Кто провалил переговоры с Ryanair
https://racurs.ua/1605-kto-provalil-peregovory-s-ryanair.htmlРакурсГромко объявленный выход на украинский рынок самого известного европейского авиаперевозчика откладывается. «Ryanair объявляет об отмене запланированного выхода в Украину после того, как киевский аэропорт не выполнил соглашение, достигнутое в марте этого года», — такое решение гендиректора Ryanair Майкла О'Лири было озвучено 10 июля.
Весной 2017 года была опубликована копия меморандума, подписанного министром инфраструктуры Владимиром Омеляном и коммерческим директором Ryanair Дэвидом О'Брайаном, которым предусматривалось, что Мининфраструктуры совместно с аэропортом «Борисполь» должны принять меры, позволяющие применять ставку сбора для ирландского лоукостера 7,5 долл., включающую сниженный сбор за безопасность в 3 долл. за отправленного пассажира в течение четырех лет после запуска нового маршрута.
Ryanair уже давно имеет репутацию жесткого переговорщика, который придерживается только своих стратегий и отталкивается только от собственных интересов. Тем не менее, украинский министр планировал переиграть ирландцев на их территории.
Три месяца, с марта по июнь, согласовывался приказ Мининфраструктуры, позволяющий снизить ставку пассажирского сбора для международных рейсов в Борисполе с 17 долл. до 13 долл. и применить скидку для авиаперевозчиков до 80% — только так можно было выйти на указанные в меморандуме цифры. 20 июня приказ вступил в силу. Это был основной сдерживающий финансовый фактор, не позволяющий подписать договор с украинской стороны. Менее чем за две недели договор был согласован со всеми службами аэропорта и с внешними аудиторами, визирующими исходящие финансовые документы. 5 июля договор передали ирландской стороне. А уже через несколько дней Ryanair не согласился на условия обслуживания, которые ему предложил аэропорт «Борисполь» в своей версии двустороннего договора. Авиакомпания и аэропорт не договорились: второй расписался в своем неумении и неспособности заработать на первом.
В своей версии договора ирландцы оговорили для себя массу преференций, исполнение которых вполне возможно при условии, что лоукостер давно работает с аэропортом и показывает стабильно растущие результаты. Ryanair обслуживает свыше 1600 направлений между 180 аэропортами в 28 европейских странах и Марокко, совершая 1800 рейсов в сутки. И все это понимают, но как это будет работать в наших условиях — неясно. Скидки возможны за объем пассажиропотока, за новые направления — на такое может претендовать любая авиакомпания. Но ирландский лоукостер их требует только за свое имя и за заслуги вне нашей страны.
Подписать меморандум о сотрудничестве, громко об этом сказать — справедливо. Переложить ответственность с министра на руководителя аэропорта — тоже правильный шаг. Вот только ответственность логичнее не делегировать, а разделять.
Переговоры с перевозчиком — дело не только аэропорта, но и, в первую очередь, министерства. Министр инфраструктуры Владимир Омелян обвиняет своего подчиненного — руководителя Бориспольского аэропорта Павла Рябикина — в собственном неумении организовать рабочий процесс, тем более что большая часть ирландских требований (например, о предоставлении бесплатных услуг) просто не соответствует украинским законам. А это уж точно не уровень ответственности директора аэропорта. Зато он легко посчитал примерные ежегодные убытки от подписания ирландской версии договора — 2 млрд грн, — понимая, что когда они возникнут, ему придется за это отвечать.
Главный противник выхода Ryanair на украинский рынок — авиакомпания МАУ. Если европейский лоукостер полноценно зайдет в Украину, МАУ в течение года либо перестанет существовать, либо будет должна в корне поменять стратегию. Вспомним также о многомиллионных долгах МАУ перед тем же Бориспольским аэропортом — еще одно направление для приложения министерских сил.
Трудновыполнимые и жесткие требования — всего лишь отправная точка для любых переговоров, а процесс согласования и уточнений — обычная работа. Только заниматься всем этим от имени государства должны люди, принимающие решения, а не отфутболивающие их от себя.