Ракурсhttps://racurs.ua/
Арбузов—Вилкул, или Повестка дня нового премьера
https://racurs.ua/324-arbuzov-vilkul-ili-povestka-dnya-novogo-premera.htmlРакурсС одной стороны, бывший руководитель банка с возможностью хранить и множить в закромах имеющееся, с другой — кризисный управляющий, способный, по его рассказам, сделать жизнь легитимной. Насколько известно, другие кандидатуры не рассматриваются, хотя новое лицо может возникнуть на политическом небосклоне в любую минуту.
.
Чем закончится противостояние и принесет ли оно пользу Украине? В первом случае все останется под полным контролем, перемен не жди. Получай только дальнейшее улучшение ситуации. «Покращення» главенствует, как Молох, оно предсказуемо, как наступившая ночь. Неугомонным людям хочется счастливой и спокойной жизни. Думается, что именно полного спокойствия стоит ожидать в этом случае. Хотя, если говорить о предвыборных переменах в курсе державы, то это не самый верный путь. Второй вариант грозит длительными перестановками и коррективами, здесь возможно все: от грандиозного провала до успеха — осталось лишь подождать. Чем мы, народонаселение, только и занимаемся, находясь под олигархической экспансией хозяев бизнеса Украины. Тем более что в ограниченных амбициях претендент не уличен. Хотя и не был инкубирован из «золотой молодежи», а рос снизу вверх.
Резко увеличилась частота присутствия обоих кандидатов в СМИ, уставшего патриарха с геологическим образованием вроде и не слышно. Сначала один совещание Кабинета министров откроет и расскажет, как он озабочен трудностями для иностранных инвесторов, пригрозив пакетом постановлений правительства. Потом другой откроет музыкальный open-air фестиваль, еще и штраф в Днепропетровскую ГАИ за управление байком без шлема успеет заплатить. Два прямых конкурента на поле массмедиа, со временем конкуренция усилится. На нее станут расходовать средства и будут искать новые возможности продемонстрировать электорату собственную значимость, состоятельность и незаменимость. Вот только эффективность подобного PR (англ. public relations — связи с общественностью) крайне сомнительна. Гарант Конституции может принять любое решение, которое не будет зависеть от количества случаев появления избранника в СМИ.
В украинской политике привычно ставят на бизнес и силу. В обоих случаях имеем дело с тяжеловесами, хотя и с разными источниками возникновения силы. За криворожским яппи (англ. yuppie, аббр. от young urban professional person — молодой городской профессиональный человек) явно просматривается фигура владельца группы СКМ, за парнем из хорошей донецкой семьи стоит самая известная донецкая семья.
Нужно ли опасаться перемен, которые, несомненно, будут? Страна вступает в предвыборный год, и президент пожелает наиболее выгодным образом подать свою персону перед 2015 годом, а значит, захочет освободиться от круга людей, с которыми у народа ассоциируется нынешнее положение. Чего ожидать Украине от смены лидера правительства? Вопрос очень актуальный. Ответы звучат просто, но на деле нелегко претворить их в жизнь. Расцвет или обычная стабильность экономики основывается на благоприятном инвестиционном климате. На политическом, социальном и экономическом положении в стране, являющимся доходным с точки зрения всех потенциальных инвесторов, как внутренних, так и внешних. Когда в экономику вкладывается собственный капитал для его эффективного использования, при условии, что государство дает гарантию сохранения и свободную репатриацию прибыли (лат. repatriate — возвращение на родину).
Инвестиционный климат страны определяется двумя факторами: инвестиционным потенциалом и инвестиционным риском.
Инвестиционный потенциал основывается на совокупности макроэкономических показателей (темпы экономического роста, соотношение потребления и сбережений, ставка ссудного процента, доходная норма прибыли, уровень и динамика существующей инфляции, потребительский спрос населения) и факторов производства (труд и капитал), плюс развитость инфраструктуры. На основе инвестиционного анализа заблаговременно характеризуется его потенциал.
Инвестиционный риск характеризуется уровнем прогноза получения прибыли в будущем от инвестиций в стране. Риск прибыли инвестиций включает политическую, экономическую и социальную составляющие.
Важнейшая задача правительства — создание благоприятного инвестиционного климата. Нужно предъявить минимум требований, к которым относятся стабильная общеэкономическая и политическая ситуация, понятная и работающая законодательная база, наличие развитой инфраструктуры, призванной обеспечить эффективный инвестиционный процесс. На сегодняшний день индекс инвестиционной привлекательности по шкале из пяти баллов располагается далеко ниже тройки. За 19 кварталов исследований, проведенных Европейской бизнес-ассоциацией (EBA), этот индекс находится в самом низу (cм. график).
В связи с этим речь идет о переменах в правительстве. В ожидании адекватных новых действий со стороны управляющих структур и новых людей, способных эти действия осуществлять. Начиная со второго квартала 2011-го (то есть два года) идет постоянный спад, который не замечать просто нельзя. В апреле 2011 года правительство рассмотрело и приняло Инвестиционную реформу Украины, целью которой декларировалось привлечение прямых инвестиций в экономику, формирование положительного инвестиционного имиджа Украины в мире, а также позиционирование Украины как финансового, политического и бизнес-центра в Восточной Европе.
Нынешний руководитель правительства в сентябре 2010 года заявлял, что Украине для выхода из кризиса требуется три года. Через месяц наступит указанное чиновником время. Убежден, что уже сейчас должны приниматься решения, стабилизирующие ситуацию, в том числе кадровые. Инвестиционный климат в Украине — один из худших в мире, что видно невооруженным глазом по поведению иностранцев. Иностранные банки продают свои украинские «дочки», инвесторы бегут, а оставшиеся жалуются на трудности. Такие жалобы озвучиваются на заседании правительства, многолетние разговоры о нарушении прав кредиторов вылились в принятие законов, но законодательные гарантии так и не заработали. Сокращается кредитный потенциал банковской системы Украины, отсюда и сокращение ВВП. Попытки чиновников сказать не всю правду о состоянии экономики создают барьеры между потенциальными инвесторами и правительством. Вероятно, нужны люди, способные управлять государством в состоянии кризиса, а не временщики, пекущиеся о сиюминутной выгоде и поддержании собственной незапятнанности. Важно понимание, что страна находится в состоянии дефолта, что существующую экономику нельзя назвать рыночной.
Правительство должно ввести режим секвестра (от лат. seqvestro — ставлю вне, отдаляю), т. е. сокращения расходов при исполнении отдельных статей или всего государственного бюджета. Сократить расходы на президентскую администрацию, депутатов, правительство, суды, милицию и так далее. Очень хочется, чтобы руководил правительством человек, способный на такие действия. Создание антирейдерской Межведомственной комиссии по вопросам защиты прав инвесторов, противодействия незаконному поглощению и захвату предприятий выглядит полумерой, не способной оперативно влиять на постоянно возникающие проблемы, хотя является шагом в направлении бизнеса. Сегодня требуются не терапевтические, а хирургические меры по выводу экономики из нынешнего состояния.
Известно, что стоимость проекта на 85—90 % состоит из стоимости репутации. По репутации нашей страны с ее экспортной ориентацией нанесен серьезный удар действиями структур, Украиной управляющими. Невозможность защитить интересы инвестора по закону, жесткая фискальная политика, регуляторные препоны привели к тому, что ведение бизнеса в Украине иностранцы дружно называют экстремальным. Экстрим — это хорошо, но большинству бизнесменов важны понятные действующие правила и спокойствие. Ломать стереотип — судьба нового руководства страны. Сейчас нельзя надеяться, что все обойдется само собой.
Для руководства важно честно определить для себя, в каком состоянии и положении находится государство. Заявить об этом и внешним наблюдателям, и своему народу. «Потемкинские деревни» выглядят прекрасно, но жить в них нельзя. Разобраться с состоянием страны можно самим, можно с помощью экспертов. Это нужно понимать и оперативно реагировать на все замечания и предложения. Вроде бы уже есть целые министерства, которые по своей сути должны подобным заниматься. Если этого не происходит, то не грех откорректировать систему контроля.
Важно определиться со стратегическими направлениями развития государства и придать этому силу закона, затем реагировать на узкие места как на нарушения генеральной линии и неисполнение законодательства. Экономическая модель развития страны внедряется долго, на протяжении многих лет. Такие проекты существуют в соседней Польше. Модель экономического развития есть в Германии. У китайцев создан многолетний план, любая развитая экономика не может игнорировать планирование, перечислять все не нужно. Деклараций и заявлений у нас было множество, но Украина давненько не жила согласно утвержденному плану.
Как пример можно привести переориентацию производства на внутреннего потребителя — экономика того же Китая до середины XIX века была крупнейшей в мире, причем полностью отсутствовали внешнеэкономические отношения. А в США сегодня только 10 % валового национального продукта идет на экспорт, остальное потребляется внутри страны. Мы легко можем запланировать снижение зависимости нашей страны от внешней торговли, руководствуясь наличием человеческих и природных ресурсов, исторически нам доставшихся и необходимых для независимого развития.
Сложный и болезненный вопрос о земле. На сегодняшний день земля давно стала товаром, причем одним из наиболее ликвидных. Официально она никак не продается, но теневой рынок существует. Формируются крупные хозяйства по принципу латифундий (лат. lātus — просторный, fundus — ферма, недвижимость), контролируемые местными кланами и крупными агротрейдерами. Крупные (более 5 тыс. га) участки земли приобретаются в обход всех норм и мораториев, используются и обрабатываются. Владельцы подобных участков спокойно могут кредитоваться в Европе, Америке, в любых развитых государствах. Рынок земли — мощнейший инструмент, способный вырвать страну из лап любых кризисов. Руководству страны нужно продолжать легитимизировать ситуацию вокруг этого. Причем земля должна продаваться любого назначения, с контролем ее справедливого использования. С созданием действующего Земельного банка. Со всеми законодательными корректировками. О земле всегда долго и сложно говорить, тяжело принимать устраивающие всех решения, но этот вопрос давно висит неразрешенным. Может, новое руководство Кабинета министров решится, наконец, расставить все точки над «i» в этом туманном и для многих болезненном вопросе. Для этого нужны внутренняя сила и незаурядная политическая воля.
Один из простых и сиюминутных выходов — печать денег. Но даже в этом случае стоит направлять средства в реальный сектор экономики, в который входят как отрасли материального производства, так и сфера производства нематериальных форм богатства и услуг (т. е. туда, где люди работают, что-либо производя). Просто напечатанные деньги, ничем не подтвержденные, ни в коем случае не должны быть розданы в виде пособий и пенсий или переданы в финансовый сектор. Опасность для рынка после выпуска неподтвержденных кредитных денег никто не отменял, невосполнимые обвалы экономик бывают.
Мир занимается санацией (лат. sanatio — оздоровление, лечение) после кризиса. Важным направлением использования результатов мирового финансового кризиса в национальных интересах Украины была бы переориентация на новые центры экономического развития, включая коррекцию международных валютно-финансовых механизмов. Было бы неплохо трансформировать восприятие новых мировых финансовых центров при изменении расстановки сил. Выход Китая на ведущие позиции в мире, изменившееся соотношение «доллар — евро», другие перемены, не описанные в учебниках. Пора Украине задуматься об изменении структуры золотовалютных резервов и переходе на расчет в других иностранных валютах. Возможным позитивным вариантом выхода из мирового финансового кризиса могло бы стать обновленное позиционирование Украины в масштабах планеты, включая геоэкономические и, конечно, соответствующие геополитические факторы. Нужно определить реальные цели не только в международной экономической, но и в международной политической сферах. Неплохо бы новому руководству страны конструктивно поразмыслить об этом.
Есть и еще один, нерыночный, путь. У людей, приверженных идеям протекционизма, есть понимание, что рынок сам по себе не в состоянии контролировать возникающие огрехи, его функция — только в повышении конкурентоспособности предприятий, индивидов и государства. Роль государства как регулятора — воздействовать с помощью любых рычагов на его нормальное функционирование. Политика разумного протекционизма предполагает возрастание роли государственного регулирования экономики и отказ от иллюзий «рыночного саморегулирования». Именно наличие эффективного государственного регулирования экономики объясняет успех реформ во всех успешных странах — от Китая до Бразилии. Однако главным направлением протекционизма должна стать политика государственного стимулирования экспорта, уже сегодня способная принести неплохие дивиденды. Такая составляющая точно подойдет новому премьер-министру и будет встречена с пониманием.
Здесь озвучены возможные варианты поведения руководства нашего государства. Гораздо логичнее оставить о себе память в виде реальных дел.