Украинцев ждет (пара)реформа медицины с американским акцентом
https://racurs.ua/1291-ukraincev-jdet-para-reforma-mediciny-s-amerikanskim-akcentom.htmlРакурсСразу оговорюсь: статья не о парамедиках и не о реформе скорой помощи. Как известно, и. о. министра здравоохранения Ульяна Супрун анонсировала внедрение в Украине так называемой американской модели медицинского обслуживания, где главная задача скорой — как можно быстрее доставить пациента в ближайшую больницу для установления диагноза и оказания квалифицированной медпомощи. Столь волнующая общество тема заслуживает отдельного материала, который скоро будет на «Ракурсе». А пока несколько замечаний.
Скорее всего, заявленную реформу скорой помощи нынешняя и. о. министра здравоохранения будет воплощать в жизнь украинцев с помощью Татьяны Тимошенко, нынешней главы Управления экстренной медицинской помощи и медицины катастроф Минздрава. Тимошенко — одна из немногих глав департаментов Минздрава, кому удалось не попасть в когорту неугодных и вскоре уволенных г-жой Супрун. С первого взгляда на занимаемую ныне должность Тимошенко решение выглядит вполне логичным. Второй взгляд уже не так оптимистичен: Татьяна Васильевна по образованию бухгалтер, при министре Александре Квиташвили чудесным образом оказавшаяся главой управления в Минздраве. А также подруга замминистра ведомства Оксаны Сивак.
Практически сразу после вступления в должность Супрун в Минздраве началась, образно говоря, генеральная уборка, повлекшая череду увольнений. Какими принципами руководствовалась новая глава ведомства — неизвестно. Говорят, единственным человеком из предыдущей команды Минздрава, которому Супрун доверяет, является Игорь Перегинец. Если это так, легко предположить, что ждет украинскую медицину в обозримом будущем. Читателям напомним, что на протяжении года на посту заместителя министра здравоохранения Квиташвили именно Перегинец отвечал за ключевые вопросы в ведомстве: освоение кредита от Всемирного банка на 215 млн долл., переход на международные закупки лекарств и ряд других не менее важных направлений. Особенно запомнился скандальной историей с замороженной-размороженной вакциной от полиомиелита. Во время этой циничной прививочной кампании туры массовой вакцинации продолжались несмотря на море всплывших негативных фактов: о ненадлежащем хранении вакцины, вопреки эпидемии гриппа, смерти детей после прививки. В конце концов Украине также пришлось утилизировать оставшуюся вакцину — осведомленные знают, что цена этого процесса часто дороже самой вакцины.
Перегинец отвечал за международные закупки лекарственных средств, на которые украинцы возлагали огромные надежды, особенно те, для кого препараты попросту жизненно необходимы. Казалось бы, перед Украиной забрезжил шанс наступить на горло гидре коррупции, провести закупки лекарств по прозрачным процедурам, обеспечить наших сограждан непрерывной поставкой медикаментов, маленьких украинцев — качественными вакцинами. Однако ожидания и реальность, к сожалению, не совпали.
Столь серьезное дело в нашей стране доверили трем международным организациям — ПРООН, ЮНИСЕФ и не очень известному в Украине королевскому британскому агентству Crown Agents. Последнее занялось программой детской и взрослой онкологии. Можно смело утверждать, что эти закупки провалены. Уже мало кто вспоминает об обещанной и выкрикиваемой на каждом шагу экспертами и общественными активистами экономии бюджетных средств (до 40%) вследствие передачи госзакупок международным посредникам. Вот уже три месяца, как закупленные онкопрепараты лежат на складах киевской таможни. На сайте Минздрава 12 сентября появилось сообщение, что «доставка указанных лекарств онкобольным детям задерживается из-за отказа ООО «Людмила Фарм» осуществить все необходимые таможенные процедуры». Пока в Украине продолжаются подковерные игры, дети, чью болезнь вряд ли можно попросить еще немного подождать, остаются без лекарств.
Если вспомнить всю международно-закупочную историю с самого начала, то еще в феврале 2016-го общественники, пациентские и благотворительные организации забили тревогу: Crown Agents собирается закупить для украинского рынка препараты индийского происхождения, мягко говоря, сомнительного качества, а по правде говоря, так называемый «мел». Эти лекарства выпускались и регистрировались в Украине фирмами, связанными с фармацевтическим мафиозным гуру Борисом Литовским. После большого скандала Минздрав вынужден был приостановить закупку этих препаратов, а для проверки обстоятельств регистрации сомнительных лекарственных средств собрать рабочую группу. Такие танцы с бубнами естественно повлекли за собой проблемы с закупкой около 16% номенклатуры по детской и взрослой онкологии.
Это еще не все. В одной из статей «Ракурс» писал, что Crown Agents закупила лекарства по программе онкологии... у наших дилеров. То есть у фармацевтической мафии. Проще говоря, все осталось как прежде, только теперь еще и Crown Agents снимает пенку, взяв за работу свой процент. И как ни прискорбно, но нельзя не отметить, что фарммафия работала гораздо быстрее. По большому счету родителям, сражающимся за жизнь своих детей, все равно, кто закупает лекарства и в чей карман осядет прибыль, — лишь бы препараты работали и просто были.
Возникла еще одна проблема. Закон о международных закупках принимался наспех, без должного анализа, что привело к неразберихе с вопросом: должны ли лекарства, закупленные для Украины международными организациями, облагаться НДС в 7% (как и все остальные препараты)? В законе написано, что не должны. Однако механизм исполнения закона прописан таким образом, что в случае закупки у украинских дистрибьюторов такой налог появляется. Все эти нюансы выплыли уже после торгов, на торги украинские дистрибьюторы подали заявки без НДС. Вот и ответ на вопрос, почему столь долгожданные лекарства пылятся на таможенных складах уже 90 дней.
А что же Перегинец? В настоящее время он далеко от родины. Игорь Богданович находится в Копенгагене, где, видимо, лечит «болезнь грязных рук», ну и по совместительству борется с туберкулезом в рамках еще одного проекта ВОЗ.
Вернемся к увольнениям в Минздраве. Нерадостную весть Ульяна Надия Супрун и ее зам Роман Илык хором озвучили и. о. директора Государственного экспертного центра (ГЭЦ) Татьяне Талаевой во время проверки ее ведомства, прямо на рабочем месте. Официальная версия увольнения — недостаточная квалификация. Однако ходят упорные слухи, что истинная причина в ином. Одно из сегодняшних требований к главе этого ведомства — ускоренная регистрация вакцин для детей, которые не подпадают под действие закона об упрощенной регистрации лекарственных средств. Катастрофическую ситуацию с вакцинами, сложившуюся в Украине при переходе на международные закупки лекарств, немало экспертов связывают также с тем, что большая часть из них не была сертифицирована в Украине, а процесс регистрации через ГЭЦ занимал много времени. Наверное, квалификация нынешней и. о. директора ГЭЦ Татьяны Думенко позволяет ей оперативнее решать поставленные новой главой Минздрава задачи. А мы напомним, что во многом именно от ГЭЦ зависит, какими лекарственными препаратами украинцы будут лечиться и насколько качественными вакцинами прививать своих детей.
16 августа Минздрав объявил открытый конкурс кандидатов на должность генерального директора ГП «Центр общественного здоровья». Несмотря на заявленную открытость и то, что срок подачи документов истек 29 августа, информации о том, кто претендует на эту должность, пока нет. Однако стало известно, что одной из ярких претендентов заявлена Наталья Низова, сегодня занимающая должность директора ГУ «Украинский центр контроля за социально опасными заболеваниями Министерства здравоохранения Украины». Говорят, Супрун поддерживает именно эту кандидатуру, опять же, с подачи Перегинца. Нельзя не согласиться, что у Натальи Николаевны длинный послужной список: доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач Украины. А еще Низова — врач-гинеколог, как и ее подруга, экс-глава Минздрава Раиса Богатырева. Однако, будучи соратницей Богатыревой, Низова вряд ли понятия не имела о распиле бюджетных денег. Как известно, бывший министр здравоохранения Украины Богатырева заочно арестована за хищение государственных средств в особо крупных размерах и объявлена в международный розыск. Не нужно быть провидцем, чтобы понимать, к чему приведет такое назначение. Вряд ли украинская медицина станет «такой, как в моей стране», как любит повторять Ульяна Супрун.