Новости
Ракурс

Финансовый рынок Украины — причины упадка

Наше молодое государство возникло после продолжительной стагнации (лат. stagnatio — неподвижность, от stagnum — стоячая вода) Советского Союза, выражавшейся в нулевых темпах роста железобетонной, невосприимчивой к нововведениям социалистической экономики. Мы прошли через череду ошибок украинских правительств, которые игнорировали экономические законы, искали собственные пути развития, и в результате этих поисков страна достигла экономического дна. Сегодня все понимают необходимость перемен, опирающихся на рыночные отношения. Политики говорят об этом, народ ждет их, чиновники претворяют — с разной степенью успешности — замыслы в жизнь. Все эти действия называются реформированием. Однако в структуре реформ есть некоторые методологические несоответствия. Примером таких противоречий может служить положение на финансовом рынке Украины.


.

Финансовые отношения в государстве всегда характеризуются наличием финансовых институтов — банков и страховых компаний, присутствием государственных регулирующих и контролирующих органов, кучей работающих там чиновников и инфраструктурой, которая все обеспечивает. Однако наличие перечисленных компонентов далеко не всегда подразумевает существование финансового рынка. Страна, в которой мы жили до 90-х годов прошлого века, — яркое тому подтверждение.

Финансовый рынок — это механизм, позволяющий людям свободно продавать и покупать товары, деньги, ценные бумаги и другие взаимозаменяемые элементы с низкими операционными затратами и по эффективным ценам. Сегодня главной особенностью финансового рынка Украины можно считать его призрачность и эфемерность, а если сказать жестче — практическое его отсутствие. По сути, это финансовый вакуум, который реформировать невозможно: на пустом месте можно только создавать новое, приняв за образец существующее и функционирующее.

В мире финансовая система конструировалась столетиями. В результате это привело к формированию континентальной и американской (англосаксонской) моделей существования финансового рынка. Континентальная, или банковская система (bank based financial system) ориентирована на банковское финансирование. В этом мы несколько похожи на европейцев. Вторая система — американская (market based financial system) — в качестве ориентира всегда использует рынок ценных бумаг и институциональных инвесторов (страховые компании, пенсионные и инвестиционные фонды). Эта система бесконечно от нас далека.

Германия — главный представитель континентальной модели финансового рынка

В нашем меняющемся веке происходит значительная конвергенция (от лат. convergo — сближаю) двух моделей. Европейский, всегда высокий уровень концентрации акционерных капиталов с небольшим количеством акционеров вынужден отказываться от непубличности размещения ценных бумаг и развивать вторичный рынок, столь характерный для американской небанковской модели. Значительно усиливается влияние международных финансовых центров. В Лондоне, Нью-Йорке и Токио сосредоточена треть всей мировой собственности, находящейся в управлении институциональных инвесторов, и 60% объема операций валютных бирж мира. В Нью-Йорке размещены 80% всех активов иностранных банков, работающих в США. Где-то рядом с нами творятся грандиозные дела, но это происходит в мире, к которому мы пока не имеем отношения.

Лондон — постоянный лидер в списке мировых финансовых центров

Финансовый мир существует согласно двум представленным схемам, однако наши еще вчера добрые соседи — россияне, полностью абстрагировавшись от мировой практики, придумали для себя третью, смешанную модель существования финансового рынка, формируя его фрагментарно и произвольно, по отдельным, мало связанным друг с другом секторам. Украина, всегда прислушиваясь к великому восточному соседу, шла точно таким же путем. В результате этих заимствований родилось нынешнее многообразие контролеров, навигаторов и движителей отечественного финансового рынка, который можно условно разделить на четыре основных сегмента: денежно-кредитный рынок, валютный рынок, фондовый (рынок ценных бумаг) и рынок финансовых услуг.

Сегодня в нашем государстве есть три финансовых регулятора: НБУ (Национальный банк), Нацкомфинуслуг (комиссия, регулирующая небанковские финансовые услуги) и НКЦБФР (Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку). Больше всего полномочий сконцентрировано у НБУ, который выбран зарубежными финансовыми донорами драйвером реформ. Сейчас он среди действующих регуляторов наиболее самодостаточный и результативный.

НБУ — драйвер финансовых реформ Украины

Проводником всех реформ мы обязаны считать законодателей — Верховную Раду, в которой давно зависли два подготовленных более полутора лет назад президентских законопроекта — №2413а и №2414а. Эти документы предлагают разделить функции контроля финансового рынка между НБУ и НКЦБФР и, соответственно, ликвидировать Нацкомфинуслуг. Здесь стоит отметить, что все требования по сокращению на финансовом рынке регулирующих органов основываются на Европейских директивах. Однако исчезновение Нацкомфинуслуг не входит в планы не только работающих там чиновников, но и некоторых народных депутатов, имеющих отношение к страховому рынку и рынку капиталов.

Как только в Украине установятся европейские правила работы и регулирования, автоматически изменится отношение инвесторов к нашей стране. Сегодня для иностранного инвестора идти с деньгами в Украину — как идти на войну. Именно так оценивают зарубежные вкладчики собственных средств пребывание на нашей территории.

Можно сформулировать причины неразвитости и упадка финансового рынка нашей страны:

1. Создается впечатление, что этот рынок не нужен государству, или же интерес к нему вторичен.

2. Отсутствует удобное и понятное отечественному и зарубежному инвестору правовое поле — это касается законодательства, судов и налогов.

3. Внутренний инвестор отсутствует, а иностранцы боятся самого слова «Украина».

4. Финансовый рынок не интересен украинским гражданам. Он не может стать, например, инструментом для сохранения и приумножения пенсионных накоплений, что является обычной мировой практикой. Это уже привязано и к пенсионной реформе.

5. У нас не только принципиально отсутствует класс собственников, но и любой обычный миноритарий (акционер, пакет которого не позволяет участвовать в управлении компанией) никогда не сможет добиться внятного к себе отношения, что невозможно на Западе.

6. В финансовых вопросах граждане нашей страны отличаются традиционным вопиющим невежеством, которое сложилось после десятилетий игнорирования прав собственника — основы западной цивилизации.

7. В Украине не закончена приватизация, способная выступить драйвером для привлечения иностранных, а затем и внутренних инвестиций.

8. Последнее — фантомность рынка. У нас есть регулирующие чиновники, биржи, продавцы, другая псевдоинфраструктура, но даже опытный предприниматель не добьется связной информации о том, как все это работает.

Работая по каждому из указанных направлений, вполне можно создать не уникальную, а обычную функционирующую структуру, которая спокойно интегрируется в мировые финансовые отношения.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter