Вредные советы, или «Реформаторы» Минздрава с черными метками
https://racurs.ua/1234-ukrainskaya-medicina-reformatory.htmlРакурсМинистерство здравоохранения Украины до сих пор остается единственным ведомством без министра. С апреля этого года обязанности его главы исполняет Виктор Шафранский, пересевший в освободившееся кресло Сандро Квиташвили из кабинета его заместителя.
В мае прошлого года экспат из Грузии так представлял своего нового зама коллективу ведомства: «Сейчас в Минздраве Украины формируется новая сильная команда, способная преодолеть трудности, с которыми столкнулась отечественная медицинская отрасль, и провести необходимые реформы на благо врачей и пациентов. Я уверен, что Виктор Шафранский, который имеет опыт работы врачом, управленцем и в бизнес-сферах, станет не только достойным членом нашей команды, но и будет активно добиваться тех целей, которые перед нами ставит правительство, которые мы ставим перед собой, и результатов, которых ждет государство».
Как известно, опыт бывает разным. До вступления в должность замминистра В. Шафранский много лет проработал в фармбизнесе, был представителем ряда иностранных фармацевтических компаний в Украине. В 2012-м стал директором представительства «Новартис Фарма» (Швейцария). Западные компании особенно не любят выносить сор из избы. Однако в 2014-м в СМИ появилась информация: штаб-квартира швейцарской фармкомпании объявила, что сокращает рабочий график г-на Шафранского до одного часа в неделю (а именно с 9.00 до 10.00 по вторникам) с урезанием зарплаты «соответственно отработанному времени». Руководство уточнило: если Шафранский не согласен с подобными условиями, он может расторгнуть договор. Официального объяснения причин столь оригинального способа избавиться от топ-менеджера тогда ни одна из сторон не озвучила. Да и нужны ли подробности? Обычно человек, получивший такую черную метку, вряд ли сможет устроиться на работу в международную компанию. А вот на должность замминистра, а теперь и. о. министра здравоохранения Украины — запросто.
Недавно на одном из совещаний в Минздраве и. о. министра В. Шафранский представил своего нового советника Елену Бех-Недрыгайло, чья фамилия отлично известна тем, кто интересуется государственными закупками фармпрепаратов, в особенности вакцин. Эта кандидатура вызывает, мягко говоря, недоумение. Конечно, в том случае, если новая команда планирует действительно приблизить украинскую медицину к международным стандартам, сделать медпомощь и лекарственные препараты доступнее для украинцев, а не ставит перед собой какие-либо другие задачи.
Отец Елены Бех — генерал-полковник Валентин Недрыгайло — в свое время занимал пост замминистра МВД. Г-жа Бех-Недрыгайло пошла по медицинской стезе, это известная фармбизнесвумен и личность одиозная. Ее фамилия фигурировала в скандале со «стройкой века» — Национальной детской специализированной больницы «Охматдет». «Ракурс» писал о главе ГП «Укрмедпроектбуд» Ирине Коваль. Это госпредприятие от имени Минздрава выступает заказчиком строительства нового корпуса детской больницы. Г-жа Коваль — бывший директор фирмы «Укрпрофмед», генерального подрядчика этого же строительства во времена президентства Януковича. На достройку тогда была выделена крупная сумма, но воз и ныне там. Согласно информации издания «Наші гроші», фирму «Укрпрофмед» в 2006 году основали Ирина Коваль и Елена Бех, которая была помощником народных депутатов Михаила Павловского, Александра Рымарука и Татьяны Бахтеевой.
Еще в ноябре прошлого года г-жа Коваль настойчиво подчеркивала, что тендер на достройку «Охматдета» будет проходить открыто и прозрачно, а контролировать проект строительства на всех этапах доверено неправительственной международной организации по борьбе с коррупцией Transparency International. И вот в канун нового 2016 года 79 млн грн (из выделенных в 2015-м 500 млн на достройку больницы) ушли на счет компании «Укрпрофмед» якобы в уплату старого долга. Получилось, что те, кого А. Квиташвили обещал вначале посадить, получили еще один шанс разбогатеть за счет государства. 29 января министр здравоохранения А. Квиташвили уволил Ирину Коваль с должности главы госпредприятия «Укрмедпроектбуд». Против руководства компании открыто уголовное производство.
Деятельность Елены Бех-Недрыгайло связана с еще одним громким коррупционным скандалом, уголовными делами и реальными сроками чиновникам времен руководства Минздравом Василием Князевичем. Эксклюзивным дистрибьютором французской компании «Санофи Пастер» на протяжении десятков лет на территории Украины была компания «Интерфарм», связанная, по данным следствия, с Еленой Бех-Недрыгайло. Нарушения со стороны компании «Интерфарм» были выявлены в результате международного финансового аудита использования бюджетных средств, выделяемых на приобретение вакцин для украинских детей. По поручению правительства Украины аудит осуществляла компания Trout Cacheris (США). Во время проверки было установлено, что закупка проводилась с многочисленными нарушениями законодательства о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, на основании поддельных документов и по значительно завышенной цене, в результате чего государству нанесен ущерб в размере более 63,5 млн. грн. (при курсе доллара 8 гривен).
В итоге в отношении высокопоставленных чиновников Минздрава и руководителей отдельных коммерческих структур было возбужденно уголовное дело. Г-жа Бех на время из Украины уехала. По непроверенной информации, благодаря содействию одного из депутатов от Партии регионов дело в отношении фармбизнесвумен было благополучно закрыто.
Говорят, что, представляя коллективу Елену Бех-Недрыгайло в качестве своего советника, Виктор Шафранский заметил, что ее слово для всех — закон. Если ранее г-жа Бех-Недрыгайло, будучи бизнес-менеджером компании «Санофи Пастер» (основного поставщика вакцин в рамках государственной программы иммунопрофилактики в Украине), считала вакцины этого производителя лучшим выбором, то теперь, по слухам, является идеологом продвижения индийских вакцин производства Serum Institute of India Ltd. Компании, которую многие годы на украинский рынок не пускала...
Как тут не вспомнить недавнюю прививочную кампанию против полиомиелита (о которой «Ракурс» написал немало статей) и схожую историю 2008-го, когда после прививки против кори и краснухи умер Антон Тищенко, старшеклассник одной из краматорских школ. Это был старт массовой вакцинации, которую проводили по инициативе ЮНИСЕФ, предоставившей большую партию индийской вакцины в качестве гуманитарной помощи. Тогда правительство отреагировало незамедлительно: массовую вакцинацию сразу же свернули, вакцину пришлось утилизировать за счет бюджетных средств. Генпрокуратура Украины признала, что смерть школьника из Краматорска была следствием прививки. Это подтвердили Академия наук и профильные научные учреждения Министерства по делам семьи, молодежи и спорта. Генпрокуратура предъявила обвинения бывшему главному санитарному врачу Украины Николаю Проданчуку.
В истории с полиомиелитом туры массовой вакцинации продолжались несмотря на море всплывших негативных фактов: о ненадлежащем хранении вакцины, вопреки эпидемии гриппа, смерти детей после прививки... Эта кампания, как и дальнейшие кадровые назначения в Минздраве, стала апофеозом циничности. Что это? Деградация, полнейшая атрофия порядочности у власть имущих? Или в стенах Минздрава проходит естественный отбор, в котором не выживают компетентность и совесть?
Мы не будем спорить о том, какие вакцины качественнее, — об этом нужно спрашивать, наверное, не Елену Бех-Недрыгайло, а специалистов, медиков, которые занимаются иммунопрофилактикой. И уж тем более не будем оспаривать саму вакцинацию как действенное средство профилактики инфекционных заболеваний во всем мире. В развитых странах, как и в Украине, есть календарь профилактических прививок, но мало кто из родителей по собственной воле отказывается от вакцинации. Это вопрос доверия самого дорогого — здоровья и жизни детей. Не вина СМИ в подогреве «антипрививочных настроений», не вина украинцев в низком уровне иммунизации в нашей стране. Наверное, вряд ли кому-то удалось бы более «успешно» окончательно разрушить доверие общества к вакцинации, к «реформированию» украинской медицины, чем это сделал Минздрав. Это кризис доверия. Украинское общество не доверяет никому. Ни тому, что происходит под крышей Верховной Рады, ни тому, что творится в кабинетах Министерства здравоохранения Украины. И оснований для недоверия, к сожалению, все больше.