Новости
Ракурс

Украина как барьер между «совком» и цивилизацией

Лето — время экономического замирания, расходов на отдых, так же, как рождественские и новогодние праздники — время расходов на подарки, так уж сложилось. Однако политика летом действует весьма активно, что продемонстрировал украинский президент, успев за половину июля встретиться с руководством трех стран, а с руководством еще трех — провести широко анонсированные телефонные переговоры. Получается, есть порох в пороховницах. Давайте посмотрим на всплеск этой политической активности максимально предвзято.


.

Начнем с перелета из Киева в Тбилиси главного украинского самолета, на борту которого были не только наш президент с супругой, но еще и большое количество сподвижников и единомышленников, облаченных властью. Этот официальный визит начался не совсем корректно: в аэропорту украинского главу государства встречал не президент Грузии и даже не премьер-министр, а всего лишь министр образования. Что вызвало волну сарказма у экс-президента Грузии, бывшего губернатора Одесской области и нынешнего гражданина Украины Михаила Саакашвили. Хотя именно его персона являлась камнем преткновения в украино-грузинских отношениях: Тбилиси уже два года требует выдать Михо (Михаила) в связи с открытием уголовного дела, мы же справедливо морозимся в ответ. Украина не выдает своих граждан другим государствам.

Кроме того, грузины настолько охладели к украинской тематике, что на бизнес-форуме с участием нашего президента Украину написали с каким-то кавказским акцентом. Первые лица наших стран сегодня общаются не часто — вот и выскакивают лингвистические несоответствия.

На бизнес-форуме в Грузии название нашей страны написали с ошибкой: «УкАраина»

Но завершилось все хорошо — подписанием декларации о стратегическом партнерстве, совместной дегустацией вина в Аджарском винном доме и просмотром зажигательных местных плясок. В декларации о стратегическом партнерстве обозначены крупные евроазиатские транспортные и энергетические проекты, в том числе в рамках нового Шелкового пути.

Хотя официального списка стран — стратегических партнеров Украины не существует, но, судя по заявлениям, там два десятка государств, среди которых США, а теперь и Грузия. Две постсоветские страны смогли окончательно помириться только после пинка от еще одного общего стратегического партнера.

Главный стратегический партнер Беларуси достаточно широко известен. Он находится на востоке. Там же находится второй стратегический партнер — северокорейская демократия. Остальные белорусские партнеры — за океаном, но они немного другие, нежели у Грузии и Украины: это постугочавесная Венесуэла и постфидельный остров свободы Куба. Врагов у Беларуси нет — так решил ее отец и руководитель, ввязавшись в демократические преобразования и создав собственный безвиз. Сегодня в Минск можно прилететь практически из любой страны, не заботясь о визовых ограничениях, а вот белорусы без визы попадут только в бывший совок и в стратегически близкие страны.

На прошлой неделе белорусский бацька прилетал к нам в столицу. Со статусом отношений с Беларусью в Киеве окончательно не определились, хотя Петр Порошенко считает, что «это визит не просто надежного партнера, но и доброго друга моего и Украины, который всегда готов нас поддержать».

«Мы далеки от прежних достижений украинско-белорусского сотрудничества, когда годовой товарооборот был почти 8 млрд долл… Сопредседатели совместной межправительственной комиссии заверили нас, что в течение двух лет мы достигнем этого уровня, а может, и превзойдем», — холодно парировал опытный минский переговорщик и президент, собирающийся проводить прямо сейчас совместные российско-белорусские армейские учения «Запад-2017» на своей территории. Наверняка, имея в виду только сотрудничество с соседями, дружбу и поддержку.

Этот визит не обошелся без конфуза: прямо на встрече двух друзей-президентов потерял сознание и был увезен в больницу руководитель украинских пограничников. Не мудрено: такой фейерверк политического блеска выдержит не всякий.

В июле также произошло несколько событий, подчеркивающих осторожное отношение в мире к военно-патриотическому позиционированию России как продолжателя дел бывшего СССР.

Президент Финляндии Саули Ниинсте закрепил своей подписью в середине месяца изменения в законы о территориальном наблюдении и в уголовное законодательство. Нововведения касаются военных без знаков отличия. Благодаря этому финские власти смогут действовать более эффективно в тех случаях, когда безопасности в стране угрожает группа военных без опознавательных знаков. Сегодня этот закон позволяет хватать подобных персонажей и сажать в каталажку до выяснения обстоятельств появления в Финляндии пусть даже очень вежливых, но выглядящих военными людей. Финны помнят о событиях 1939–1940 годов и наблюдают, как себя в последнее время ведет южный сосед. У этой внеблоковой страны на НАТО надежды нет, и они думают о самозащите.

В Финляндии будут арестовывать военных без опознавательных знаков

А в Польше тем временем приняли закон, который разрешает снести 230 памятников красноармейцам, павшим в борьбе за освобождение от нацистской оккупации этой страны. Но если вспомнить историю, то Вторая мировая война началась в 1939 году именно разделом Польши между Сталиным и Гитлером, и у поляков вполне справедливое отношение ко всем оккупантам. Московская власть заявляет, что звезды и красные советские флаги не являются пропагандой коммунистической идеологии. По такой теории в Сталинграде уместен памятник со свастикой и красным флагом Третьего Рейха — в память о погибших в войне простых немцах.

Неделю назад в Венгрии представителей российской спортивной делегации, в частности тренерского штаба команды по водному поло, на Чемпионате мира по водным видам спорта в Будапеште заставили снять футболки с красными пятиконечными звездами и надписями СССР. О запрете им сказали венгерские полицейские, проводившие досмотр перед входом на стадион. Служители правопорядка ссылались на то, что советские звезды запрещены законом в Венгрии, поскольку приравнены к фашисткой символике. Для чего спортсменам было напяливать на себя архаические майки, остается загадкой. Хотя у венгров в черном списке чуть не оказался логотип нидерландской пивоваренной компании Heineken — красная пятиконечная звезда.

У венгров в черном списке чуть не оказался логотип нидерландской пивоваренной компании Heineken

Москва всегда и последовательно настаивает на том, что во внутренних делах она может делать что угодно — передвигать произвольно войска, выстраивать собственную линию диалога с соседями, вести гибридные операции со своей территории. Например, поставить в Крым турбины, проданные немецким Siemens для краснодарской электростанции. Во время встречи в Москве с министром экономики и энергетики Германии Зигмаром Габриэлем в сентябре 2016 года президент России Владимир Путин лично пообещал, что четыре газовые турбины компании Siemens не будут использоваться в Крыму. Об этом со ссылкой на свои источники сообщило немецкое издание WirtschaftsWoche. Власти Германии после встречи с Путиным проинформировали Siemens об обещании российского лидера, и в компании поверили его слову. Сегодня немецкий концерн сворачивает отношения с Россией, а ЕС планирует новые санкции против российских чиновников и юридических лиц, причастных к этой операции.

Три бывших советских государства, выбравшие западный вектор развития, сегодня называют друг друга стратегическими партнерами — это Украина, Грузия и Молдова. Запад заставил их забыть о межгосударственных противоречиях и создать новый, общий социально-политический продукт. Суть его — в возведении барьера между европейской цивилизацией и нацеленными на агрессию последователями монгольской орды. Именно такой собственный путь выбрало для себя руководство России. А отмороженный российский электорат, если его опросить, может с 86-процентной вероятностью проголосовать за нападение на любого соседа, который ведет себя не так, как хочет российский телевизор.

В финале вышесказанного можно добавить, что 24 июля состоялись телефонные переговоры в так называемом нормандском формате, которые длились около двух часов. Украинский президент Петр Порошенко и французский Эммануэль Макрон, а также канцлер Германии Ангела Меркель говорили на английском языке. Глава Российской Федерации Владимир Путин говорил на великом, могучем, правдивом и свободном — русском.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter