Ракурсhttps://racurs.ua/
«Вулкан»: украинский артхаус, бессмысленный и беспощадный
https://racurs.ua/ua/b90-vulkan-ukrainskiy-arthaus-bessmyslennyy-i-besposchadnyy.htmlРакурсВот знаете, есть специальные кинокритики, которые учились на кинокритиков и знают в этом толк. А я – нормальный здоровый зритель с непрофильным образованием, в кинокритике не разбирающийся. Правда, как зритель я не совсем уж дубина: разных там «Сватов» или «Доярок из Хацапетовки» не смотрю принципиально («Мы таких никогда не встречаем!» – грубо отрезал Балаганов). Но я люблю поплакать и посмеяться в кинотеатре. Я даже иногда люблю поумничать, мне, например, нравятся черно-белые феллиниевские фильмы, хотя кое-кто, может, и скажет, что это муть собачья. Вот я оправдываюсь сейчас, а надо бы начинать не с этого.
.
Просто очень грустно начинать с самой сути. Итак, в четверг, выбирая премьерное кино, я решила сходить на отечественный фильм «Вулкан».
Мне бы с самого начала насторожиться, ведь, читая разные допремьерные рецензии, я везде натыкалась на одни и те же обтекаемые фразы, явно списанные с какого-то скучного пресс-релиза. Но я упрямая: даешь чистоту эксперимента!
Поехала в «Баттерфляй-Космополит» на Шулявке, купила в кассе билет за свои кровные 65 гривен. Я вам скажу, это интересный артхаусный опыт: сидеть в полном одиночестве в темном зале и смотреть… эээ… Не могу подобрать подходящее слово. Вернее, могу легко, но оно относится к табуированной лексике, а приличного эквивалента я в своем словарном запасе не нахожу.
В релизах написано, что «Вулкан» – это совместное украинско-немецко-монакское творение, «драмедийный» (?!) фильм и режиссерский дебют режиссера Романа Бондарчука. Фильм участвовал в фестивале в Карловых Варах, а в Алматы даже получил награду за лучшую режиссуру. Ну а прошлым летом на международном фестивале в Одессе лента оторвала премию за лучший проект. И это не шутка.
Наконец в четверг 4 апреля 2019-го шедевр выпустили в прокат, дабы украинский зритель мог им насладиться.В этом месте надо бы поспойлерить, что ли, тем более, что 99, 999 процентов зрителей это кино не увидят (и не надо, пожалуйста!). Итак, в степях Херсонщины глохнет джип миссии ОБСЕ, в котором сидят три деревянных человека и водитель-переводчик с простым украинским именем Лукас. Он пинает машину, выходит, чтобы поймать покрытие и позвонить, а потом возвращается и видит, что джип исчез. Тогда его подбирает некая девица по имени… хех… Марушка (Лукас и Марушка, это офигеть как артхаусно!) и везет к себе домой, знакомит с папой, который тонет в ванной посреди степи. Папа – бывший директор совхоза, но мечтает разбогатеть, выкапывая и продавая в Германию кости времен Второй Мировой.
Тем временем киевлянин идет на дискотеку в местную общагу, где у него тырят пиджак с документами и телефоном, едет на заработки в степь, бандиты сажают его в яму посреди поля с засохшими черными подсолнухами (яма в человеческий рост, но молодой здоровый мужик почему-то не может из нее выкарабкаться).
Его спасает директор совхоза, сидя в степи, они видят мираж – народный хор. Тем временем дочь директора западает на героя…
И бздынь! Пропадает изображение. Честное слово, я минуты три думала, что это такой артхаусный прием: герой ложится в постель, закрывает глаза, и становится тихо и темно. Но потом они заговорили – девица Марушка и молодой человек Лукас. Тогда я поняла, что киномеханик, видимо, пьян или в обмороке. Встала и ушла, не досмотрев минут пятнадцать до финала-апофеоза.
И ведь «Баттерфляй-Космополит» – отличный кинотеатр, мой любимый, ни разу не случалось там такой лажи. Видно, даже кинопроектор скис от этих унылых многозначительных многоминутных планов, деревянных корявых актеров, которые в степях Херсонщины произносят реплики на выхолощенном школьном украинском.
Вот один из самых длинных диалогов.
Молодой человек Лукас спрашивает у бывшего директора совхоза, выкапывающего немецкие скелеты: «У тебя была работа нормальная?» Мол, какого хрена ты занимаешься ерундой? «А какие варианты?» – отвечает тот. То есть… (непечатное слово) вы поняли посыл? В нашей стране все так паршиво (непечатное слово), что здоровый (непечатное слово) дядька может только кости продавать (непечатное слово) за границу, чтобы (непечатное слово) хоть как-то выжить в этой унылой говенной пыльной экзотической стране: ведь именно так в Монаках разных и Германиях и должны воспринимать Украину.
Ну и хватит о фильме – ей-богу, он даже двух абзацев не стоит. Давайте лучше поговорим о деньгах.
Сценарий, написанный режиссером в компании с двумя дамами, получил премию Международного литературного конкурса «Коронация слова». Ну о’кей, за это заплатили шоколадные боссы (не из «Рошена», подчеркиваю, а из «Крафт Фудс»). Дальше – производством фильма занималась компания «Татофильм», и производство получило государственную поддержку.
Дистрибьютор фильма «Вулкан» в Украине – компания UFD. Эта структура принадлежит примерно пополам двоим – украинскому гражданину и гражданину с двойным, русско-немецким гражданством.
Режиссер Роман Бондарчук, судя по открытым источникам, сотрудничал с каналами MTV и «Интер», снимал клипы. Зато он, толкая речь на кинофестивале в Карловых Варах, вспомнил про режиссера-узника Олега Сенцова. Молодец, шо?!
А теперь процитирую Указ Президента №59/2019 «О присуждении Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко»: «На основании представления комитета… постановляю: Присудить Национальную премию Украины имени Тараса Шевченко 2019-го года… Бондарчуку Роману Леонидовичу, режиссеру – за полнометражный игровой фильм «Вулкан».
То есть фильм сначала профинансировали из бюджета, а потом из бюджета же отстегнули аффтару 200 тысяч гривен, на минуточку.
Я понимаю, что номинировали фильм на премию унылые деятели из Шевченковского комитета. Но Петр Алексеевич! Вы это подписали!
…А еще я свои кровные 65 гривен заплатила за билет.