаз на 75% от потребности. <...> Что касается сроков поставок препаратов за 2016 год, это август-сентябрь, по одной позиции даже октябрь этого года. Это позиции, которых уже нет. Это базовые химиопрепараты, без которых невозможно выполнять противоопухолевую терапию. Сегодня их покупают или родители, или волонтеры».

Crown Agents, которым в 2015 году доверили закупку лекарственных препаратов и средств медицинского назначения по программе детской, взрослой онкологии и онкогематологии, в интервью «Ракурсу» так разъяснили особенности этого процесса: «Онкологические препараты — сложные комплексные лекарственные средства, очень активный класс веществ с ограниченным сроком годности. Они не могут лежать на полках целый год. Если вы не используете онкопрепараты в течение года, их нужно будет попросту выбросить. <...> Врачу и пациентам важно, чтобы в нужный момент времени данное лекарство было в наличии. У нас другая концепция — не разовая закупка 100-процентного объема, а бесперебойная поставка в течение года».

А вот для того, чтобы лекарственные препараты поставлялись бесперебойно, решения должны приниматься быстро, подчеркивают в международном закупочном агентстве. Но с этим у нас, к сожалению, проблемы.

Особенности обещанной замены просроченных лекарств Crown Agents описали в своем недавнем пресс-релизе: «Что касается замены лекарств, закупленных за счет средств государственного бюджета 2015 года, срок годности которых либо истек, либо близок к этому, то Crown Agents имеет все необходимые предварительные соглашения от поставщиков, чтобы завершить такую ​​замену. Но пока что Crown Agents ожидает точного количества таких лекарств от больниц для доставки их в единое место. В соответствии с международными стандартами, для замены лекарств, срок годности которых истек, существует официальная процедура, которая предусматривает централизованный сбор, передачу производителям и уничтожение препаратов самими производителями. Только после этого новые лекарства могут быть отправлены на место назначения».

Вряд ли этих нюансов не знали в Минздраве, подписывая договоры с международными организациями. Или невнимательно читали? По словам О. Богомолец, сроки поставок лекарственных препаратов, их сроки годности, ценовая политика регулируются именно в договорах.

Секретные материалы

«На каждом заседании мы заслушиваем отчет Минздрава о закупках — ведь на Комитет ВР по вопросам здравоохранения возложена контролирующая функция. Минздрав не дает объяснений. Договоров, подписанных между Минздравом и международными организациями, министерство также не предоставляет. Все пути цивилизованного решения этого вопроса исчерпаны», — отмечает О. Богомолец.

Олегу Мусию, заместителю председателя профильного комитета, по его словам, удалось заполучить «секретные материалы» — копии договоров Минздрава с международными организациями (те самые, которые и. о. министра здравоохранения Уляна Супрун отказалась демонстрировать на одном из заседаний комитета, объяснив, что закупки проходят в соответствии с внутренними правилами и процедурами международных организаций, поэтому они имеют право не показывать договоры — это их коммерческая тайна).

О. Мусий обвинил Минздрав в коррупции и связи с международной фарммафией. «Соглашения с тремя международными организациями, попавшие в мои руки и подписанные Супрун, доказывают наличие в Минздраве коррупции, которая вышла на международный уровень. Только засланные персоны, которые ненавидят Украину и украинцев, могли заключить крайне невыгодные для нас договоры. По этим соглашениям международные организации не несут за поставки никакой ответственности, могут поставить в Украину лекарства с любым сроком годности, нарушить сроки поставок. Что фактически и происходит сейчас — миллиарды выведены из страны, в больницах или нет лекарств, или они просрочены, или станут непригодными через месяц», — написал нардеп на своей странице в Facebook.

В Минздраве же, наоборот, закупки медикаментов за бюджетные деньги с привлечением международных организаций считают эффективными, указывая также на значительную экономию. «Экономия бюджетных средств на закупки лекарств за средства государственного бюджета 2016 года по 12 программам, координируемым Crown Agents, может превысить 86 млн грн», — сообщил на днях Минздрав.

Что делать?

На заседаниях Комитета ВР по вопросам здравоохранения предложения взять и отменить международные закупки (которые сам же комитет в свое время и поддержал) звучат с завидным постоянством.

«Мы не можем ликвидировать международные закупки, не создав Национальное закупочное агентство, — считает О. Богомолец. — Что мы дадим на замену, старый тендерный комитет в Минздраве? Мы должны создать новый инструмент (и это прописано в меморандуме с МВФ) — Национальное закупочное агентство при Министерстве экономики (не при Минздраве), осуществлять закупки через систему ProZorro. Сегодня это блокируется Минздравом, ведь Супрун заявляет, что до 2019 года это агентство не нужно».

Для решения создавшейся ситуации профильный комитет сделал еще один шаг — поддержал законопроект №6194 «О внесении изменения в статью 17 Закона Украины «О лекарственных средствах» (относительно сроков годности лекарственных средств, закупленных с привлечением специализированных организаций)». Документом предлагается дополнить Закон Украины «О лекарственных средствах» положением, согласно которому срок годности лекарств, закупленных через международные организации, должен составлять не менее 2/3 срока, определенного производителем (при условии, что производитель определил срок менее одного года), или не менее одного года (при условии, что производитель определил срок более одного года).

В комитете надеются, что когда законопроект станет законом, это поможет заставить профильное министерство закупать медикаменты с более длительным сроком годности. Вот только когда за него проголосуют?

Пока Минздраву и профильному комитету не удалось найти общий язык. Их отношения скорее похожи на супружеские. Перед разводом. Не стоит забывать, что закупка лекарств — это командная работа, в которую как прямо, так и опосредованно вовлечены и международные компании, и Минздрав, и профильный комитет Верховной Рады, пациентские организации, врачи... Да и оперативно выстроить кардинально новую прозрачную систему закупок в стране, находящейся на одном из последних мест в мире по индексу восприятия коррупции, найти баланс между ценой и качеством лекарств при режиме жесткой экономии бюджетных средств — задача архисложная. Неумение украинской стороны оперативно решать насущные вопросы, смотреть на шаг вперед, а также особенности ведения бизнеса в Украине и пока еще отсутствие доминанты закона не могли не внести свою лепту в непростой процесс закупок по-новому.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter