Новости
Ракурс

Медперсонал может сократиться на треть

С 1 января 2017 года выросла не только минимальная зарплата (до 3200 грн), но и должностные оклады работников здравоохранения — в среднем на 40%. Однако разделить радость с медиками вряд ли удастся, ведь в Украине ожидания и реальность почему-то редко совпадают, а дьявол хорошо научился прятаться в деталях. Как и прогнозировали многие эксперты, теперь 3200 грн получают и санитарка, и молодой врач.


.

Что же произошло? Оклады бюджетников вычисляют по тарифной сетке (в которой 25 разрядов: чем выше должность, тем выше разряд и соответствующие коэффициенты). Если ранее за основу брали минимальную зарплату, то теперь формулу изменили и коэффициент умножают не на повышенную зарплату в 3200 грн, а на прожиточный минимум в 1600 грн. Такая хитрая арифметика привела к тому, что, например, санитарка, имеющая первый разряд и оклад в 1600 грн (теперь ей дотягивают до минимальной зарплаты в 3200 грн) и семейный врач с 11-м разрядом и зарплатой в 3150 грн получают одинаково.

Таких примеров уравниловки привести можно очень много. Оклад врача-инфекциониста без категории определяется по Единой тарифной сетке по десятому тарифному разряду, который с 1 января 2017 года составляет 2912 грн. Также врач-инфекционист в связи с вредными условиями труда имеет право на повышение зарплаты в размере 15%, в итоге его заработная плата будет составлять 3348,8 грн. Должностной оклад сторожа, который определяется по первому тарифному разряду, составляет 1600 грн. С 1 января 2017 года ему проводится доплата до минимальной заработной платы в 3200 грн.

В Минфине со сложившейся ситуацией предлагают «бороться» с помощью премий и надбавок на местах, но вот где главврачам брать на это деньги, не уточняют.

Можно было бы порадоваться хотя бы за санитарок, уборщиц, медсестер, сторожей, однако и тут не все так просто. Ведь достаточное финансирование на повышение заработной платы отсутствует. Поэтому если не решать проблему оперативно, констатируют эксперты, стоит ожидать серьезного сокращения медицинского персонала — более чем на 30%. А пока медперсонал переводят на 0,5 или 0,25 ставки.

Для решения вопроса оплаты труда медицинских работников на прошлой неделе парламентский комитет по вопросам здравоохранения провел круглый стол, где присутствовали и. о. министра здравоохранения, президент Академии медицинских наук Украины, директора институтов АМНУ, представители медицинских профсоюзов, руководители облздрава, главные врачи, депутаты областных советов, а также замминистра финансов, который после своего выступления «о том, что Минфин сделал благо всем и увеличил минимальную зарплату до 3200 грн», ушел с круглого стола, так и не услышав о проблемах из первых уст.

В госбюджете на 2017 год в составе медицинской субвенции местным бюджетам были предусмотрены дополнительные средства для обеспечения повышения заработной платы медиков. Однако, по словам Виктории Коваль, главы профсоюза работников здравоохранения Украины, этих денег недостаточно ни на повышение зарплаты, ни на проведение дифференциации в связи с индексацией зарплаты: «На Волыни не хватает 103 млн грн, в Днепре — 233 млн, в Житомирской области — почти 62 млн грн».

Эксперт также отметила, что врачи могут лишиться имеющихся надбавок. «На первичном уровне планируют уничтожить надбавку за выслугу лет, за категорию... При этом нагрузку на врача увеличат. Если раньше на одного врача приходилось 1200–1500 пациентов, то теперь — 2000. Ситуация сложная, медицинские работники собираются выходить на акции протеста», — говорит Коваль.

Неудивительно, что в ситуации разрушения того, что осталось от медицинской отрасли, люди в белых халатах оставляют государственные и коммунальные учреждения, уходят в частный сектор или поступают более радикально — ищут лучшей жизни за границей. А если учесть, что в районах, селах недостаточность обеспечения медицинскими работниками составляет до 30%... О каком качестве и доступности медицинской помощи для граждан может идти речь? Реформировать уже будет нечего и не с кем.

«Мы получили дополнительные деньги, но их еле-еле хватает только на повышение зарплаты до 3200 грн. На проведение дифференциации, к сожалению, средств недостает, — говорит Анжела Купливанчук, и. о. Директора департамента экономики и финансовой политики Минздрава. — Сейчас мы собираем данные по областным бюджетам, чтобы дать Минфину четкие цифры, все расчеты в отношении потребностей на дифференциацию зарплат». Эксперт также уточнила, что на данный момент, к сожалению, почти все надбавки, премии, которые учитывали сложность, вредные условия труда медиков, выслугу лет, засчитываются в пределах 3200 грн.

Еще один момент, который вызывает большую обеспокоенность на местах у руководителей учреждений здравоохранения. Ранее медики, замещающие своих коллег, ушедших в отпуск или на больничный, получали дополнительные деньги за отработанные сверх нормы часы. Теперь медперсонал массово отказывается подменять своих коллег: они в любом случае получат 3200 грн.

Ирина Сысоенко, заместитель главы Комитета ВР по вопросам здравоохранения, в заключение отметила, что ждет от Минздрава окончательных цифр по недостающему фонду заработной платы от всех областей и будет обращаться в бюджетный комитет парламента с просьбой помочь правительству найти финансирование и подать изменения в госбюджет.

Будет ли мегаважный вопрос с оплатой труда медработников решен в ближайшее время? Пока на повестке дня заседаний ВР на этой неделе есть множество законопроектов из любых отраслей, кроме медицины. А если посмотреть на статистику, парламент этого созыва принял только три (!) закона в области здравоохранения, ряд важных законопроектов (многие годами) продолжают ждать своего часа. Стоит ли удивляться, что ситуация в украинской медицине остается все такой же плачевной?


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter