Новости
Ракурс

Как работает цивилизованная модель вызова врача на дом, или Плохому врачу погода мешает

«Ты представляешь, врач отказался прийти на вызов к девушке-студентке с температурой 40, ссылаясь на плохую погоду — всего лишь шел дождь», — возмущается моя знакомая. С подобной ситуацией сталкивается все больше пациентов. Что происходит?


.

Так ведь Министерство здравоохранения предупреждало, что Украина переходит на цивилизованную модель вызова врача на дом. С 13 марта 2018 года вступил в силу приказ Минздрава №157 от 26 января 2018 года, отменяющий ряд форм первичной учетной документации, в том числе упраздняется форма №031/о «Книга записи вызовов врачей на дом». Ранее все обращения пациентов в медучреждения регистрировались в этом документе, затем врач должен был отчитаться о всех визитах по указанным вызовам. Как объясняет Минздрав, теперь вся отчетность о приемах, проведенных врачом, сводится к четырем цифрам в день: общее количество обращений взрослых и детей, а также количество посещений взрослых и детей на дому. Эти сведения фиксируются в сокращенной форме 039/о.

«С 13 марта упраздняется «Книга записи вызовов врачей на дом» (№031/о). Врач не будет обязан отчитываться о посещении всех пациентов, которые обратились в регистратуру. Пациент и врач смогут получить доступ друг к другу по телефону. Время врача — ценный и ограниченный общественный ресурс. Каждый пациент должен понимать, что когда врач идет к нему домой, он не помогает минимум трем другим пациентам. Пациент и врач будут вместе принимать решение о необходимости визита домой. Как показывает опыт европейских стран, возможность пообщаться со своим медицинским работником по телефону — одна из услуг, которая больше всего ценится пациентами», — так растолковывает новации профильное министерство.

 

Данное решение Минздрава вызвало настоящий шквал эмоциональных обсуждений в соцсетях. Сторонники кивали на Европу, мол, там врачи по вызовам не ходят, и ничего — все живы и здоровее нас будут. Противники возмущались, что в украинском исполнении такое нововведение приведет к тому, что врачи просто перестанут ходить по вызовам.

«Вызов врача на дом никто не отменяет, он является составной частью медицинской услуги, которая оплачивается из бюджета, — пытается успокоить украинцев заместитель министра здравоохранения Павел Ковтонюк. — Часто говорят: «Выезд будет по желанию врача». Это манипуляция. Выезд будет по сознательному медицинскому решению врача. Врач учится по 7, иногда по 9 лет, он знает медицинский протокол и будет нести за это ответственность. Пациентам не стоит бояться, потому что будет гораздо хуже, если нормы будет устанавливать министерство. Врач должен смотреть по ситуации, по каждому конкретному случаю и каждому пациенту».

Однако, как показывает практика, несмотря на заявления и. о. министра здравоохранения Ульяны Супрун о том, что плохая погода не должна влиять на решение врача о посещении пациента на дому, некоторые из них в дождь руководствуются именно этим критерием.

В Минздраве считают, что пациенты, действительно нуждающиеся в консультации врача у себя дома, не останутся без помощи. «Раньше пациент самостоятельно оценивал свое состояние и состояние своего ребенка и принимал решение дождаться врача дома, — объясняют в ведомстве. — Сейчас врач на основании информации от пациента будет оценивать ситуацию и предлагать пациенту более взвешенное решение. Иногда состояние пациента требует вызова скорой (103), а не ожидания, пока врач ПМП придет к нему. Речь идет не об экстренной помощи — служба «скорой» будет работать в обычном режиме».

Почему врачи пока скорее не рады

Во-первых, не все медики хотят быть в свободном доступе для пациента по телефону. Как показывает горький опыт, многие больные звонят в любое время дня и ночи, вспоминая клятву Гиппократа, но забывая о каком бы то ни было чувстве такта.

Во-вторых, с точки зрения медицинской этики ставить диагноз по телефону недопустимо. Есть немало показательных историй, когда у пациентов диагностировали ОРВИ, назначали жаропонижающие, а при дальнейшем обращении тривиальный диагноз трансформировался в вирусный гепатит или другие, более серьезные заболевания с похожими жалобами и симптомами.

«Если бы меня консультировал врач по телефону, когда я заболела менингококцемией, меня бы уже давно не было в живых, — делится воспоминаниями моя приятельница. — Потому что счет шел на минуты. По картине — обычный вирус. И только врач при тщательном осмотре нашел несколько элементов менингококковой сыпи на спине и под коленкой. Уже через час я лежала в реанимационном отделении инфекционной больницы под капельницами».

По телефону врач вряд ли получит данные объективного осмотра. Картина будет неполной, что повышает вероятность врачебной ошибки. Что в таком случае будет страховкой для врача? Наверное, нужно вести запись разговора, должна быть выделенная линия и фиксация содержания (как это происходит, например, в частных клиниках). Пока о таких планах не слышно.

Безусловно, есть категория врачей, которые категорически не дают каких-либо консультаций вне своего кабинета. Всегда были и те, кто с легкостью оставляет пациентам свой номер мобильного. Однако нужно понимать, что делается это не для полноценной консультации. Как правило, это уточняющие и конкретные вопросы, на которые врач даст конкретный ответ, если имеет достаточно данных о пациенте. В противном случае вас могут попросить сдать определенные анализы, обследования и явиться на прием.

И самый важный вопрос: кто будет отвечать, если с пациентом случится беда? Можно кивать на развитые страны, однако, сказав «а» и введя новую модель вызова врача домой, нужно вспомнить и другие буквы алфавита. В европейских странах четко прописано, когда врач имеет право отказать пациенту и не ехать на вызов, а когда обязан принять иное решение. Такой пошаговый алгоритм разрабатывается специалистами и утверждается на уровне министерства. Разговор врача с пациентом по обслуживанию вызова дома происходит и фиксируется так же, как сейчас в Украине с диспетчером скорой. Поэтому если врач действовал обоснованно и в соответствии с утвержденным алгоритмом, даже в случае смерти больного к нему не возникнет претензий со стороны контролирующего органа. У нас же решение пока ложится на плечи врача. Точно так же, как и ответственность. Рискуют и пациенты. Как доказать, что вы нуждались в помощи дома, а врач сослался на плохую погоду?

Есть вероятность, что часть больных может и вовсе остаться без надлежащей медицинской помощи. Чего греха таить, есть немалая категория наших сограждан, привыкших не утруждать себя походом в кабинет врача, а при любом недомогании вызывать его на дом. Отказаться от привычного за многие годы сервиса ой как непросто. Минздрав заложил бомбу, не дав четких ответов, не прописав состояния и показания, при которых пациент имеет право на обслуживание дома. Пока этот вопрос не урегулируют, конфликты неизбежны.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter