Новости
Ракурс

Офшоры — имитация борьбы

3 июн 2016, 11:00

В последнее время получили широкую огласку так называемые деофшоризационные законопроекты. Речь идет о проектах закона «О налоговом суверенитете Украины и офшорных компаниях» №4380 и «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины в связи с принятием Закона Украины «О налоговом суверенитете Украины и офшорных компаниях» №4381.


.

Авторы этих документов провели грандиозную работу по доказательству значимости изложенных в них новых предложений и положений. Законопроекты, как утверждается, предложены в качестве основной движущей силы в борьбе с офшорами, с их привлекательностью как ниш для уклонения от налогообложения и с неправомерным выводом за границу средств, которые должны работать на развитие экономики Украины. Однако воспринимать такие законопроекты больше чем как очередной популистский и демонстративный вызов не стоит, и даже больше — нецелесообразно.

Детальный анализ законодательных предложений свидетельствует о том, что они не содержат конкретных и четких для однозначного понимания положений, реализация которых действительно обеспечила бы достижение поставленных целей в части роста макроэкономических показателей в государстве. На это также указывает употребление множества неточных терминов, слов иноязычного происхождения и аббревиатур, произвольная трактовка которых может привести к запутыванию и осложнению действующих законодательных положений, а еще точнее — к дополнительному давлению на бизнес-сообщество из-за введения специальной пошлины, контроля контрагентов и т. д.

Полностью отсутствует правовая согласованность новых предложений с нормами Основного Закона и правилами имплементации международного законодательства.

Наконец, законодательные предложения содержат ряд разноплановых норм по урегулированию земельных отношений, жилищно-коммунальных услуг, тарифов, не имеющих никакого отношения к борьбе с незаконным выводом капиталов за пределы страны.

Такой подход к законотворчеству искажает предметность урегулирования любых общественных отношений. Согласно отечественному законодательству, поднятые проектами проблемы должны решаться исключительно в Налоговом кодексе Украины теми средствами и методами, которые признаны эффективными и апробированы международной практикой.

Учитывая масштабность поднятых в обществе проблем по части незаконного сокрытия средств бюджета, граждан, государственных предприятий, и исходя из того, что офшоры во всем мире используются как легальная форма получения налоговых преференций на определенной территории, подход к законодательному урегулированию этого вопроса должен основываться не столько на запрете функционирования офшорных юрисдикций (деофшоризации в смысле предлагаемых проектов), сколько на мероприятиях, которые должны противодействовать осуществлению умышленных операций по уклонению от налогообложения, агрессивному планированию налогообложения и не допускать размывания капитала компаний. Поскольку именно намерения определенных субъектов хозяйствования могут быть незаконными, а не деятельность непосредственно офшорной юрисдикции.

Не менее важными являются не изменения в действующее законодательство, а включение государства в международную систему борьбы с необоснованным уклонением от налогообложения, которая состоит в обмене информацией, выполнении и совершенствовании законодательства о трансфертном ценообразовании, просмотре и заключении соглашений об избежании двойного налогообложения на основе детального изучения особенностей каждой страны, избежании коррупциогенности институциональных структур контрольного звена, или даже создании собственных офшорных зон с целью привлечения инвестиций и сохранения финансовых капиталов на своей территории.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter