Новости
Ракурс

Идеальный музей для украинцев

Меняются поколения, стремительно движется вперед наука, вездесущий интернет позволяет не выходя из дома узнать и увидеть много нового. Что следует предпринять музеям, чтобы сформировать новую «музейную потребность»?


.

 

Ответы на эти вопросы искал Киевский международный институт социологии (КМИС), проведя первое исследование музейной аудитории в Украине. Опрос проходил с октября 2012 года, а результаты стали достоянием общественности в мае этого года. Чтобы получить ответы на множество волнующих вопросов, исследование было комплексным: экзит-пол в Музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко (бывший Музей западного и восточного искусства), телефонный опрос потенциальной аудитории (репрезентативная выборка 500 киевлян). Также проводились фокус-групповые дискуссии с посетителями музея Ханенко для установления причин, препятствующих посещению музеев, выявления представлений украинцев об идеальном музее, а также онлайн-форум с интернет-пользователями.

 

Результаты, полученные КМИС, оказались довольно неожиданными. Действующая музейная аудитория состоит преимущественно из молодежи, интересующейся искусством (34 %), людей старше 54 лет (23 %) и организованных экскурсий. Интересно, что подавляющее большинство посетителей музеев — представительницы прекрасного пола (чаще с высшим образованием), они составляют 77 %. Кстати, такой дисбаланс является мировой тенденцией. Есть несколько версий такого положения вещей: существование гендерных стереотипов (посещение музеев больше подходит женщинам), а также феминизация музейной отрасли. Как шутят сотрудники музеев: «Образованные женщины приходят к другим образованным женщинам». Согласно исследованию, двери музеев редко открывают мужчины, особенно среднего возраста, люди без высшего образования и семьи с детьми.

 

Особенно неутешительны результаты выбора музея как варианта досуга: 44 % киевлян не ходят в музеи. Большая часть из них (35 %) оправдываются занятостью, каждый пятый — наличием альтернативных способов проведения свободного времени, 21 % полагают, что музей не является лучшим местом для отдыха. А для каждого десятого посещение музеев — дорогое удовольствие.

 

Для выяснения причин, по которым люди не ходят в музеи, была использована проективная методика, позволяющая получить более искренние ответы (говоря о себе, человек часто выдает желаемое за действительное, но более правдив в отношении кого-то). Главной причиной, по которой большинство не выбирает музей для проведения свободного времени, чаще всего называли лень. А также незаинтересованность в искусстве, один из ответов звучал так: «Есть люди, которым совсем не интересно искусство... Она пойдет в магазин, походит, посмотрит, но пойти посмотреть в музей — а что я там не видела?».

 

А еще общая ограниченность мировоззрения: «Хотите, я вам скажу интересную вещь? У меня есть сосед. Приходит ко мне, я собираюсь, он спрашивает: «Куда вы собираетесь так поздно?». — «Еду в театр». — «А вы были в театре?». — «Была, конечно». — «А там интересно?». Человек за все свои годы ни разу не был в театре. Вот вам и все».

 

Каким же вариантам досуга отдают предпочтение жители нашего города? Согласно тому же опросу, 41 % выбирают пассивный отдых у телевизора, 36 % отправляются на природу, каждый третий старается провести больше времени с семьей и детьми, каждый четвертый сидит в интернете, а 27 % ходят в кино и театры. Каковы же мотивы посещения музеев сегодня? Отвечая на этот вопрос, большинство называют стремление расширить свой кругозор и отвлечься от повседневной жизни, получив положительные эмоции от созерцания произведений искусства. Многие отмечают определенную сакральность музеев, а некоторые респонденты сравнивают пребывание в нем с посещением церкви. Поход в музей ассоциируется с походом в другой, праздничный, мир, контрастирующий с миром обыденным и заряжающий позитивной энергетикой.

 

Нужно отметить, что изучение музейных аудиторий — целая наука, компас, по которому сверяют свою деятельность многие музеи мира. Посетителей музеев тщательно изучают, наблюдая за их поведением и предпочтениями. Существует немало классификаций стилей поведения музейной аудитории. Наиболее интересна и практически применима классификация Верона и Лювасера. Ее авторы, наблюдая за посетителями французских музеев, заметили, что их движения очень похожи на поведение «типичных» насекомых.

 

В соответствии с тем, как перемещается человек по залам и сколько времени уделяет экспонатам, исследователи выделили четыре категории посетителей музеев. Первая — «муравьи», которые, не пропуская ни одного экспоната, обходят всю экспозицию, внимательно читая надписи. Вторая категория — посетители-«жуки», они предпочитают осматривать выставку в целом, не углубляясь. Третья — посетители-«бабочки», которые осматривают только ценные и наиболее привлекательные экспонаты. И четвертая категория — посетители-«кузнечики», они осматривают и читают подписи только привлекших внимание экспонатов (как наиболее ценных, так и наименее примечательных).

 

Согласно исследованию украинской аудитории, большинство наших любителей музеев причислили себя к внимательным и вдумчивым «муравьям» (больше половины) и «кузнечикам» (35 %), которые во время осмотра экспозиции пытаются получить максимум информации от посещения музея. Однако в силу того, что люди не всегда искренне отвечают на заданные им вопросы, важно проводить прямые наблюдения за посетителями, фиксируя их маршруты и поведение у стендов, и с учетом этого размещать коллекции в музейных залах.

 

Участники опроса предлагали также различные варианты музейного маркетинга для привлечения новых и удержания постоянных посетителей: проведение музыкальных вечеров или камерных концертов в стенах музеев, дни открытых дверей, проведение театрализованных тематических действий (например, связанных с историей какого-то экспоната), художественные мастер-классы и фотосессии.

 

Фото: Музей пива во Львове, сайт которого (http://www.lvivbeermuseum.com) респонденты назвали одним из самых интересных и познавательных

 

Опрос показал, что большинство любителей культурного досуга узнают о возможных вариантах проведения свободного времени, в том числе и о музее, из интернета и с помощью «сарафанного» радио — от друзей, родственников или знакомых. Поэтому именно эти два канала стоит использовать музеям для эффективного распространения информации о себе: активизировать работу на интернет-площадках и мотивировать действующих посетителей приглашать с собой в следующий раз друзей (введение семейных или коллективных билетов, скидок, мотивационных постеров в музее или на выходе из него).

 

Оказывается, многие из опрошенных с удовольствием ходили бы на различные культурные мероприятия, в том числе и музеи. Большинство респондентов жаловались на недостаток информации о вариантах культурного отдыха в их информационном пространстве, участники исследования предлагали музеям чаще давать рекламу по радио и телевидению (именно в таком порядке: сначала «зацепка» по радио или по телевидению, а затем человек уже ищет заинтересовавшую его информацию в интернете), больше рекламы по городу (флаеры, билборды, баннеры на видных местах), в метро.

 

Музеям стоит уделить особое внимание внедрению аудиогида как удобной практики ознакомления с экспозицией. Ведь большинство опрошенных проявили заинтересованность в его использовании, но, к сожалению, не везде эта услуга предлагается и рекламируется.

 

Каким представляется идеальный музей сегодня? Для многих он ассоциируется с сочетанием старины и нанотехнологий. Для полноценного восприятия и эффекта присутствия очень важны сенсорные ощущения: многие хотели бы иметь возможность прикоснуться к древности, почувствовать ее (запах старой древесины, скрип пола, зажженные свечи). А наличие места для отдыха, перекуса, кофейня в стенах музея сделали бы такое времяпровождение еще более комфортным и привлекательным.

 

Исследование выявило еще одну интересную тенденцию: взрослые, посещавшие музеи ребенком, с удовольствием ходят в них и в дальнейшем. В психологии существует термин — «неизгладимые воспоминания» детства, то есть, приобщая ребенка к культурному досугу, мы закладываем эту потребность на подсознании, она становится частичкой внутреннего мира уже взрослого человека. Давайте не забывать об этом.

Фото: Один из самых удивительных и захватывающих музеев Киева — Музей популярной науки и техники "Экспериментаниум"


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter