Ракурсhttps://racurs.ua/
«Наркокурьер»: о последней гастроли альфа-самца
https://racurs.ua/b76-narkokurer-o-posledney-gastroli-alfa-samca.htmlРакурсВчера на экраны украинских кинотеатров вышел новый фильм Клинта Иствуда «Наркокурьер». Название довольно непритязательное, но верное: в оригинале эта криминальная драма называется «Мул». Где-то читала, что на сленге отечественных наркоторговцев курьеров называли «лошадками», что, в общем, похоже.
.
Практически все фильмы о наркоторговле и наркоторговцах, которые доводилось видеть, начиная с классической гангстерской драмы «Лицо со шрамом» и заканчивая свеженьким байопиком «Эскобар», были, в основном, о рисковой, но красивой бандитской жизни.
В фильме «Наркокурьер» тоже есть немножко красивой жизни. Совсем капелька: он не столько о «бандитской жизни», сколько просто о жизни. Кстати, по-моему, одним из признаков по-настоящему хорошего фильма есть то, что если тебя спросят, «о чем кино», ты не сразу найдешься, что ответить – потому что настоящая история многослойна, и каждый видит в ней что-то свое.
Поэтому проще начать с верхнего слоя, с сюжета. Фильм «Наркокурьер» снят по реальным событиям. Прототипа главного героя звали Лео Шарп, и он был очень занятным парнем. Родился в 1924 году, успел повоевать во Второй мировой – участвовал в итальянской кампании и даже был награжден медалью «Бронзовая звезда».
Вернувшись с войны, Лео вложил деньги в маленькую авиакомпанию, которая обслуживала местные авиалинии в штате Индиана, но компания обанкротилась. После этого он полностью отдался своему хобби – цветоводству, и преуспел как селекционер. Его карликовые разноцветные лилии стали пользоваться популярностью, он участвовал в выставках и разъезжал по стране, продавая посевной материал.
А когда Лео Шарпу уже перевалило за восемьдесят, садоводческое его дело тоже начало хиреть, и тогда…
…Давайте лучше о фильме. Киношного любителя карликовых лилий и самого старого наркокурьера в истории по прозвищу «эль Тата» зовут Эрл Стоун, и играет его сам Клинт Иствуд. Он на шесть лет моложе реального Лео Шарпа, поэтому патриарх американского кинематографа передвинул события фильма на несколько лет вперед: Лео Шарпа арестовали в 2011-м году, а киношного Эрла Стоуна – в 2017-м, но обоим тогда было под 90.
Но начинается все лет за 12 до ареста, когда бодрый 80-летний садовод еще вполне преуспевает, участвует в выставках, устраивает шумные вечеринки в местном клубе, флиртует, и не без успеха, со всеми подряд дамочками и между делом… забывает о свадьбе собственной дочери. Семья вообще занимала в его жизни немного места: с женой Мэри он расстался давно, потому что она устала от его разъездов по стране, а заодно и от измен. Дочь на отца смертельно обиделась за испорченную свадьбу и вычеркнула его из жизни (кстати,дочь Эрла играет Элисон Иствуд, дочь Клинта Иствуда).
Единственная тоненькая ниточка родственных чувств связывала Эрла с внучкой.
Итак со дня злосчастной свадьбы прошло 12 лет, и в жизни Эрла наступил полный крах: цветоводческая ферма «Солнечные луга», где он разводил свои лилии, разорилась, бывшая жена и дочь о нем слышать не хотели, а внучка должна была вот-вот выйти замуж. Нодед, нищий 87-летний старик, даже завалящего подарка к свадьбе не мог ей сделать.
И тут один из приятелей внучки, молодой латиноамериканец, обратил внимание на наклейки на стекле машины Эрла – форда-пикапа, не машины, а настоящей ржавой кастрюли на колесах, забитой разным хламом. Молодой человек оценил то, что тощий старик мятой рубахе и мешковатых штанах на своей развалюхе исколесил всю Америку, и сделал деду весьма необычное предложение…
…Лео Шарп по прозвищу «эль Тата», работал на тихоокеанский наркокартель Синалоа, который «обслуживал» более половины наркотрафика в США. Разумеется, эта преступная организация была настоящим шилом, вставленным кое-куда американским и мексиканским правоохранителям. Ив 2011-м году, когда Лео Шарп уже заработал себе авторитет как курьер, американские власти провели мощную спецоперацию и придушили эту организацию. Тогда же, в октябре 2011-го был арестован и Шарп: в багажнике его машины нашли почти 100 килограммов кокаина, примерно на два миллиона долларов.
…Но давайте снова о фильме. Работа, предложенная Эрлу, была несложной – заехать в одну автомастерскую, где ему положат в багажник сумку. Сумку открывать нельзя ни в коем случае: нужно просто пригнать машину к одной гостинице, оставить ее на стоянке на некоторое время, а потом забрать. Ключи будут в замке, а в бардачке, в конверте окажется некая сумма наличными.
Эрл так и сделал, и был приятно удивлен количеством стодолларовых купюр, действительно лежавших в аккуратном конвертике в бардачке. Вопрос со свадебным подарком для внучки был решен, Эрл был уверен, что это разовая подработка. И тут вдруг за долги наложили арест на цветоводческую ферму Эрла, дело всей его жизни. Ну что ж, пришлось съездить еще раз по маршруту «автомастерская – гостиница». А потом случился пожар в клубе, где старикан любил бывать, и хозяин клуба, такой же замшелый ветеран, сказал, что если бы нашелся добрый человек и дал ему на ремонт 25 тысяч, то…
Ну и поехал Эрл Стоун в третью ходку, потом в четвертую, пятую… Со старым фордом-пикапом он расстался, вместо него купил новенький, с иголочки, «линкольн», тоже пикап. Сумки, которые грузили в багажник, становились все объемнее, конверты, которые Эрл находил в багажнике, все толще…
«Вьехо каброн», «старый козлина», как поначалу обзывали Эрла парни из наркокартеля, постепенно стал основным перевозчиком наркотиков. Пару раз во время своих вояжей он попадал в опасные ситуации, но выходил из них с блеском и артистизмом. Кто ж заподозрит старика, у которого в багажнике пикапа навалена кое-какая сельскохозяйственная утварь, торбы с рассадой и еще какие-то баулы… в которых-то и лежит все самое интересное.
Вообще дед как-то даже полюбился латинским бандитам, и однажды сам босс пригласил его к себе на вечеринку, где было много веселья, шампанского и девочек с крутыми латинскими задницами. Эрл, несмотря на свои под 90, и тут не ударил в грязь лицом – вот что значит старая школа!
А в это время вокруг преступной организации затягивалась удавка, да и сам картель разъедал внутренний кризис. И в кино, и в жизни все закончилось арестом и судом. Сценарий фильма, кстати, написан по судебному очерку Сэма Долника «90-летний наркокурьер картеля Синалоа», опубликованному в «Нью-Йорк Таймс Мэгэзин».
…Авторы историй,в которых главные герои занимаются уголовщиной разной степени тяжести, порой так влюбляются в своих героев, что представляют их то ли жертвами обстоятельств, то ли благородными робин-гудами – в общем, симпатягами. Экранный Эрл Стоун тоже вышел милягой: с семьей пытался восстановить отношения, другу помог. С женой помирился, правда, только тогда, когда она была уже при смерти. А что ввез в свою страну сотни килограммов тяжелых наркотиков – это так, мелочи.
Между прочим, реальный Лео Шарп сказал на суде: «Я ужасаюсь тому, что сделал, но сделанного не воротишь». Киношный Эрл Стоун тоже признал свою вину на суде – и отправился за решетку сажать в тюремном садике свои любимые лилии. Зрители утирают слезы умиления. Хэппи-энд. Титры.
Так о чем, собственно, фильм, то есть, глубинный его слой? Сам Клинт Иствуд в интервью говорил, что эта история – о том, «как важно беречь семейные ценности, о том, что никогда не поздно признать свои ошибки и попытаться их исправить» (имея в виду не сотни килограммов наркоты, развезенные по стране, а отношения героя с бывшей женой, дочерью и внучкой).
Мне показалось, что это фильм о том, переживает старость так называемый «крутой мужик» – зрелище это грустное, но не безнадежное, и если ты настоящий альфа-самец, и у тебя есть шило… то есть, внутренний стержень, то ты и в 90 еще можешь наворотить таких дел, что ого-го! Впрочем, дело тут не в возрасте. Во-первых, Клинт Иствуд – он и в 87 остается Клинтом Иствудом. Во вторых…
Герой-полицейский говорит Эрлу: «Я благодарю тебя за то, что ты сказал мне правду. Ты слишком стар, чтобы гнать пургу».– «Да я и раньше никогда не гнал пургу», – ответил тот.