Право ребенка на достойное содержание: что изменил закон
https://racurs.ua/2121-pravo-rebenka-na-dostoynoe-soderjanie-chto-izmenilos-s-prinyatiem-novogo-zakonodatelstva.htmlРакурс3 июля парламент принял второй пакет законопроектов, разработанный в рамках инициативы «Чужих детей не бывает». Изменения касаются размеров алиментов, существенного усиления ответственности за их неуплату, увеличения финансовой помощи детям из неполных семей, контроля за тем, как расходуются средства, которые адресно поступают на ребенка. 28 августа эти законы вступили в силу, и многие их положения (особенно те, которые касаются алиментов) стали темой горячего обсуждения.
Напомним, что, например, в случае задолженности по алиментам более года неплательщиков ждут штрафные санкции в размере 20–50% от суммы долга, арест средств, обязательное направление на общественно полезные работы и привлечение к уголовной ответственности за уклонение от работы, арест автомобиля, запрет на выезд за границу и другие «приятные» вещи. Чиновники высокого ранга, например, обязаны будут предоставлять справки о том, что у них нет задолженности по алиментам более шести месяцев. Но кроме кнута в законе предусмотрен и пряник — налоговые льготы для родителей, которые тратят дополнительные средства на кружки, спортивные секции, учебные курсы для детей.
Изменения в законодательстве, разумеется, влекут за собой и изменения в судебной и исполнительной практике. Заместитель министра юстиции по вопросам исполнительной службы Светлана Глущенко, выступая на практикуме «Особенности рассмотрения некоторых категорий дел, возникающих из семейных правоотношений: постоянство и единство судебной практики», который прошел 19 октября в Верховном суде (Кассационный гражданский суд), рассказала о том, как практически реализуются сегодня положения обновленного законодательства в рамках инициативы Минюста «Чужих детей не бывает».
О выезде ребенка за границу
Обновленное законодательство и судебная практика сегодня приближаются к европейским, а это значит, что в любых семейных спорах на первом месте стоят интересы ребенка. Родители, конечно же, имеют равные права перед законом, однако равенство ни в коем случае не должно трактоваться в ущерб интересам ребенка. В частности это касается разрешений на вывоз ребенка за границу.
«Временный выезд ребенка за границу на конкретный период в сопровождении того из родителей, с кем определено его место проживания и который обеспечивает ребенку уровень жизни, необходимый для всестороннего развития, не может свидетельствовать о лишении другого родителя предусмотренной законодательством возможности принимать участие в воспитании и общении с ребенком. В такой категории дел обобщенный подход недопустим, потому что одна только возможность одного родителя отказать в предоставлении согласия на выезд за границу является инструментом для выяснения отношений между родителями.
Теперь тот из родителей, с кем проживает ребенок, самостоятельно решает вопрос его выезда за границу. Разрешение другого родителя, который должным образом выплачивает алименты, не нужен в случае временного выезда за границу на срок не более одного месяца и с целью отдыха, лечения, оздоровления, участия в международных соревнованиях и т. д.
Однако при этом родитель должен информировать второго родителя о выезде рекомендованным письмом. При пересечении государственной границы необходимо предъявить решение суда или органов опеки и попечительства о месте проживания ребенка и в отдельных случаях — документ, подтверждающий цель выезда и намерение своевременно вернуться в страну».
Орган опеки и попечительства может не дать документ о месте проживания ребенка, если открыто судебное производство по этому вопросу. Поэтому, поясняет Светлана Глущенко, сегодня встречаются случаи, когда родитель, не живущий с ребенком, подает иск в суд и нарочно затягивает рассмотрение дела, чтобы не дать второму родителю вывезти ребенка, например, на отдых. В такой категории дел очень важно придерживаться процессуальных прав, реагировать на злоупотребления этими правами со стороны истцов, которые, по сути, занимаются сведением счетов, а интересы ребенка их не волнуют.
Поэтому, кстати, рекомендуется в исковых заявлениях о разводе заодно ставить вопрос и об определении места проживания ребенка.
Однако родитель, с которым ребенок не живет, но который исправно и честно исполняет свои обязанности, тоже имеет право вывезти ребенка за границу, говорит заместитель министра: «Чтобы реализовать такое право, необходимо письменно обратиться к другому родителю за предоставлением нотариально заверенного разрешения на выезд. Если согласие не будет дано в течение 10 дней, то для решения этого вопроса необходимо обратиться в суд, где он решается в порядке упрощенного искового заявления. При пересечении границы нужно предъявить либо разрешение, либо решение суда и срок возвращения на территорию Украины, а также справку об уплате алиментов».
О размере алиментов
До обновления семейного законодательства в Украине существовала неоднозначная судебная практика, касающаяся расчета пени за долги по алиментам, говорит Светлана Глущенко: «Согласно закону №2475-VIII от 3 июля 2018 года, в случае применения к лицу, обязанному выплачивать алименты по решению суда, мер, предусмотренных Законом Украины «Об исполнительном производстве», максимальный размер пени должен равняться разнице между суммой задолженности и размером примененных мер принудительного исполнения, предусмотренных ст. 71 закона об исполнительном производстве. Новая ст. 182 Семейного кодекса предусматривает минимальный гарантированный и минимальный рекомендованный размеры алиментов. Минимальный гарантированный размер на одного ребенка не может быть меньше 50% прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста. Минимальный рекомендованный размер алиментов составляет размер прожиточного минимума и может быть присужден судом в случае достаточности заработка (дохода) плательщика алиментов».
Однако суд не ограничивается размером заработка и дохода плательщика алиментов в случае, если будет установлено, что его траты превышают заработок (доход) и плательщик алиментов не предоставит сведения об источнике этого дохода.
Проблема в том, что сегодня есть довольно много случаев, когда родители обращаются в суд с иском об увеличении размера алиментов с 30% до 50% прожиточного минимума ребенка. Но в реальной судебной практике пока существуют расхождения. Одни суды решают, что вопрос определения минимального размера алиментов относится к полномочиям государственного исполнителя, а некоторые апелляционные суды удовлетворяют такие иски. Практика Верховного суда (решение по делу №581/638/17-ц от 3 мая 2018 года) показывает, что размер взысканных по суду алиментов не является неизменным и может изменяться в случае возникновения определенных оснований.
«Позиция Министерства юстиции такова: определение минимального гарантированного размера алиментов на одного ребенка отнести к полномочиям государственных исполнителей, чтобы не загружать суды техническими исками. Но если подобный вопрос стал предметом судебного рассмотрения, то такие иски следует удовлетворять, а размер алиментов определять с учетом реальных интересов ребенка», — поясняет замминистра.
Теперь о контроле за средствами. Алименты, полученные на ребенка, являются собственностью ребенка. Соответственно, родитель, получающий деньги на ребенка, должен распоряжаться ими исключительно в его интересах. Поэтому органы опеки и попечительства имеют право на инспекционные визиты к получателям алиментов (но не более одного раза в три месяца).
О штрафных санкциях за неуплату
Изменения в закон предполагают и ужесточение штрафных санкций за неуплату алиментов, поясняет Светлана Глущенко: «Если возникает задолженность, в общей сложности большая, чем сумма соответствующих платежей, то исполнитель налагает штраф в размере 20% от задолженности. Если же сумма превышает долг за два года, то штраф увеличивается до 30%. В случае задолженности в три года штраф составляет уже 50% от размера долга. В дальнейшем постановление о наложении штрафа будет выноситься исполнителем в случае увеличения задолженности на сумму, совокупный размер которой будет превышать сумму алиментных платежей за один год». Такая система подстегнет родителей вовремя выплачивать деньги на ребенка, уверена заместитель министра юстиции.
Уже есть судебная практика, касающаяся обжалования постановлений государственных исполнителей. Суды ссылаются на то, что эти нормы закона вступили в силу с 28 августа нынешнего года и обратной силы не имеют. «Однако на сегодня с момента вступления в силу первого пакета, то есть с 6 февраля 2018 года, прошло более полугода, и мы надеемся, что судебная практика станет устойчивой и единой, и все должники будут отправляться на общественно полезные работы», — добавила заместитель министра.
Что касается судебной практики по поводу запрета на управление автомобилем, то суды иногда его отменяют, ссылаясь на то, что должник собирается работать водителем. Светлана Глущенко обратила особое внимание на то, что Государственная исполнительная служба не лишает права на управление автомобилем тех, для кого авто — источник законного заработка. А суд, бывает, ссылается на гипотетические заявления должника о том, что он, мол, «собирается работать водителем», однако долгое время даже пальцем не думал пошевелить, чтобы найти работу.
Кроме того, существует и судебная практика, касающаяся отмены судами справок о расчете задолженности по уплате алиментов. Проблема в том, что информацию о доходах физлиц-предпринимателей можно получить лишь от самого должника или от органов ГФС Украины, которые, в свою очередь, получают информацию о доходах все от тех же ФЛП раз в квартал.
Но несмотря на все эти проблемы, обновленное законодательство в сфере защиты прав детей дает хорошие результаты. Об этом красноречиво говорят цифры, приведенные Светланой Глущенко: «Сегодня у нас есть более 480 тыс. исполнительных производств по алиментам, из них 180 тыс. — по задолженности более трех месяцев. Активная позиция Минюста обеспечила взыскание более 3,3 млрд грн только за 10 месяцев нынешнего года. Для примера — за весь прошлый год с алиментщиков было взыскано 2,4 млрд грн долгов. Должники активизировались, поскольку вынуждены выплачивать задолженность. Теперь же мы видим свою задачу в построении профессионального диалога с судейской средой, чтобы вместе, единым фронтом встать на защиту интересов наших детей».
Подготовила Людмила ЗАГЛАДА