Семен Глузман — о причинах тяжелейшей ситуации в детской психиатрии
https://racurs.ua/1038-semen-gluzman-o-prichinah-tyajeleyshey-situacii-v-detskoy-psihiatrii.htmlРакурсВ украинской детской психиатрии тяжелейшая ситуация. Кадровая, образовательная, системная. Этот кризис развивался постепенно, но очень уверенно. У этого кризиса есть и конкретные авторы. Одна из причин такой жестокой болезни — в прямой взаимозависимости системы детской психиатрии с состоянием дел в детской психологии, в архаичном, а иногда и вредоносном образовании психологов и врачей в украинских университетах. Увы, ни министр Квиташвили, ни министр Квит этой системной проблемой не озабочены.
Врач любой специальности ставит диагноз конкретному человеку. В XXI веке он ставит диагноз, опираясь на стандарты доказательной медицины. Во всяком случае, так должно быть. Диагноз обществу или конкретной группе людей ставит социолог. С опозданием на один год я открыл для себя блестящий документ Украинского института социальных исследований, имеющий прямое отношение к тому, что обязаны знать и уметь сопровождать детские психиатры и психологи. Называется он «Показатели и социальный контекст формирования здоровья подростков».
Никто из моих коллег-психиатров, как я выяснил позднее, эту монографию не видел, ничего о ней не знал. В какой-то мере это вина специальных подразделений Министерства здравоохранения Украины, гордо поставившего вверху обложки гриф своего соавторства. Я опросил также с десяток родителей проблемных детей, активно работающих (действительно активно и честно) на ниве лоббирования европеизации и в Минздраве, и в Министерстве образования. И они, увы, об исследовании тоже ничего не знали.
Обязан по совести сообщить и такое: я лично знаком с двумя ведущими авторами исследования, мог бы знать о результирующей монографии раньше. Но здесь, в этой своей заметке, хочу коснуться главного, самого важного, определяющего кризисное состояние и детской психологии, и детской психиатрии, и, разумеется, украинской политики. Все мы живем и работаем на отдельных, самоизолированных островах. Никогда не встречаемся, никогда не обмениваемся накопившимися эмоциями, не спорим. Нет-нет, иногда на очень официальных конференциях встречаются наши отнюдь не яйцеголовые лидеры, всевозможные академики и прочие корреспондирующие члены. Но их встречи, их доклады не имеют никакого отношения ни к науке, ни к практике.
Спасибо социологам. Они работают. А мы все еще не проснулись.