ГПУ в состоянии кататонического процессуального возбуждения
https://racurs.ua/1912-gpu-v-sostoyanii-katatonicheskogo-processualnogo-vozbujdeniya.htmlРакурсМноголетние энтомологические наблюдения за жизнедеятельностью гигантского муравейника под названием ГПУ дают нам основания для некоторых обобщений. Во-первых, прослеживается прямая аналогия мира животных и мира людей. Как живет муравейник? Кипит работа, все куда-то ползут, каждый что-то тащит себе в ячейку: кто кусочек сыра, кто хлебную крошку, кто веточку... Все тащат, каждый занят своим делом. Однако трудолюбие муравьев нивелируется бессмысленностью большинства их телодвижений.
Выдающийся популяризатор науки Яков Перельман в книге «Занимательная физика» так описывает эффективность коллективного труда муравьев: «Если крупную добычу тащит десяток муравьев по ровному месту, то все действуют одинаково, и получается внешность сотрудничества. Но вот добыча — например гусеница — зацепилась за какое-либо препятствие, за стебель травы, за камешек. Дальше вперед тащить нельзя, надо обогнуть. И тут с ясностью обнаруживается, что каждый муравей по-своему и ни с кем из товарищей не сообразуясь, старается справиться с препятствием. Один тащит направо, другой налево; один толкает вперед, другой тянет назад. Переходят с места на место, хватаются за гусеницу в другом месте, и каждый толкает или тянет по-своему. Когда случится, что силы работающих сложатся так, что в одну сторону будут двигать гусеницу четыре муравья, а в другую шесть, то гусеница в конце концов движется именно в сторону этих шести муравьев, несмотря на противодействие четырех».
Примерно то же и Генеральная прокуратура: начальник Департамента специальных расследований Сергей Горбатюк четвертый год рассказывает, почему он ничего не делает и делать не собирается в плане конечного результата, но для этого надо еще добавить ему в департамент людей и финансовых ресурсов.
А в это время неутомимый героический военный прокурор Анатолий Матиос, который уже всех поймал и арестовал, обещает раскрыть на пару с главой СБУ Василием Грицаком все антигосударственные заговоры, и даже неловко спрашивать о судьбе сторожа Пилипенко, который три дня охранял продуктовый склад и две недели рыл окопы, за что получил «червонец» к празднику. О снайперах с тепловизором — молчу...
Остальные члены коллегии ГПУ (Дмитрий Сторожук, Евгений Енин и Анжела Стрижевская) так ловко замаскировались, что об их существовании известно только бухгалтерии. Специальный антипрокурор Назар Холодницкий перманентно выясняет отношения с директором НАБУ Артемом Сытником — кто из них умный, а кто красивый. Да, чуть не забыл: им привет передает феерически арестованный с поличным на взятке в 50 тыс. долл. в кабинете Холодницкого председатель Кировского районного суда Днепропетровска Геннадий Подберезный. Он не просто вышел из СИЗО, он вышел на работу! И работает: до конца марта у него в графике 32 судебных заседания. Сталин любил шутить: «Нашел время сидеть!». И вправду, когда сидеть, если столько дел: судебная реформа, опять же, борьба с коррупцией...
И только замгенпрокурора Юрий Столярчук ни от кого не прячется — он изображает злую собаку в будке, страшилище, которым можно пугать детей. За этот творческий образ, как утверждают в той же бухгалтерии, он получает десятикратное жалование — до 300 тыс. грн в месяц!
Однако главная военная тайна пятого этажа здания по улице Резницкой состоит в другом: все эти функционеры лишь изображают броуновское движение — Генеральной прокуратурой руководят совсем другие люди из других кабинетов...
В мире насекомых давно замечено, что всякие жуки, тараканы и бабочки озабочены двумя вещами: чего-нибудь съесть вкусненького и поразить всех ярким окрасом туловища и/или крыльев. То же и на улице Резницкой, 13/15. Энтомология ГПУ выделяет две схемы управления: 1) жадность и 2) нарциссизм. Реализация второй схемы происходит при помощи ситуативного фейсбук-штаба в составе начальника управления по связи с так называемой общественностью и СМИ, пресс-секретаря, ну и, прости Господи, генерального прокурора.
В силу того, что все эти люди не только не имеют ни малейшего юридического образования, но и не стремятся грызть гранит науки, все яркие окрасы брюшка и крыльев, которые агрессивно демонстрируются в Facebook в виде операций по задержанию Александра Лавриновича за публикацию текста Конституции, поимки и выдворения Михаила Саакашвили или же недавнего представления в парламент по вопросу Надежды Савченко, подписанного фиктивным титулом генерального прокурора Украины (согласно ст. 131-1 Конституции от 2 июня 2016 года уже полтора года ГПУ возглавляет просто генеральный прокурор, без Украины) приводят в восторг журналистов и домохозяек, а юристов — обычно — в ужас!
Ну, скажите на милость, в какой еще стране возьмут под стражу экс-министра за «публикацию» текста Конституции, который продается в каждом книжном магазине тысячами? Где еще найдется страна, в которой «особо опасного» государственного преступника, вина которого в том, что он имеет слишком длинный язык, и еще в том, что брал деньги у «врагов», вначале будут ловить всем миром, захватывать прямо в ресторане — чтобы просто за шкирки выкинуть на...
Что касается Надежды... Я уже намекал, хоть мне не поверили: ее привезли из Москвы в одном пломбированном самолете вместе с «амбарной книгой», якобы найденной бывшим замглавы СБУ Виктором Трепаком на пепелище офиса Партии регионов на Липках... Вернее, так: наш верховный главнокомандующий выписал себе из Москвы, из подарочного магазина, словно по «Новой почте», две посылки — Надю и Книгу. Благодаря «амбарной книге» нашему «шефу» удалось морским узлом перевязать весь текст Конституции в новую, убого-бессмысленную редакцию, которая дала старт дезорганизации всей правовой системы государства...
А Надя... Она пригодилась вот только сейчас. Расконсервировалась... Я не имею ни малейшего сомнения в том, что все происходит по согласованию между «подарочным» кремлевским магазином и Банковой...
И в это самое время, словно в параллельной реальности, материализуются схемы жадности. Пока яркие бабочки с пестрыми крылышками морочат голову в Facebook, совсем другие люди под крышей ГПУ занимаются разбоем и бандитизмом. Я не шучу.
В пятницу, 16 марта, в офисы «Новой почты» в Киеве, Полтаве и Харькове ворвались люди, которые действовали от имени ГПУ, и принялись под видом обысков выносить ценные вещи и деньги. Об этом рассказал соучредитель «Новой почты» Владимир Поперешнюк. «Сейчас в офисах «Новой почты» в Киеве, Полтаве и Харькове проводится обыск представителями Генеральной прокуратуры Украины. Впервые в моей практике делают обыск моего кабинета и меня лично. Убирают личный компьютер. Чувствую, как прямо на глазах улучшается инвестиционный климат в стране», — написал он.
По итогам «правомерного грабежа» выпустили оправдываться пресс-секретаря ГПУ Ларису Сарган. Которая подтвердила, что по результатам проведенных обысков правоохранители обнаружили и изъяли документы о финансово-хозяйственной деятельности «Новой почты» и родственных предприятий, а также наличные денежные средства, не учтенные в кассах и не указанные в бухгалтерии. «Проводится досудебное расследование в уголовном производстве по фактам злоупотребления служебным положением должностными лицами ООО «Новая почта» и других родственных предприятий, которые при участии должностных лиц органов Государственной фискальной службы Украины, с целью получения неправомерной выгоды для указанного предприятия, совершили прикрытие его незаконных финансовых услуг, что привело к непоступлению в бюджеты средств в виде обязательных налоговых сборов и повлекло тяжкие последствия охраняемым законом государственным интересам, а также умышленного уклонения от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей), входящих в систему налогообложения, введенных в установленном законом порядке, должностными лицами ООО «Новая почта» в особо крупных размерах при осуществлении лицензионной деятельности по переводу денежных средств, доставке товаров (посылок) и международных перевозок, по признакам уголовных преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 364, ч. 3 ст. 212 УК Украины», — сказано в сообщении Сарган.
Сугубо юридически уже давно никто не удивляется, что наш, прости Господи, генеральный прокурор постоянно «возбуждает» уголовные дела. Хотя после 19 ноября 2012 года это уже никого не «возбуждает» — просто открывают производство по досудебному расследованию и заносят его в ЕРДР. Какое-то время эти недоразумения относили на счет delirium tremens. Однако вышеназванный состав преступления, который «следователь» Юрий Луценко инкриминирует «Новой почте» — ч. 2 ст. 364 плюс ч. 3 ст. 212 УК Украины, — говорит о том, что Генеральная прокуратура пребывает в состоянии кататонического процессуального возбуждения!
Постараюсь максимально просто и доступно обрисовать ситуацию. Что образует состав преступления по ст. 364 УК?
«Статья 364. Злоупотребление властью или служебным положением
1. Злоупотребление властью или служебным положением, то есть умышленное, с целью получения любой неправомерной выгоды для себя или другого физического или юридического лица использование должностным лицом власти или служебного положения вопреки интересам службы, если оно причинило существенный вред охраняемым законом правам, свободам и интересам отдельных граждан или государственным или общественным интересам, или интересам юридических лиц, наказывается арестом на срок до шести месяцев или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на такой же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, со штрафом от 250 до 750 необлагаемых минимумов доходов граждан».
Однако ГПУ не просто так «возбудилась», а по ч. 2 ст. 364 УК, где дается дополнительный квалифицирующий признак:
«2. То же деяние, если оно повлекло тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок от трех до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, со штрафом от 500 до 1000 необлагаемых минимумов доходов граждан».
А потом, специально для тех, кто академий не оканчивал, дана приписка:
«Примечание. 1. Должностными лицами в ст. 364, 368, 368-2, 369 настоящего Кодекса являются лица, которые постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителей власти или местного самоуправления, а также занимают постоянно или временно в органах государственной власти, органах местного самоуправления, на государственных или коммунальных предприятиях, в учреждениях или организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, или выполняют такие функции по специальному полномочию, которым лицо наделяется полномочным органом государственной власти, органом местного самоуправления, центральным органом государственного управления со специальным статусом, полномочным органом или уполномоченным лицом предприятия, учреждения, организации, судом или законом».
Разъясняю: субъектом преступления может быть лишь должностное или служебное лицо органа власти, местного самоуправления, государственного или коммунального предприятия! Вопрос: является ли ООО «Новая почта» государственным или коммунальным предприятием? Ровно пять минут потребовалось для того, чтобы выяснить: предприятие ООО «Новая почта», код ЕГРПОУ 31316718, зарегистрированное в Полтаве, ул. Европейская, 57 — ни одной копейки государственных денег в капитале не имеет. Поэтому такое «возбуждение» Генеральной прокуратуры на частную фирму иначе как кататоническим назвать тяжело.
Во-вторых, согласно ст. 216 УПК расследование налоговых преступлений отнесено к подследственности налоговых органов, а не прокуратуры. В-третьих, если кто забыл, то напомню: 20 ноября 2017 года закончился пятилетний срок на вступление в силу подследственности ГБР по ч. 4 ст. 216 УПК, и прокуратура утратила функции досудебного следствия от слова «совсем». И только по старым, ранее начатым делам, дан переходный период еще два года.
Впрочем, это все придирки. Теперь о главном. Согласно ч. 3 ст. 212 УК, которую «шьют» «Новой почте», без налоговой проверки, а главное — без согласованного и вступившего в силу размера налогового обязательства нет и не может быть состава преступления в принципе! Потому что Уголовный кодекс содержит прямую оговорку:
«Статья 212. Уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей)
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей), или если они привели к фактическому непоступлению в бюджеты или государственные целевые фонды средств в особо крупных размерах, наказываются штрафом от 15 тысяч до 25 тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией имущества».
То есть не подготовка, не покушение на преступление, а именно фактическое непоступление налогов в бюджет. Что это означает на практике? Для того чтобы установить сумму налогового ущерба бюджету, нужно вначале определить налоговое обязательство. Как это происходит? Все описано в ст. 54 Налогового кодекса. Либо плательщик налогов декларирует их сам (п. 54.1 НКУ), либо за него это делает налоговый орган (п. 54.3 НКУ) в тех случаях, когда декларация не подана вовсе, или же когда есть основания подозревать плательщика налогов в уклонении. Но в таком случае сумма налогового обязательства определяется налоговым уведомлением-решением, которое подлежит обжалованию в порядке ст. 56 НКУ: сначала в административном порядке вышестоящему налоговому органу, после исчерпания этого метода — в административный суд. И пока решение суда не вступит в законную силу — ничего не произойдет! Считается, что сумма налогов еще не согласована, а значит, нет ущерба, нет суммы для состава преступления.
Длиться это может месяцами, а то и годами. Тем более что согласно п. 56.22 НКУ невозможно обосновать подозрение решениями налоговых органов, пока не завершится процедура их обжалования. Поэтому если кого и можно привлекать по ст. 364 УК, так это самого гражданина Луценко, который в интересах неизвестных нам выгодоприобретателей решил закошмарить «Новую почту».
Что же касается формы проведения обысков с целью изъятия денег и ценных вещей, то при отсутствии формальной подследственности у ГПУ, без результатов налоговой проверки, вступивших в силу, такие действия, как нападение с целью завладения чужим имуществом, сопряженное с насилием, опасным для жизни, или угроза таковым, — можно на полном серьезе квалифицировать по ст. 187 УК — разбой!