Темные времена: в поисках нового министра здравоохранения
https://racurs.ua/1893-temnye-vremena-v-poiskah-novogo-ministra-zdravoohraneniya.htmlРакурсО том, что в Министерстве здравоохранения Украины нет министра, время от времени вспоминают. И. о. есть, а министра нет. Уже на протяжении более полутора лет. Слухи о том, что ведомство вот-вот получит нового руководителя, ходят с завидной регулярностью. В этот раз они особенно настойчивы, а источникам нет повода не доверять. В то время как Ульяна Супрун развенчивает мифы о перекиси водорода, делится секретами счастья и разрешает мочить манту, над Минздравом сгущаются тучи.
Диагноз: министерских полномочий не нашли
«Черную метку» буквально несколько дней назад Супрун получила от суда, поставившего под сомнение ее министерские полномочия. Хозяйственный суд Киева вернул Минздраву исковое заявление против Национального медуниверситета им. Богомольца об устранении препятствий в пользовании имуществом государства. Об этом сообщается в решении суда, размещенном в Едином государственном реестре судебных решений Украины (reyestr.court.gov.ua/Review/72595724).
Иск был подписан и. о. министра Ульяной Супрун, однако суд пришел к выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих исполнение ею обязанностей министра. Как сказано в решении, судья возвращает исковое заявление и приложенные к нему документы «в случае, если заявление подано лицом, которое не имеет процессуальной дееспособности, не подписано или подписано лицом, не имеющим права его подписывать, или лицом, должностное положение которого не указано».
О конфликте между Минздравом и Национальным медуниверситетом «Ракурс» уже писал. Вкратце напомним: 20 февраля Минздрав временно отстранил от исполнения служебных обязанностей ректора Национального медуниверситета им. А. Богомольца Екатерину Амосову из-за срыва лицензионного экзамена для студентов-стоматологов. В министерстве также создали комиссию для расследования ситуации и назначили временно исполняющего обязанности ректора. Однако группа студентов медвуза заблокировала вход в ректорат, не допустив на рабочее место назначенного министерством Михаила Захараша. Далее последовал пинг-понг: Окружной административный суд Киева восстановил Амосову в должности ректора — Минздрав обжаловал.
Министерство также повторно обратилось в суд, который засомневался в полномочиях Супрун. «Если ты не хочешь рассматривать исковое заявление Минздрава, можно демонстрировать чудеса изобретательности. Хозяйственный суд Киева сомневается в моих полномочиях. Сайт КМУ, Минздрава и ЕГР (суд имеет расширенный доступ) — ненадежные источники. Переподали заявление и ждем с нетерпением реакции», — написала Супрун в твиттере 21 марта, закончив сообщение смайликом.
Насчет изобретательности не могу не согласиться с «пани доктор». Скажу больше. Украинские чудеса изобретательности и мало кого удивляющее в нашей стране неследование букве закона могут привести к тому, что все документы, принятые и подписанные и. о. министра Ульяной Супрун, в дальнейшем могут быть оспорены в суде. Легитимность так долго исполняющего обязанности министра, исчерпавшая временной лимит, очень сомнительна, если заглянуть в Кодекс законов Украины о труде.
Кто же станет «министром по делам Северной Ирландии»
Почему Ульяна Супрун так и не стала министром? Трех месяцев, отведенных законом, не так уж мало для того, чтобы в парламенте нашли время для голосования. Скорее всего, как считают в медицинских кругах, договориться не получилось и голосов для принятия такого решения вряд ли хватило бы.
Поиск подходящей кандидатуры на смену Супрун ведется давно, но в последние месяцы он вошел в активную стадию. Достоверные источники утверждают, что на данный момент занять кресло министра здравоохранения согласился Константин Ярынич (член фракции БПП, а также Комитета ВР по вопросам здравоохранения). Константину Владимировичу 47 лет, уроженец Кировограда (сейчас Кропивницкий). Врач-онкогинеколог, в 37 лет возглавивший Кировоградский областной онкологический диспансер. Правда, злые языки утверждают, что карьера была стремительной благодаря отцу — Владимиру Илларионовичу, передавшему эту должность сыну по наследству. Ярынич-старший также многие годы был депутатом Кировоградского облсовета. Ярынич-младший, став депутатом в 2014-м, сложил полномочия главврача онкодиспансера и представил нового, но еще не забытого коллективом, исполняющего обязанности — Владимира Ярынича. Вот такой круговорот.
Другие источники называют Константина Ярынича одним из самых честных депутатов. Третьи говорят, что эту кандидатуру активно лоббировал один из главных идеологов медреформы Сергей Березенко, замглавы депутатской фракции БПП, член парламентского комитета по здравоохранению. Березенко также продвигал идею создания Национальной службы здоровья. Вначале «главным по здоровью нации» хотели назначить Павла Ковтонюка, замминистра здравоохранения. Подумав, решили все же остановиться на другой кандидатуре. Как говорят, именно креатура Березенко эту должность и получила. Из 14 претендентов, среди которых были региональные врачи, бизнесмены и юристы, комиссия отдала предпочтение Олегу Петренко, до этого занимавшему должность заместителя гендиректора по стратегическому развитию клиники ISIDA. Бюджет нового ведомства огромный, в этом году составляет более 113 млрд грн. И столь же большие полномочия: Нацслужба здоровья во многом заменит Минздрав — будет распоряжаться бюджетными деньгами, выделенными на здравоохранение, подписывать договоры с клиниками, которые получат госзаказ на лечение украинцев, координировать закупку лекарств за бюджетный счет... Минздраву оставят определять государственную стратегию в сфере медицины.
В Британии есть шутка — «назначить министром по делам Северной Ирландии», что означает получить непростую должность, где шансы загубить карьеру растут со скоростью звука. В Украине Министерство здравоохранения долгие годы было символом коррупции, и разгребать авгиевы конюшни соглашались немногие. Несмотря на смену министров, количество которых приближается к двум десяткам, написанные концепции и стратегии медреформы, пилотные проекты, коррупция все так же продолжает разъедать украинскую медицину на всех уровнях.
К сожалению, не оправдалась надежда и на экспатов: историку из Сакартвело многострадальное украинское здравоохранение из черной дыры вытащить не удалось. К нынешней и. о. министра вопросов много. Да вот ответы получить вряд ли удастся — открытость в ведомстве лишь декларируется. Озвученные пиар-службой Минздрава «перемоги» при ближайшем рассмотрении приобретают знак минус. То, что назвали медреформой, пока не вселяет надежду, а несет риски сокращения медицинского персонала и необоснованного закрытия медицинских учреждений. Медреформа на региональном уровне направлена не на развитие медицины, а на урезание затрат на поддержание социальной инфраструктуры. Взят курс на регресс, и это не может не пугать.
Кадровая политика в Украине изменчива, как погода. И такая же труднопрогнозируемая. Наберет ли нужное количество голосов кандидатура Константина Ярынича или вместо Супрун ведомство возглавит замминистра Роман Илык с той же приставкой и. о.? Хотелось бы, чтобы этот раз стал исключением из правила, когда должность министра доставалась кандидатам, не выдвигающим много условий и с готовностью выполнявших указания тех, кто их в это кресло посадил.