Новости
Ракурс

Тодуров vs Минздрав: каким будет итог войны

Привычная размеренность 1 января взорвалась фейсбучным скандалом между Минздравом и директором Института сердца Борисом Тодуровым. Эта эпическая битва продолжается до сих пор, мало кого оставив равнодушным и разделив наше общество на «красных» и «белых», то бишь тех, кто «за» кардиохирурга с золотыми руками, и тех, кто сомневается, что эти руки абсолютно чисты по умолчанию.


.

Скандал рано или поздно должен был возникнуть, как долго беспокоящий фурункул, который наконец-то вскрыли. Не важно, кто белее или чернее в этой перепалке, была ли это информационная атака со стороны Тодурова на Минздрав (признаки которой увидели некоторые специалисты по пиар-технологиям)... Скорее, эмоциональным постом кардиохирурга просто воспользовались как информационным поводом. К сожалению, во взаимных обвинениях пока не уделяется должного внимания вопросам, поднятым директором Института сердца. Дискуссия же в формате «сам дурак», лишенная конструктива, вряд ли принесет позитивные изменения для украинской медицины.

Итак, напомним, что Тодуров выдвинул ряд обвинений Минздраву, написав на своей странице в Facebook:

Безответственность заявлений, непродуманность решений, авантюризм в стратегии развития — вот что мы видим в последние месяцы работы Минздрава. Программа по сердечно-сосудистым заболеваниям предусматривала закупку на 364 млн грн скоропомощных расходных материалов, которые могли спасти десятки тысяч жизней. Вы не провели эту закупку. Я абсолютно ответственно заявляю (и могу это повторить в суде): ваша халатность забрала больше жизней украинцев, чем война за последние годы. Вы понимаете свою ответственность (в том числе и уголовную) за халатное отношение к своим обязанностям? И это только по программе ССЗ. Что говорить о других? Вы, кажется, решили лечить онкологию профилактикой? Ваш зам Линчевский заблокировал работу Института сердца. Не подписал ни одного официального документа за последние 4 месяца. Уже четвертый месяц он отказывает нам в открытии филиалов в Донецкой и Луганской областях, где население и военные вообще остались без кардиохирургической помощи. Это просто глумление над людьми. Вы лично отказали нам в программе «Искусственное сердце» (представлено в ролике поздравления президента как лучшее достижение Украины в 2016 году) даже после обращения к вам нескольких народных депутатов. Вы — члены правительства, которых мы наняли на работу, отгородились от специалистов новой охраной и просто физически не пускаете нас в здание МОЗ!..

«Врачи забились в норки и ведут индивидуальную борьбу за выживание»

Несмотря на излишнюю эмоциональность поста, Тодурову нужно сказать спасибо. Наверное, впервые врач громко заявил о проблемах в медицине, привлек внимание широкой общественности. В прошлом году, когда ситуация с онкопрепаратами была катастрофической, об этом говорили только волонтеры, пациентские организации и родители больных детей. Не думаю, что пример кардиохирурга заставит медицинское сообщество сразу же сплотиться для помощи пациентам или же собственного выживания, однако это шаг вперед.

«Мы хорошо начали новый год. Медики начинают не бояться высказывать свое мнение, — считает Зоряна Черненко, эксперт медицинской группы Реанимационного пакета реформ. — Я давно жду медицинской забастовки. И дело не в сегодняшней команде Министерства здравоохранения. Возможно, забастовка произойдет не при этой команде и не по причине ее деятельности. Например, в отличие от врачей, учителя сегодня имеют большую профессиональную консолидацию. Врачи забились в норки и ведут индивидуальную борьбу за свое выживание. Когда они объединятся, не будут видеть в каждом врага или соперника, мы получим активное медицинское сообщество, которое нам необходимо».

Дорогие закупки по закону

Директор Института сердца также подстегнул подутихший интерес общественности к государственным закупкам. В своем видеообращении Тодуров прямо выступил против процедуры госзакупок лекарств через международную организацию Crown Agents.

«Ракурс» много писал о перипетиях международных закупок. Нужно понимать, что команда Ульяны Супрун пришла в министерство в августе прошлого года, получив в наследство не только пресловутое проклятое кресло министра здравоохранения, в которое долго не удавалось никого усадить, но и огромные проблемы с закупками 2015-го, которые привели к затягиванию закупок 2016 года. И нужно сделать огромный рывок, чтобы сократить эту брешь длиной в целый год. Эксперты полагают, что затягивания с поставками лекарственных средств все же можно было избежать, и сегодня настойчиво советуют Супрун, активно занятой медреформой, делегировать контроль процесса закупок кому-то из заместителей.

Больше всего проблем с поставками препаратов в прошлом году возникло по программе онкологии, которую доверили британскому агентству Crown Agents. В большинстве случаев затягивание поставок объяснялось саботажем со стороны лоббистов старых схем. В недостатке опыта британское агентство вряд ли упрекнешь: оно давно сотрудничает с правительствами многих стран в области здравоохранения и ведет свою историю с XIX века.

Однако программу онкологии у Crown Agents из закупок 2016 года на всякий случай забрали, взамен Минздрав расширил сотрудничество с агентством, доверив закупки по 12 программам, среди которых лекарства и изделия медицинского назначения для лечения больных с сердечно-сосудистыми и цереброваскулярными заболеваниями. То есть закупки за государственные деньги для Института сердца теперь будут осуществляться международной организацией. В профильном министерстве обещают, что учли прошлые ошибки и в этом году с госзакупками все будет по-другому. На сегодня все тендеры по программе централизованной закупки лекарств и изделий медназначения для лечения больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями (закупки 2016 года) Crown Agents были объявлены.

Общественность, кстати, очень заинтересовалась закупками и проведением тендеров. На Тодурова посыпались обвинения в том, что Институт сердца закупил антибиотик цефопектам на 50% выше рыночной цены. На своей странице в Facebook директор Института сердца объяснил всем друзьям и тем, «кто успел назвать его коррупционером», что цена в 108,52 грн, по которой был закуплен этот медпрепарат, не превышает граничной цены, установленной Минздравом, и если бы закупку проводила международная организация, она приобрела бы лекарство по такой же стоимости.

Если промониторить систему электронных госзакупок Prozorro, то окажется, что Институт сердца является единственным медучреждением, которое закупает цефопектам по столь высокой цене. Так, 23 декабря 2016 года Институт сердца закупил этот антибиотик по 108,52 грн (1821 шт.). Тогда как, например, Киевская городская клиническая больница №8 отдала за него 56,32 грн (50 шт.), а Харьковский онкоцентр 20 декабря 2016 года закупил цефопектам по 66,21 грн (170 шт.). Интересно, что Институт сердца делает самые большие закупки этого препарата, получая при этом самую высокую цену. Как правило, цена в таком случае должна снижаться. Конечно, на стоимость лекарства могла повлиять срочность закупки или другие условия, но вопросы все же остаются. Доказательств криминала нет. Есть факт неэкономного использования средств. Закупка по цене в полтора раза выше рыночной — это плохой менеджмент. Даже если он законен, он все равно плохой.

Не секрет, что закупки по завышенным ценам (с разными вариациями механизмов) — проблема системная. И пример Института сердца — всего лишь верхушка начавшей осыпаться елки.

Аномальное число в госзакупках

Закупка Институтом сердца антибиотика цефопектам проводилась без конкурсных торгов. Согласно закону «О публичных закупках», при закупке от 50 до 200 тыс. грн заказчик может либо провести так называемые допороговые закупки, либо опубликовать отчет о закупке. Последнему варианту и отдали предпочтение. Выбор поставщика в данном случае не регламентирован. Как проходил процесс согласования цены, известно только ответственным лицам Института сердца и поставщика.

Эксперты констатируют, что закупки на сумму 195–200 тыс. грн происходят аномально часто. Алексей Грибановский, дата-аналитик Центра совершенствования закупок в Киевской школе экономики, назвал вероятные причины ситуации: «Распорядители средств пытаются избежать надпороговой процедуры и поэтому делят закупки на мелкие лоты... Мотивацией может быть избежание конкурентной процедуры для работы со связанными лицами (коррупция). Также, возможно, процедура открытых торгов, которая по умолчанию используется почти всегда, является слишком дорогим, забюрократизированным и неудобным инструментом закупок, который не позволяет покупателю вовремя и на должном уровне удовлетворить свои (или общественности, для которой это предприятие или орган создает товары и услуги) потребности».

Дела сердечные

К плюсам этого противостояния можно отнести и то, что у нас наконец-то вспомнили о главной причине смертности в Украине — сердечно-сосудистых заболеваниях. Может, действительно стоит задуматься не только о лечении, но и о профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, декларируемой Супрун? Программа на пять лет уже просчитана, нужно 6,2 млрд грн.

Кстати, о лечении. Многие с удивлением (судя по соцсетям и моим знакомым) узнали из сообщения Минздрава от 11 января («Развернутый ответ по ситуации, сложившейся вокруг Института сердца»), что Институт сердца в 2016 году получил 100% своей квоты на стенты и должен устанавливать их пациентам бесплатно.

Еще вся эта история — это также диагноз украинскому обществу. Мы легко выбираем себе идолов, возводим на престол, а потом так же легко и быстро лишаем их короны. С завистью смотрим на общества, где перед законом все равны, но сами создаем касту неприкасаемых.

Что касается скандала, то сторонам конфликта все же стоит вспомнить, что они работают на благо украинского народа, а проблемные вопросы лучше обсуждать конструктивно и договариваться о путях их решения.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter