Новости
Ракурс
Владимир Омелян

Кто провалил переговоры с Ryanair

Громко объявленный выход на украинский рынок самого известного европейского авиаперевозчика откладывается. «Ryanair объявляет об отмене запланированного выхода в Украину после того, как киевский аэропорт не выполнил соглашение, достигнутое в марте этого года», — такое решение гендиректора Ryanair Майкла О'Лири было озвучено 10 июля.


.

Весной 2017 года была опубликована копия меморандума, подписанного министром инфраструктуры Владимиром Омеляном и коммерческим директором Ryanair Дэвидом О'Брайаном, которым предусматривалось, что Мининфраструктуры совместно с аэропортом «Борисполь» должны принять меры, позволяющие применять ставку сбора для ирландского лоукостера 7,5 долл., включающую сниженный сбор за безопасность в 3 долл. за отправленного пассажира в течение четырех лет после запуска нового маршрута.

Ryanair уже давно имеет репутацию жесткого переговорщика, который придерживается только своих стратегий и отталкивается только от собственных интересов. Тем не менее, украинский министр планировал переиграть ирландцев на их территории.

За 2016 год авиакомпанией было перевезено 106,8 млн пассажиров. Ryanair вышла на первое место по пассажирообороту в Европе, обогнав Lufthansa

Три месяца, с марта по июнь, согласовывался приказ Мининфраструктуры, позволяющий снизить ставку пассажирского сбора для международных рейсов в Борисполе с 17 долл. до 13 долл. и применить скидку для авиаперевозчиков до 80% — только так можно было выйти на указанные в меморандуме цифры. 20 июня приказ вступил в силу. Это был основной сдерживающий финансовый фактор, не позволяющий подписать договор с украинской стороны. Менее чем за две недели договор был согласован со всеми службами аэропорта и с внешними аудиторами, визирующими исходящие финансовые документы. 5 июля договор передали ирландской стороне. А уже через несколько дней Ryanair не согласился на условия обслуживания, которые ему предложил аэропорт «Борисполь» в своей версии двустороннего договора. Авиакомпания и аэропорт не договорились: второй расписался в своем неумении и неспособности заработать на первом.

В своей версии договора ирландцы оговорили для себя массу преференций, исполнение которых вполне возможно при условии, что лоукостер давно работает с аэропортом и показывает стабильно растущие результаты. Ryanair обслуживает свыше 1600 направлений между 180 аэропортами в 28 европейских странах и Марокко, совершая 1800 рейсов в сутки. И все это понимают, но как это будет работать в наших условиях — неясно. Скидки возможны за объем пассажиропотока, за новые направления — на такое может претендовать любая авиакомпания. Но ирландский лоукостер их требует только за свое имя и за заслуги вне нашей страны.

Подписать меморандум о сотрудничестве, громко об этом сказать — справедливо. Переложить ответственность с министра на руководителя аэропорта — тоже правильный шаг. Вот только ответственность логичнее не делегировать, а разделять.

Переговоры с перевозчиком — дело не только аэропорта, но и, в первую очередь, министерства. Министр инфраструктуры Владимир Омелян обвиняет своего подчиненного — руководителя Бориспольского аэропорта Павла Рябикина — в собственном неумении организовать рабочий процесс, тем более что большая часть ирландских требований (например, о предоставлении бесплатных услуг) просто не соответствует украинским законам. А это уж точно не уровень ответственности директора аэропорта. Зато он легко посчитал примерные ежегодные убытки от подписания ирландской версии договора — 2 млрд грн, — понимая, что когда они возникнут, ему придется за это отвечать.

Главный противник выхода Ryanair на украинский рынок — авиакомпания МАУ. Если европейский лоукостер полноценно зайдет в Украину, МАУ в течение года либо перестанет существовать, либо будет должна в корне поменять стратегию. Вспомним также о многомиллионных долгах МАУ перед тем же Бориспольским аэропортом — еще одно направление для приложения министерских сил.

Трудновыполнимые и жесткие требования — всего лишь отправная точка для любых переговоров, а процесс согласования и уточнений — обычная работа. Только заниматься всем этим от имени государства должны люди, принимающие решения, а не отфутболивающие их от себя.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter