Новости
Ракурс

Усилить санкции УК и фактически отменить банковскую тайну предлагает законодатель

За последний год в парламент было внесено более десятка законопроектов, направленных на противодействие коррупции. Несмотря на столь впечатляющую активность, можно констатировать: целостной, продуманной антикоррупционной политики в нашем государстве не существует. Однако то, что принимается под лозунгом выполнения требований Европы, неизменно будет иметь далеко идущие последствия как для рядовых, так и для нерядовых, но неугодных граждан.


.

Антикоррупционная правовая политика в нашем государстве всегда была весьма своеобразной. Всякая украинская власть боролась с коррупцией примерно одинаково, но нынче правовые и околоправовые графоманы бьют рекорды. Соответствующие законопроекты впечатляюще множатся с подачи и власти, и оппозиции. Вот только чтобы кто-то сел и проанализировал их, привел к единому «знаменателю», такого нет. Массив законопроектов, направленных на усовершенствование антикоррупционного законодательства, преимущественно содержит фрагментарные, непоследовательные изменения, которые и друг с другом не сильно состыкуются, и с уже действующими законами находятся в коллизии. Только за нынешний год наши парламентские труженики «законодательного поля» зарегистрировали более десяти проектов на указанную тему. Страшно даже подумать, что могло бы быть с коррупцией при таком количестве антикоррупционных законов… Но увы, учитывая, что, как утверждают, важнейшая победа — это победа над собой, нашим власть предержащим, воплощающим коррупцию, такая виктория пока что не светит — в обозримом будущем коррупции всерьез ничто не угрожает.

В пояснении к каждому законопроекту рассказывается о том, что все это делается ради исполнения мудрых европейских директив, которые нам надлежит реализовать. Что это за директивы — мало кто знает, о чем «Ракурс» уже подробно рассказывал. Вот только к изучаемым законопроектам они почему-то не прилагаются. Что не удивительно, поскольку практически всегда, когда гражданам выпадает возможность сверить, что нам советуют сделать зарубежные товарищи и что власть делает на самом деле, якобы во исполнение этих самых рекомендаций, обычно десятью отличиями не обходится. Больше вранья, пожалуй, только в отчетах, предоставляемых властью нашим зарубежным партнерам, например, о соблюдении прав человека, читая которые, хочется узнать только одно: где ж это такой рай земной обнаружен?

Практически каждый из антикоррупционных законопроектов заслуживает индивидуального «незлого, тихого слова». Сегодня коснемся лишь двух из них, характерно отражающих общую тенденцию.

№ 3312 от 23 сентября нынешнего года. Любопытно, что целый ряд предложений законопроекта направлен на «усовершенствование» положений законов… пока что отсутствующих в действующих редакциях этих законодательных актов. Они найдут свое отражение в тексте лишь после вступления в силу определенных законов, принятых парламентом весной. И это в общем-то совершенно незаконно, однако не будем придираться, так сказать, по мелочам.

Проект предусматривает значительное увеличение размеров штрафов и дополнение санкций новыми видами уголовных наказаний по восьми статьям Уголовного кодекса Украины. Вроде обычное дело, если бы только не одно «но». Последний раз эти нормы менялись в ноябре 2012 года. Поэтому очевидно, что достоверной, подробной, тщательно проанализированной статистики применения этих норм, позволяющей судить об их неэффективности, пока что нет и быть не может. А это — необходимое условие для такого рода изменений. Однако почему-то, не приводя ни одного аргумента, не вытерпев и десяти месяцев, вдруг решили еще немного закрутить гайки на пути в Европу.

Органам доходов и сборов без разрешения суда законопроектпредоставляет право получать в банках информацию о счетах, декларациях об имуществе, доходах, тратах и обязательствах финансового характера. То есть фактически им предоставляется почти неограниченный доступ к информации, содержащей банковскую тайну.

Хотелось бы сделать скидку на то, что документы, сулящие столь далеко идущие последствия, принимаются сейчас впопыхах, чтобы Украина успела на поезд, отходящий из Вильнюса в ноябре. Однако предыдущие законодательные «произведения» на ту же тему не дают основания для таких «оправданий».

Значительно ранее субъектом законодательной инициативы был отозван поданный законопроект № 2837 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно реализации антикоррупционной политики». Впоследствии в парламенте зарегистрировали доработанный вариант законопроекта. Дорабатывать было что, если учитывать внушительное количество существенных замечаний Главного научно-экспертного управления Верховной Рады. Но в результате работы над ошибками законодатели умудрились выдать вариант законопроекта, который содержал такие изменения по сравнению с предыдущим, которые, по словам экспертов, «не содействуют усовершенствованию положений Закона Украины «О мерах предотвращения и противодействия коррупции»…

Без преувеличения замечательным новшеством стало то, что из проекта полностью исключили положения, предусматривающие необходимость проведения специальной проверки лиц, претендующих на должности, связанные с исполнением государственных функций или местного самоуправления и избираемых в результате всенародного волеизъявления. Что характерно: ни одного аргумента в пользу такой доработки авторы не приводят. Видимо, решили, что народ настолько мудр, что ошибаться не может в принципе. Мягко говоря, непонятно, как можно было упразднить такую проверку в отношении кандидатур на должность президента государства, народных депутатов, городского головы. Хотя, с другой стороны, конечно, что там уже может оказаться похлеще того, что было в нашей власти и нынче есть в наличии.

Это из принципиально нового по сравнению с первым, отозванным вариантом. В остальном «доработанный» законопроект тщательно и упорно повторяет все недостатки, на которые указывали специалисты, изучавшие предыдущий вариант.

Декларируя высокие цели, способные обмануть лишь наивных идеалистов, сегодня конвеерным способом создают странные законы, одновременно являющиеся идеальными для государства, где правовая система традиционно действует в ручном режиме. Эффективность любого закона измеряется не жесткостью его санкций, а неотвратимостью применения. Ввиду отсутствия последнего в украинской «правовой традиции» остаются только драконовские меры, применяемые точечно, поименно. Пока ты при власти, это очень удобно, и к такому удобству стремились все без исключения обитатели высоких кабинетов. Нынешние просто усовершенствовали наработки предыдущих.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter