Новости
Ракурс

Медреформа: украинская fata morgana может стать реальностью

«Лучше пять лет ошибок, чем 50 лет саботажа», — эти слова первого президента Чехии (и последнего президента Чехословакии) Вацлава Гавела реформаторы затерли уже до дыр. Да и кто не согласится с известным чешским писателем и диссидентом: лучше немного потерпеть, чем продолжать загнивать. Главное, чтобы ошибки не привели к еще более плачевным результатам.


.

Итак, множество раз обещанная реформа нашего уставшего держаться из последних сил здравоохранения недавно получила шанс опереться на законодательную базу. Разработанный в Минздраве законопроект «О государственных финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и лекарственных средств» чиновники считают ключевым в медицинской реформе. В случае если он станет законом, эти изменения коснутся каждого из нас. Что же предлагает профильное министерство?

Уйдет в небытие миф о бесплатной медицине, а вместе с ним, как обещают в Минздраве, и платежи в карманы белых халатов. Вводится государственный гарантированный пакет медицинских услуг и лекарств, который разделили на зеленый, синий и красный списки. Все бесплатные услуги обозначили зеленым — это медицинская помощь первичного звена, экстренная и паллиативная помощь, которые обещают предоставлять 100% бесплатно каждому, кто живет в Украине.

Вводится понятие сооплаты (которая должна вноситься легально в кассу медучреждения). Это уже синий список, за услуги из которого нам с вами придется доплачивать. Сюда вошли диагностические услуги, специализированная помощь, госпитализация (плановая), лекарства. На важный вопрос: какую часть будет оплачивать государство, а какую — пациент, пока ответа нет. Еще подсчитывают.

«Все будут знать тарифы и долю сооплаты. Это поможет государству планировать и покрывать расходы правильно, — говорит Ульяна Супрун, все еще и. о. министра здравоохранения. И приводит пример: — Условно говоря, если операция стоит 10 000 грн, то государство заплатит 8000, а пациент — 2000». Хорошо, если не наоборот. А если у человека нет возможности покрыть эту разницу? — резонно спросите вы. В Минздраве обещают, что для тех, кто не может доплатить, предусмотрят субсидии. Тем, кто хочет сократить свою долю сооплаты, предлагают посмотреть в сторону добровольного медицинского страхования.

В красный список (полностью оплачивает пациент) попали эстетическая медицина, стоматология для взрослых (кроме экстренной), а также препараты с недоказанной эффективностью.

Придется ли платить за роды? В базовый, полностью оплачиваемый государством пакет входит дежурная бригада, стандартная палата, необходимые лекарства и кесарево сечение по показаниям. Если же будущая мама предпочитает отдельную палату, выбор врача, кесарево по желанию, ей придется доплатить.

Бойцов АТО ждут дополнительные гарантии с 2018 года (при условии, что законопроект примут до мая включительно). Это 100% страховое покрытие лечения боевых ранений, контузий и т. д.; 100% пожизненное страховое покрытие для тех, кто получил инвалидность. Безусловно, это важный и правильный шаг.

«На мой взгляд, это создание конфликта, когда все остальные — и те, которые воевали, защищали свою Родину во время Второй мировой войны, и ставшие инвалидами на войне в Афганистане... они выброшены Министерством на свалку истории, — считает Ольга Богомолец, глава парламентского комитета по вопросам здравоохранения. — Как будут себя чувствовать ветераны АТО, понимая, что их выделили в отдельную субкасту?»

В Минздраве также обещают, что «больше не будет никаких ведомственных больниц», будет врач, пациент и Национальная служба здоровья, которая (несмотря на схожесть с Минздравом) должна обеспечить совсем иное качество медицинских услуг для наших сограждан — более доступное и квалифицированное.

«Деньги пойдут за пациентом». В результате введения страхования бюджетные средства на финансирование здравоохранения будут направляться на оплату конкретных медуслуг и лекарств, а не на содержание инфраструктуры учреждений здравоохранения. В Минздраве считают, что таким образом деньги будут использоваться эффективнее, а граждане получат более качественную медицинскую защиту.

В Минздраве полагают, что сегодня Украина тратит довольно большие средства на здравоохранение. «В этом году бюджет составляет более 77 млрд грн. Это 4580 грн страхового взноса в год на каждое домохозяйство. По самым приблизительным подсчетам, этого хватит на страховое покрытие в размере около 100 тыс. грн на семью», — подсчитали чиновники. Почему на семью? Наверное, потому что на домохозяйство сумма выглядит более внушительно, чем на одного человека. Как будут делить эти деньги на членов семьи — неизвестно. Главное, чтобы не было как в детском анекдоте про Чебурашку: «Нам на двоих дали 10 апельсинов: каждому по 8!»

«Мы не можем даже представить, что депутаты не поддержат старт прямых страховых выплат за пациентов и пойдут в прямую конфронтацию со всем обществом», — сказано на сайте Минздрава. Законопроект, который, в случае его принятия, в корне изменит систему здравоохранения в Украине, поддерживают премьер, общественные организации, послы G7, а также религиозные организации, с которыми сотрудничает министерство. Однако в Раде немало тех, кто высказывается против предлагаемых новшеств. Нет сторонников данного законопроекта и в парламентском комитете здравоохранения.

«Я согласна с тем, что реформа очень нужна... Комитетом здравоохранения подготовлены совсем другие законы, значительная часть депутатов комитета не разделяет, не поддерживает законы, предложенные Кабмином, — говорит О. Богомолец. — Именно поэтому, собственно, эти законы не расписаны на наш комитет здравоохранения. Они попали в комитет социальной защиты, в бюджетный комитет, а нас так обошли на повороте. Мы не разделяем такое предложение, потому что считаем, что первое, что должно сделать государство, — дать людям четкие гарантии, за что и по каким стандартам будет платить государство».

По словам У. Супрун, профильный комитет подал собственные законопроекты, предложив введение частной страховки.

«По нашему мнению, по мнению иностранных и украинских специалистов, экспертов, включая бывших министров здравоохранения, согласно рекомендациям ВОЗ, наша модель государственного страхования, деньги для которой будут накапливаться в бюджете из наших налогов, — лучшая для Украины, — считает и. о. министра. — Потому что мы сейчас живем в экономическом кризисе и не можем требовать от граждан, чтобы они искали деньги на какую-то частную страховку. К тому же у нас нет развитой системы страховых компаний, которые могли бы предоставлять услуги для украинцев».

В Минздраве также подсчитали, что введение новых методов финансирования позволит снизить нынешний уровень неформальных платежей за медицинские услуги. Согласно расчетам, после завершения периода введения реформы (до 2021 года) уровень неформальных платежей снизится с сегодняшних 51,5% до 26,2% общих расходов на здравоохранение, что соответствует аналогичному показателю в Польше. При одном условии — если финансирование здравоохранения из госбюджета будет увеличено в течение 2017–2020 годов с 2,1% до 3,8% ВВП, что повысит качество услуг, обеспечит поддержку учреждений здравоохранения в переходный период, а также позволит замещать неформальные платежи бюджетным финансированием.

Станет ли этот законопроект в ближайшее время законом? Прежде он должен пройти непростой путь согласований и бюрократических процедур. «Если будет решено, что закон правильный, но не успеем его принять до 16 мая, то в следующий раз сможем попытаться внедрить реформу медицины примерно в 2021–2022 годах», — ультимативно заявляет У. Супрун. Известно одно: сделать это будет непросто — депутаты после длительных каникул вернутся под купол только в средине мая.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter