Бюджет и налоги: бестолковые реформы
https://racurs.ua/1047-budjet-i-nalogi-bestolkovye-reformy.htmlРакурсНесуразные бюджетно-налоговые реформы и неспособность инициаторов законодательных изменений к поиску согласованных эффективных решений трансформировались в авральные компромиссные предложения правительства, которое спешно пытается сбалансировать будущие доходы и расходы государства. Пытаясь обойти наиболее резонансные негативные новеллы законопроектов №3628, 3629, 3630 и обеспечить так называемую «сбалансированность бюджетных поступлений в 2016 году» в законопроектах №3688, 3689 правительство предлагает:
— определенное в действующем законодательстве группирование плательщиков единого налога оставить без изменений, но для третьей группы в течение календарного года годовой доход не должен превышать 5 млн грн (был 2 млн грн), а для третьей и четвертой групп ставки налогообложения увеличить;
— установить единую ставку ЕСВ (единого социального взноса) на уровне 22% (сейчас такая ставка составляет в среднем около 40%), повысить максимальную величину базы начисления ЕСВ с 17 до 25 минимальных месячных заработных плат и отменить ЕСВ, удерживающийся с заработной платы дохода работников или физических лиц;
— независимо от размера базы и количества налоговых агентов применять единую базовую ставку НДФЛ (налог на доходы физических лиц) — 18%;
— оставить без изменений и платить в соответствии с действующим порядком военный сбор;
— отменить в общем виде авансовые взносы уплаты налога на прибыль предприятий, кроме авансовых взносов при выплате дивидендов;
— по положительному примеру либерального налогового проекта Н. Южаниной (3357) ввести Реестр заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость в порядке очередности, который должна вести Государственная финансовая служба Украины и ежедневно публиковать его на своем сайте. В то же время, такой порядок ведения и форма реестра заявлений о возврате НДС предлагается осуществлять по утверждению, то есть под бдительным оком Кабинета министров Украины, а не определять законодательством;
— по отдельной договоренности, вопреки общим международным требованиям, утвердить возможность применения переходного периода для налогообложения НДС в сельском хозяйстве в течение следующего года;
— за счет уменьшения субвенций из государственного бюджета местным бюджетам на компенсацию тарифов жилищно-коммунального хозяйства, социальных выплат обеспечить в начале 2016 года стабильность выполнения обязательств Пенсионного фонда Украины.
Правительственные предложения нельзя считать принципиально важными и крайне необходимыми. Указанные изменения являются приемлемыми, но исключительно для нужд своевременного принятия сметы государства на следующий год. Впрочем, продолжает оставаться неясным, как именно предложения этих проектов будут улучшать предпринимательский климат и поддерживать уровень качества жизни собственных граждан, не говоря об обеспечении его роста. Промедление правительства с налоговыми реформами в течение года никак не способствовало формированию основ фискальной стабильности и взвешенному планированию предпринимателями конкурентоспособной хозяйственной деятельности.