Какой налог придется платить за здоровье
https://racurs.ua/1028-kakoy-nds-pridetsya-platit-za-zdorove.htmlРакурсСостоявшийся на днях отчет министров гуманитарного блока напомнил знаменитую кинофразу — «жить хорошо, а хорошо жить еще лучше». Многие из нас даже не подозревали, как много сделало правительство и отдельные ведомства для маленьких и взрослых граждан страны.
Министр здравоохранения, перечисляя достижения, заверил, что все запланированное было успешно выполнено. Пакет законопроектов о реформировании медицины передан в парламент, вспышку полиомиелита на Закарпатье удалось локализовать и преодолеть, успешно идет внеплановая вакцинация против полиомиелита. И самое главное — закупки лекарственных препаратов переданы в международные организации и фонды. Почти половину из выделенных 4,4 млрд грн будут осваивать зарубежные партнеры, а остальные деньги достанутся победителям тендеров, которые проводит Минздрав.
По сценарию, после такого выступления докладчику должны аплодировать. Так бы и случилось, если бы министр отчитывался за квартал, в крайнем случае — за полугодие. Но годовой отчет, по словам экспертов, свидетельствует о полном провале реформирования медицины и, что самое трагичное, о дальнейшем разрушении здравоохранения как системы.
Мы ни на шаг не приблизились ни к страховой медицине, ни к реимбурсации (англ. reimbursement — выплата компенсаций), которые во многих странах успешно помогают решать проблемы, касающиеся доступности медицинской помощи и обеспечения лекарствами.
Подходит к концу календарный и финансовый год. Кто-то знает, какую пользу больным принесли миллиарды гривен, выделенных из бюджета? Как обеспечиваются лекарствами те, кто ждет их, надеясь на выполнение госпрограмм? Минздрав об этом молчит. Но не проходит и недели, чтобы под его стенами не плакали участники акций, жизнь которых, без преувеличения, зависит от наличия лекарственных препаратов. Взрослые стоят не за себя — они защищают право своих больных детей на жизнь.
Такой катастрофической ситуации, как ныне, давно уже не было. На протяжении года чиновники упорно «не замечали», что не выполняются целевые госпрограммы. Минздрав так и не обеспечил больных лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, невзирая на то, что деньги из бюджета были выделены. Судя по ситуации, кризис продлится и в первом квартале 2016 года. Государство не хочет, а родители не могут обеспечить лечение детей.
Медики нарекают, что большинство пациентов, выслушав рекомендации и назначения, отказываются от лечения. Исследования показали, что около 80% больных не могут себе позволить купить необходимые лекарства, в селах этот показатель еще выше.
Это подтверждают и данные фармацевтического рынка. В среднем упаковка лекарств подорожала на 37–50% за год. Это коснулось не только импортных препаратов, но и отечественных — ведь сырье для производства в основном завозится из-за рубежа. В аптеках отмечено падение продаж от 12% до 35% в зависимости от вида лекарств. Больницы вообще перестали их закупать — раньше часто помогали местные бюджеты, фонды, но в последнее время все ресурсы брошены на помощь АТО.
Что должно делать государство, если оно не в состоянии обеспечить конституционное право граждан — в первую очередь детей — на жизнь и охрану здоровья? В демократических странах — искали новые модели здравоохранения, подключали страховые компании, фонды, вводили реимбурсацию, четко следили за ценообразованием и порядком на фармрынке, добиваясь соблюдения баланса интересов между производителями и потребителями фармпродукции. Качество и продолжительность жизни граждан этих стран свидетельствуют об эффективности такой политики.
Наше правительство избрало иной путь, предложив внедрить в Налоговый кодекс принцип «все по 20%», что коснулось также лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения. От этой новости уже несколько недель лихорадит не только фармацевтов, но и медиков с пациентами. Повышение НДС на 20% приведет к росту цен в аптеках, по разным подсчетам, на 40–80%. Тут и налоги, и взятки, и риски в связи с колебанием курса гривны.
Министерство финансов пережило не одну акцию родителей с больными детьми у себя под окнами. Но это никак не повлияло на политику финансистов при подготовке бюджета здравоохранения.
Один из организаторов акции в защиту прав больных детей, лидер общественной организации «Орфанные заболевания Украины» Татьяна Кулеша не может понять позицию Минфина. По ее словам, вместе со специалистами Минздрава они подготовили все расчеты — количество больных по патологиям, потребность в лекарствах и т. д. — и включили их в бюджетную заявку. Запросы минимальные — только для выживания. Из 170 заболеваний в список попали всего лишь 22. Первоначальную сумму — 500 млн грн — скрепя сердце урезали до 380 млн, хотя все понимали, что из-за инфляции и падения гривны не удастся закупить запланированное количество препаратов. Минфин, по словам Т. Кулеши, оставил финансирование на уровне 2014 года, когда обеспечивали всего 20% от потребности, к тому же доллар был в несколько раз дешевле, чем сейчас.
Больных, страдающих легочной гипертензией, булезным эпидермолисом и другими патологиями просто вычеркнули из списка. В Украине, по самым приблизительным подсчетам, около 5% населения имеют орфанные (редкие) заболевания. Более 75% из них — дети и подростки, которые без надлежащей медицинской помощи и постоянного приема лекарств так и не станут взрослыми.
Многие родители ради их спасения вынуждены правдами и неправдами доставать, привозить просроченные лекарства, которые попадают в Украину в качестве гуманитарной помощи. В европейских странах больные получают их бесплатно, а когда срок годности подходит к концу, отдают их волонтерам, а те — нашим детям. Большинство препаратов в Украине не зарегистрированы — производителям нет смысла этим заниматься, поскольку государственных закупок нет, а покупательная способность населения падает с каждым днем.
В Министерстве здравоохранения об этом знают. Как заявил заместитель министра Игорь Перегинец, даже те люди, которые имеют хронические заболевания и должны регулярно принимать лекарственные препараты, из-за дороговизны покупают их на 20–25% меньше. Понимая, что это может привести к трагичным последствиям. Поскольку почти все лекарства больные приобретают в аптеках за свой счет, любое повышение налога сразу же ударит по семейному бюджету.
Встречаясь за круглым столом с фармацевтами, заместитель министра финансов Елена Макеева подчеркнула, что повышение ставки НДС с 7% до 20% позволит собрать почти 10 млрд грн, которые направят в специальный фонд. Этот финансовый ресурс, по словам чиновницы, будут использовать для поддержки программ медицинской помощи малообеспеченным слоям населения, а также для реформирования медицины.
Отстаивая свою позицию, Минфин «обменялся любезностями» с Минздравом, обвинив его в том, что до сих пор не разработаны программы по страховой медицине и реимбурсации. Еще в апреле, напомнили финансисты, министр здравоохранения обещал, что вскоре заработает проект реимбурсации по инсулину, который поможет решить проблемы больных сахарным диабетом. Но дальше слов дело так и не пошло. Поэтому вместо реимбурсации, принятой во всем мире, у нас будет разработана система индивидуальных субвенций, рассчитанная на год. Не вдаваясь в детали, замминистра пообещала, что Минфин, как всегда, будет руководствоваться принципом справедливости и равенства.
Сегодня никто не может точно сказать, сколько людей в нашей стране находятся за чертой бедности, кто попадает в категорию малообеспеченных, а кому доступна медпомощь не только в нашей стране, но и за рубежом. Пожалуй, не менее 75% населения нуждаются в том, чтобы получать помощь из специального фонда, созданного за счет НДС на лекарства. Который они сами же и будут наполнять, оставляя свои пенсии и зарплаты в аптеках.
Минфин еще в конце ноября обещал представить проект бюджета в парламент, но слово не сдержал. Ходят слухи, что документ еще правят, вносят изменения, стараясь угодить тем, от кого зависит его принятие. Вроде бы решено не повышать НДС на лекарства до 20%. На какой цифре остановятся финансисты — пока никому не известно.
В Ассоциации международных фармацевтических производителей советуют чиновникам перед тем, как рубить с плеча, присмотреться к опыту европейских стран — во многих из них НДС на лекарства ниже, чем в Украине. НДС на рецептурные препараты, например, в Бельгии — 6%, в Хорватии — 5%, а во Франции — 2,5%. От 50% до 80% стоимости лекарств в европейских странах оплачивается за счет государства, страховых компаний и фондов. В Украине — более 90% фармпрепаратов больные покупают за свои деньги.
Нелишне напомнить, что в марте 2014 года был принят закон «О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине». Тогда впервые был введен НДС на лекарства и медицинские изделия в размере 7%. Как заверяли политики, непопулярные меры принимались временно.
Если 20% НДС, по расчетам Минфина, должны принести в казну около 10 млрд грн, интересно узнать, насколько обогатили казну 7% НДС на лекарства? И куда были направлены эти потоки? Ни обещанных компенсаций, ни программ по реимбурсации больные до сих пор так и не дождались.