Новости
Ракурс

Ботулизм в Украине. Операция «ликвидация», или Как поставить диагноз стране

Инфекции поднимают голову в условиях социального неблагополучия, войны, а также халатности. Страна, где министр здравоохранения с хронической приставкой и. о. спасается бегом от неудобных вопросов журналистов об отсутствии сывороток от ботулизма, вряд ли станет благополучной в обозримом будущем. Громкая медреформа заглушает «мелочные», но жизненно важные вопросы. Ведь уровень инфекционных заболеваний в стране — это наилучший индикатор состояния ее системы здравоохранения. Ударно работающая пиар-служба и красочные презентации вряд ли скажут больше, чем сухие цифры и статистика, даже если она «хромает».


.

Согласно последним данным ВОЗ, Украина вошла в топ-8 стран мира с самыми низкими показателями вакцинации детей. Нашими соседями-«победителями» стали Центральноафриканская Республика, Чад, Экваториальная Гвинея, Нигерия, Сомали, Южный Судан и Сирия. В этих странах, как и в Украине, прививки от дифтерии, столбняка и коклюша получили менее 50% детей. И дело здесь не только в антипрививочных настроениях части родителей и длительном отсутствии иммунобиологических препаратов для прививания. Большинство украинцев — за вакцинацию, они просто не уверены в безопасности вакцин, которые государство закупает, чтобы уколоть детям. Вопросов и подозрений относительно их качества возникает много — начиная от производителя, условий хранения, получения сертификации... Семена недоверия дают быстрые всходы в земле, удобренной коррупцией, откатами и безнаказанностью.

Ботулизм и Ко

Нынешняя вспышка ботулизма в Украине (с начала года в нашей стране зарегистрировали 91 случай заболевания, девять из которых закончились летально) была прогнозируемой. Есть аксиома: чем ниже уровень жизни людей, тем выше уровень инфекционных заболеваний. Если еще учесть упразднение службы санэпиднадзора, мораторий на проверки бизнеса... Как можно при подобных исходных оставить страну без стратегически важного запаса сывороток? К тому же случаи ботулизма — тяжелого инфекционного заболевания — в Украине регистрировались ежегодно. Ситуация этого года из ряда вон выходящая: причиной большинства летальных случаев стала рыба промышленного производства. Заражение продуктами, приобретенными в официальных торговых сетях, как констатируют инфекционисты, — это ЧП для любой страны. Ведь в таком случае подразумевается массовость заболевания.

К сожалению, вследствие так называемой реорганизации Госсанэпидслужбы была нарушена целостная система коммуникативных, организационных и управленческих связей служб, задействованных в ликвидации подобных вспышек.

«Госпотребслужба Украины сразу после получения информации о случаях ботулизма запретила продажу «подозрительной» продукции, но эти сведения поступали к ней очень долго. Более того, она получила информацию не от соответствующих служб, а от клиницистов, которые уже начали сталкиваться с многочисленными случаями болезни, терять пациентов и бить тревогу, ища тех, кто должен заниматься этой проблемой на уровне контроля над работой предприятий и торговой сети. Это ненормально! Вы представляете такое в цивилизованной стране? В больницах полно больных, а контролирующие органы об этом даже не знают», — рассказывает завкафедрой инфекционных болезней Национального медуниверситета имени А. Богомольца, доктор медицинских наук Ольга Голубовская.

Источник распространения ботулизма в этот раз довольно оперативно «перекрыли», но где гарантия, что завтра не взорвется в другом месте? По словам начальника главного управления Госпродпотребслужбы столицы Олега Рубана, 80% субъектов хозяйствования не соблюдают элементарных правил гигиены из нормативных документов. А то, что в других странах является нормой, у нас делается только после того, как грянет гром.

«Например, недавно в Нью-Мексико было зарегистрировано несколько десятков случаев чумы. Когда читаешь ленту новостей о том, как сотрудники департамента здравоохранения проводят экологическое расследование каждого такого случая, чтобы обезопасить родственников больных и соседей от заражения, обходят все дома района, чтобы сообщить людям об опасности, обучают их, как предотвратить инфицирование или снизить его риск, то завидуешь организации работы служб», — с горечью сетует О. Голубовская.

Сыворотка от ботулизма появилась в Украине только в начале июля. Минздрав отрапортовал, что были завезены 25 курсов противоботулинической сыворотки канадского производства. Их передали в рамках программы развития ООН. По словам и. о. министра здравоохранения Ульяны Супрун, партия сыворотки позволит сформировать базовый запас, который будет использован для неотложного лечения новых больных. Сыворотки собираются хранить в Минздраве, а в случае необходимости доставлять в регионы в кратчайшие сроки.

Наверное, опираются на американский опыт. В США формируется стратегический запас лекарств против множества инфекций, в том числе и пандемического гриппа. Такой запас накапливается централизованно, а в случае вспышек препараты доставляются немедленно. Так, во время вспышки ботулизма в 2015 году Центр по контролю и профилактике заболеваемости США предоставил больницам все необходимые дозы сывороток в течение двух часов. Учитывая украинские реалии, сложно надеяться, что сыворотки доберутся в нужное место столь же оперативно. Инфекционисты замечают, что в нынешней ситуации тотального дефицита главное, чтобы было что доставлять и чем лечить больных от столбняка, бешенства, дифтерии, укусов змей и тяжелых форм малярии.

Индикатор здоровья страны

Туберкулез — заболевание, известное с глубокой древности и до сих пор представляющее важную медицинскую и социальную проблему, занимая второе место после ВИЧ по уровню смертности среди единичных возбудителей инфекции.

Туберкулез также относится к социальным заболеваниям. Достаточно посмотреть на статистику заболеваемости и смертности по туберкулезу в той или иной стране, чтобы составить представление о многом — и об экономике, и об уровне медицины, отношении людей к своему здоровью, об уровне стресса...

При первичном контакте с микобактерией (это может произойти, например, в общественном транспорте) есть несколько вариантов развития событий: 1) вам повезло — произошла полная элиминация (уничтожение и выведение) возбудителя; 2) в 5% случаев развивается первичный туберкулез, это раннее прогрессирование заболевания; 3) в 95% случаев из тех, когда элиминации не произошло, развивается латентный туберкулез или носительство.

Как разовьются события в каждом случае и перейдет ли заболевание из более легкой стадии на следующий этап, зависит от состояния иммунитета и факторов риска. К ним относятся возраст, беременность и кормление грудью, генетическая предрасположенность, наличие других заболеваний, вредные привычки... Однако состояние иммунитета имеет решающее значение.

Иммунитет не бывает состоятельным там, где не могут позволить себе хорошее питание, где плохие социально-бытовые условия, высокий уровень стресса. Конечно, никто в мире не застрахован от туберкулеза. Однако у человека из социально благополучной среды, с минимумом факторов риска и с невысоким уровнем ежедневного стресса все же больше шансов победить инфекцию или получить латентную стадию, которая никогда не проснется.

Микобактерии туберкулеза очень устойчивы во внешней среде. Путешествуя по Европе, вы, скорее всего, видели, как там моют тротуары и мостовые. Для нас это из области фантастики. Как и «банный день» для общественного транспорта. Поэтому риск заражения туберкулезом в нашей стране значительно выше.

Реальных показателей заболеваемости туберкулезом в Украине нет. Украинская статистика лукава, ведь выявление больных происходит по доброй воле обратившегося человека. Данные о заболеваемости разнятся в разных источниках: от 60–90 случаев на 100 тыс. населения (по нашим данным) до 100 и больше на 100 тыс. (по европейским данным). Даже с учетом такого разброса, в Украине высокий уровень заболеваемости туберкулезом (высоким считается показатель от 30 случаев на 100 тыс. населения). Для сравнения: в США этот показатель равен 3. Есть страны, где и 200 не предел. Например, Афганистан.

Еще одна тревожная тенденция: в нашей стране среди впервые выявленных больных туберкулезом наблюдается тенденция увеличения тяжелых деструктивных форм этого заболевания. О чем это говорит? О позднем выявлении.

А как же вакцина от туберкулеза — БЦЖ, которую делают еще в роддоме? Она что, не работает? — спросите вы. Работает, но вакцина защищает младенца от первичного инфицирования туберкулезом. Эпидемиологическая ситуация в нашей стране такова, что ребенок может подхватить инфекцию, образно говоря, по дороге из роддома домой. От латентного туберкулеза вакцинация не защищает, однако позволяет надеяться, что организм справится и элиминирует инфекцию.

Для полного излечения от туберкулеза очень важно сознательное отношение пациента к терапии и регулярный (строго по часам, без пропусков) длительный прием довольно агрессивных препаратов (от шести месяцев до полутора лет и больше). Если же график приема сбивается, у микобактерий вырабатывается иммунитет к антибиотикам, появляется мультирезистентная форма заболевания, когда микобактерия становится практически нечувствительной к известным противотуберкулезным препаратам.

Если учесть сегодняшние украинские реалии, перебои с поставками препаратов, менталитет и недисциплинированность наших сограждан, то намерение упразднить тубдиспансеры выглядит очень спорным решением для страны, желающей выиграть в схватке с туберкулезом.

Кровный вопрос

Главная опасность гемотрансфузий (переливания крови и ее компонентов) — перенос инфекционных и вирусных заболеваний (гепатиты, ВИЧ/СПИД, цитомегаловирус, сифилис, малярия и др.). Конечно, донорскую кровь в Украине проверяют, но насколько качественно? Об инфекционной безопасности продуктов донорской крови можно судить, например, по таким цифрам. Среди больных гемофилией (которым довольно часто приходится переливать компоненты крови) 90% также больны гепатитом С, а у 80% — гепатит В.

«К сожалению, в Украине не ведется статистики осложнений после переливания крови. В свое время директор Института патологии крови и трансфузионной медицины Василий Новак подсчитал, что в каждом пункте переливания крови за год обнаруживается более 1000 инфицированных доноров», — констатирует Лариса Вахненко, завотделением трансфузиологии Национального института хирургии и трансплантологии АМНУ им. Шалимова, президент международной общественной организации бескорыстного донорства «Покрова».

В нашей стране сложная социальная ситуация: люди сдают кровь, чтобы заработать. Вот и пытаются скрыть свои болезни. Донорство должно быть добровольным и бесплатным. Если человек знает, что не получит денежной компенсации, он придет сдавать кровь с чистой совестью и честно расскажет о состоянии своего здоровья. Следовательно, чтобы не пропустить зараженную кровь, тест-системы должны быть качественными.

По словам Л. Вахненко, течение ВИЧ имеет период «темного лабораторного окна», когда количество антител недостаточно для чувствительности используемых в Украине тест-систем. Качество тест-систем отечественного производителя, монополизировавшего рынок, не внушает доверия и дает много как ложноположительных, так и ложноотрицательных результатов.

В нашей стране кровь чаще всего проверяют методом ИФА (иммуноферментный анализ). Самым чувствительным на сегодня является метод полимеразной цепной реакции (ПЦР). Лаборатории для ПЦР-тестирования есть лишь на Запорожской станции переливания крови, в Киевском областном центре крови и в НДСБ «Охматдет».

Количество переливаний крови выросло во время военных действий. В стране, где уже который год идет война, до сих пор работает знаменитый приказ Минобороны №402 (изданный еще в 2008-м), в котором говорится о военно-медицинской экспертизе Вооруженных сил Украины. Обследование проводится для призывников, но не касается тех, кто идет в АТО. Поэтому АТОшников не проверяют ни на ВИЧ/СПИД, ни на вирусные гепатиты В и С, которые распространяются в нашей стране, к сожалению, очень быстрыми темпами.

Наших сограждан «успокаивают», что сегмент смертности от инфекционных заболеваний значительно меньше, чем от неинфекционных недугов. Во-первых, отечественная статистика по инфекционной патологии, мягко говоря, сильно «хромает» — это подтвердила миссия ВОЗ, недавно работающая в Украине. Во-вторых, почему же в развитых странах инфекционной безопасности уделяют чрезвычайное внимание? В-третьих, распространенность социально небезопасных заболеваний и то, как страна справляется с инфекциями и их сдерживанием, являются лакмусовой бумагой ее (не)благополучия.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter