Новости
Ракурс

Этому дам, а этому не дам: как поделят дофинансирование Академии меднаук

Денег нет, но вы держитесь!


.

Перед Национальной академией медицинских наук (НАМН) в нынешнем году, как в лучших шоу на выживание, стоит практически непосильная задача: остаться на плаву при значительном уменьшении финансирования. Урезание бюджета — удар не только по научным подразделениям, но и по клиникам академических институтов, где тысячи больных получают высокоспециализированную медицинскую помощь самого высокого — третьего — уровня.

Например, Национальному институту сердечно-сосудистой хирургии им. Н. Амосова, который часто называют колыбелью украинской кардиохирургии, для полноценного функционирования требовалось минимум 79 тыс. 712 грн (на первый квартал этого года), но выделили всего лишь 6 тыс. 828 грн, то есть чуть больше 8%. Для обеспечения проведения экстренных операций необходимыми медицинскими материалами требуется 55 тыс. 750 грн на квартал, однако на это государство выделило... 0 грн. Не были запланированы в этом году средства и на питание пациентов, большая часть из которых не местные, соответственно, эта проблема для них стоит остро.

Надо отметить, что ситуация с бюджетным финансированием Института Амосова ухудшается с каждым годом. Несмотря на это, здесь ежегодно проводят тысячи операций, львиную долю составляют пациенты, нуждающиеся в экстренной и неотложной кардиохирургической помощи, а также дети, участники АТО, внутренние переселенцы. Кроме того, специалисты института проводят ряд уникальных операций, которые не в состоянии выполнить больше ни в одном кардиохирургическом центре нашей страны. Однако сегодня оперативные вмешательства держатся на голом энтузиазме команды специалистов с применением скудного государственного ресурса и привлечением средств благотворительных организаций и волонтеров.

В этом году Институт Амосова оказался на грани закрытия. Пришлось приостанавливать плановую госпитализацию пациентов, отправлять медицинских сотрудников в отпуск за свой счет, переводить на полставки, и все чаще стали слышны разговоры о сокращении штата, если проблемы с финансированием продолжатся. А ведь это высокоспециализированные специалисты, на подготовку которых нужны многие годы.

В начале 2017 года был зарегистрирован законопроект о внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» (относительно финансового обеспечения Государственного учреждения «Национальный институт сердечно-сосудистой хирургии им. Амосова» НАМН Украины и Государственного учреждения «Национальный институт хирургии и трансплантологии имени А. А. Шалимова» НАМН Украины).

Этот проект закона о выделении дополнительного финансирования для двух институтов вызвал немало дискуссий и споров во время заседания Комитета по вопросам здравоохранения 12 апреля. Ведь таким образом Академию меднаук, как плохой учитель класс, разделяют на любимчиков и тех, кого любят меньше. Институты Шалимова и Амосова называют флагманами отечественной медицины, однако чем хуже остальные 34? С трудом верится, что ситуация, например, в Институте нейрохирургии им.А. Ромоданова или Институте педиатрии, акушерства и гинекологии разительно отличается.

Как объясняют авторы законопроекта, найти средства, чтобы удовлетворить аппетиты всех сразу, практически нереально. И добавляют: может быть, в этих институтах ситуация самая вопиющая, ведь именно эти медучреждения обратились в Комитет по вопросам здравоохранения для решения насущного вопроса с финансированием.

О сегодняшнем катастрофическом положении дел в Институте Амосова рассказал присутствовавший на заседании профильного комитета его директор Василий Лазоришинец: «На заработную плату в институте выделено 27% от того, что было в прошлом году. 2% — на медикаменты. Каждый просит бесплатно прооперировать. Но чем оперировать? Мы на грани остановки. Деньги, которые были выделены на полгода, мы уже потратили. Если остановится такой институт, как наш, это — 5 тыс. жизней в год. Институт Шалимова — 8,5 тыс. жизней в год».

Фото: amosovinstitute.org.ua

Президент НАМН Украины Виталий Цымбалюк, присутствовавший на заседании Комитета по вопросам здравоохранения, так прокомментировал законопроект: «Поставили на колени всю академию. Я понимаю, что это два ведущих института, они проявили инициативу, имеют, возможно, право на преимущество. Однако я как президент академии не могу выделять средства на два института, всего их 36. Меня люди не поймут».

«Держитесь!» — советовали уходящему с заседания президенту Академии меднаук...

Здесь их собирают по кусочкам и ставят на ноги

Нельзя не отметить, что финансирование академических институтов на должном уровне стало особенно актуальным с началом АТО. Многих наших защитников удалось спасти только благодаря уникальным методикам, внедренным в академических клиниках, высокому профессионализму врачей и медсестер.

Как-то в Институт Амосова самолетом из зоны АТО доставили бойца с осколочным прямым поражением сердца. Мало кто верил, что он выживет. Но хирургам удалось совершить чудо. Подобных случаев, когда осколок задел сердце, было уже несколько, все с благополучным исходом. В Институте Шалимова спасают бойцов с тяжелыми ранениями брюшной полости, буквально разорванных осколками. Такие операции длятся долго, ведь нужно вытащить все осколки, потом живот буквально латают маленькими кусочками кожи, взятой с других частей тела. В клинике восстановительной нейрохирургии Института Ромоданова выполняют хирургические вмешательства, помогающие восстанавливать функции спинного мозга. Здесь люди, обреченные на полную неподвижность из-за травм или ранений, спустя некоторое время уже начинают двигаться с ходунками...

Горькая ирония состоит в том, что в 2018 году исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося ученого, врача-хирурга Александра Шалимова. Это событие планируют отмечать на государственном уровне.

Учитывая катастрофическую ситуацию по предоставлению высокоспециализированной медицинской помощи для наших сограждан из-за недостаточного государственного финансирования, Комитет по вопросам здравоохранения решил рекомендовать парламенту увеличить сумму расходов для Национальной академии медицинских наук Украины на 1 млрд 160 млн грн от утвержденной госбюджетом.

Прислушается ли парламент к рекомендации дофинансировать Академию меднаук и как распределят эти средства — вопрос. К сожалению, в Украине пока так и не научились относить науку к числу базовых потребностей в жизни государства. За исключением науки выживать.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter