Новости
Ракурс

На родине трансплантологии без пересадок, или Очередь за жизнью

Ежегодно в Украине пересадка почки требуется 2000 человек, 1000 ждут трансплантации сердца, 600 — костного мозга. При этом на операционный стол попадают не более 150 человек в год, а чтобы пересчитать количество трансплантаций сердца за время независимости нашей страны, хватит пальцев двух рук.


.

Сравните: в США в 2016 году было проведено 33 611 органных трансплантаций. В Украине за этот период выполнено лишь 126, из них 119 — трансплантаций почки, 5 трансплантаций печени и одна пересадка легких. К тому же большинство пересадок были проведены от живого родственного донора, а трансплантаций от донора-трупа — только две. Пересадка почки от матери к ребенку — типичный пример родственной трансплантации, однако в мире этим видом трансплантации пользуются лишь в 20% случаев. Большая часть (около 80%) операций происходит с применением так называемого трупного донорства, то есть пересадки органов или тканей погибшего человека.

Сегодня по уровню развития трансплантологии Украина занимает последнее место в Европе. Это особенно обидно для страны, которую считают родиной трансплантологии. Ведь еще в далеком 1933 году работающий в Херсоне хирург Юрий Вороной впервые в мире сделал пересадку трупной почки женщине, которая умирала от отравления ртутью. Операцией врач доказал на практике, что живому человеку можно в клинических условиях пересаживать не только фрагменты тканей, но и целые трупные органы — это положило начало новому этапу в развитии мировой клинической трансплантологии.

В наши дни украинцы с почечной недостаточностью годами привязаны к процедуре гемодиализа. Другие ищут спасения по всему миру, уезжая в поисках нового органа за пределы Украины. Нередко выбирают, например, соседнюю Беларусь. Там в центрах трансплантации им выставляют счета на круглые суммы в иностранной валюте. Если несколько лет назад, например, операция по пересадке сердца стоила 30 тыс. долл., то сейчас, когда к белорусским трансплантологам стали чаще приезжать иностранцы, цены взлетели в 3–5 раз.

«По нашим подсчетам, себестоимость пересадки сердца (без вспомогательных кровообращений) колеблется от 20 до 25 тыс. долл. с периодом выхаживания в течение двух-трех месяцев. Делая операции в Украине, мы могли бы сэкономить огромное количество государственных средств и спасти тысячи жизней», — говорит директор Института сердца Борис Тодуров.

Одну из главных причин проблем трансплантологии в Украине эксперты видят в законодательстве. Согласно закону, принятому еще в 1999 году, в нашей стране действует так называемая презумпция несогласия. Фактически забрать органы для пересадки у трупа можно лишь по согласию родственников, но они дают его крайне редко.

Свою лепту в сложившуюся ситуацию вносят также отсутствие нормального финансирования, единого реестра доноров, проблемы в обучении и повышении квалификации врачей.

В Украине также необходимо наладить систему трансплант-координации, то есть логистика должна быть четко отработана. Это действительно сложная система, ведь донор и реципиент в подавляющем большинстве случаев не появляются одновременно в одной больнице, поэтому от слаженности действий всех ответственных специалистов зависит успешность проведения трансплантации.

Пока же налицо абсурдная ситуация. В нашей стране есть достаточное количество квалифицированных специалистов, которые могли бы делать пересадки органов пациентам, но вместо того, чтобы вкладывать средства в их обучение, государство ежегодно оплачивает лечение за границей десяткам пациентов. Только в 2016 году Украина оплатила пересадку сердца за границей 21 больному.

Для того чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, Минздрав решил начать с трансплантации почек. Так, в 2018 году профильное министерство планирует внедрить пилотный проект по трансплантации почки от неродственного трупного донора. По словам и. о. министра здравоохранения Ульяны Супрун, в рамках проекта уже в 2018 году трансплантация почек будет проводиться в нескольких городах — Киеве, Запорожье, Днепре, Харькове, Львове и Одессе (в этих городах есть центры трансплантологии).

Минздрав также инициировал внесение изменений в должностной инструкции врача-анестезиолога. Теперь врач-анестезиолог вправе диагностировать смерть мозга, выполнять мероприятия для сохранения органов и/или тканей умершего для трансплантации, а также именно врач-анестезиолог будет ответственным лицом в учреждении здравоохранения по трансплант-координации.

Проект государственного бюджета на 2018 год предусматривает на данный пилотный проект 112 млн грн. Пока трудно сказать, на что именно пойдут эти деньги и сколько жизней удастся спасти. Остается открытым вопрос: что делать сейчас всем нуждающимся в помощи?

Деньги или жизнь

Программа «Лечение граждан Украины за рубежом» была создана для тех, кому украинские медики не могут помочь на родине. Украинцы вынуждены ехать за границу, чтобы сделать, например, пересадку костного мозга, сердца, почки, печени, легких, пройти курсы химиотерапии препаратами, которые у нас не зарегистрированы. Согласно действующему законодательству, государство гарантирует оплату такого лечения в зарубежных клиниках, если оно невозможно в Украине.

Но на деле все упирается в финансовый тупик. Так, в 2017 году парламент выделил на эту программу 203 млн грн. На лечение за границу удалось отправить 74 пациента и... деньги закончились еще до начала лета. В «очереди за жизнью» осталось более 100 украинцев. Чтобы достучаться до чиновников, 12 июля родственники тяжелобольных вышли под стены Минздрава, Кабмина, Администрации президента. Просьба была одна — дать шанс на жизнь. Их услышали, но вполуха, выделив 186 млн грн — шанс получили не все, лишь 47 пациентов.

Родные и близкие тяжелобольных просят выделить финансирование на лечение за границей. Киев, 12 июля 2017

По состоянию на 23 октября на учете в Минздраве находится 86 человек, нуждающихся в операциях за рубежом. Для их лечения необходимо свыше 278 млн грн. Еще 42 заявления от тяжелобольных находятся на рассмотрении. По предварительным расчетам Минздрава, для них нужно 130 млн грн. То есть реальная потребность до конца 2017 года составляет 408 млн грн.

Однако согласно закону №7258, предусматривающему изменения в госбюджет-2017 (Верховная Рада приняла его в целом в начале ноября), на лечение украинских граждан за рубежом предусмотрено выделить дополнительно лишь 238 млн грн. По подсчетам ОО «Национальное движение «За трансплантацию», этих средств хватит всего на 70 пациентов. Остальные будут ждать следующего бюджетного года. Если дождутся... В новом году придут новые пациенты.

Как отмечают эксперты, все больше людей узнают о государственной программе лечения за рубежом. Те, кто 10–15 лет был на диализе, становятся в хвост «очереди за жизнью». И пока список нуждающихся в помощи с каждым днем увеличивается, есть опасение, что даже эти средства могут не дойти к конечной точке — счетам клиник, где врачи готовы принять и вылечить как маленьких, так и взрослых тяжелобольных украинцев. Дело в том, что законопроект №7258, содержащий изменения в бюджет на 2017 год, был направлен на подпись президенту еще 11 ноября, но до сих пор не подписан.

«Если время будет затянуто, Министерство здравоохранения Украины не успеет провести все бюрократические процедуры до момента закрытия казны. И эти 238 млн будут возвращены в бюджет. А сотни людей потеряют шанс на спасение», — резюмируют эксперты движения «За трансплантацию».


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter