Ракурсhttps://racurs.ua/
Госпрограмма по противодействию коррупции — еще одна профанация
https://racurs.ua/281-gosprogramma-po-protivodeystviu-korrupcii-esche-odna-profanaciya.htmlРакурсВ октябре 2011 года президент Украины одобрил Национальную антикоррупционную стратегию на 2011 — 2015 годы, воплощение которой в жизнь позволило бы создать предпосылки для улучшения ситуации в сфере предотвращения и противодействия коррупции в государстве. Для реализации этой антикоррупционной стратегии Кабинет министров Украины в ноябре 2011 года утвердил Государственную программу по предотвращению и противодействию коррупции на 2011 — 2015 годы.
.
Общественность смогла увидеть текст этой Государственной программы только после ее утверждения.
Конечно, она содержала сюрпризы: прежде всего, для подавляющего большинства перечисленных в Госпрограмме мероприятий не было предусмотрено финансирование. Зато свыше 90 % финансовых ресурсов Госпрограммы запланировано потратить на электронный оборот медицинских форм, который собирается внедрить Министерство здравоохранения Украины. Кроме того, совершенно непонятно, что именно намерены делать во исполнение Госпрограммы, что при этом ставят целью и кто отвечает за результат.
В течение двух последних лет планировали реализовать около 140 мероприятий. Transparency International Украина и ряд общественных организаций решили провести мониторинг выполнения и пришли к таким выводам.
В целом малоэффективной является деятельность органов, ответственных за выполнение Государственной программы. По 5-балльной шкале средний общий балл успешности по компонентам, которые были предметом мониторинга, составляет всего 2,7. Осуществляемые органами публичной власти мероприятия носят преимущественно формальный характер и не дают возможности достичь задач, определенных Госпрограммой.
Наиболее успешными направлениями реализации Государственной программы стали международное сотрудничество по вопросам предотвращения и противодействия коррупции и усовершенствование системы использования государственного имущества и бюджетных средств. В рамках соответствующих разделов Государственной программы было выполнено более половины запланированных мероприятий (8 из 10 и 3 из 7).
По восьми разделам Государственной программы в полной мере не выполнено ни одно мероприятие. Предусмотренные рядом разделов мероприятия, выполнение которых должно было стартовать в течение 2011 — 2012 годов, так и не были начаты.
Неэффективность выполнения задач и мероприятий Государственной программы объясняется рядом факторов. Среди них названы следующие:
— отсутствие политической воли и заинтересованности в реализации Государственной программы как на уровне высших должностных лиц государства, так и на уровне исполнителей;
— бессистемность реализации отдельных мероприятий;
— отсутствие надлежащей координации деятельности органов власти по реализации соответствующих мероприятий Государственной программы;
— отсутствие финансирования подавляющего большинства мероприятий;
— нечеткость или чрезмерная амбициозность ряда задач и индикаторов Государственной программы;
— нечеткость сроков выполнения многих мероприятий Государственной программы;
— дублирование функций и полномочий ряда органов власти и межведомственная конкуренция по выполнению мероприятий Программы;
— низкий уровень исполнительской дисциплины;
— недостаточность контроля над выполнением мероприятий Государственной программы и целевым использованием средств на выполнение соответствующих задач;
— ориентация работы правоохранительных органов (как и других органов власти) на выполнение количественных (статистических), а не качественных показателей;
— отсутствие связи Государственной программы с реформами в других областях (например, конституционной реформой в части пересмотра порядка формирования Высшего совета юстиции, административной реформой, реформой публичных финансов и т.п.).
Довольно низким является качество текста Госпрограммы, содержащего целый ряд технических ошибок.
Так, Государственная программа предусматривает расходование 1,34 млн грн на освещение в медиа мероприятий, осуществляемых органами власти с целью формирования негативного отношения граждан к «проявлениям государственной координации». Или же среди исполнителей десяти мероприятий программы в трех разделах значится несуществующий государственный орган — на языке оригинала — «Військова служба справами у Збройних Силах». Ошибки так и остались, несмотря на то, что эти мероприятия должны были быть выполнены еще в 2011 — 2012 годах.
Большинство финансируемых мероприятий Государственной программы прямо не касаются борьбы с коррупцией. Для большей части антикоррупционных мероприятий вообще не предусмотрено финансирование.
Министерство здравоохранения Украины потратит 803 млн грн (80 млн евро) на внедрение электронного обращения медицинских форм, Министерство социальной политики — 6 млн грн на внедрение электронного документооборота. Почти 11 млн грн будет потрачено на усовершенствование порядка приема граждан в органах власти через «электронные очереди». Вместе с тем, не предусмотрено финансирование издания научно-практического комментария к Закону «Об основах предотвращения и противодействия коррупции» и Уголовному кодексу (совместная разработка Министерства юстиции, Генеральной прокуратуры и Верховного суда).
Финансирование противодействия коррупции на местном уровне не предусмотрено. Во исполнение Госпрограммы во всех 25 областях страны были приняты собственные антикоррупционные программы, однако 3/4 из них не предусматривают какого-либо финансирования. В то же время от органов власти на региональном уровне прямо требуют создания многофункциональных центров предоставления административных услуг, каждый из которых стоит от 3 млн грн.
Наверное, учитывая вышесказанное, говорить о дальнейших рекомендациях излишне.