Приватизация по-украински: пустые обещания
https://racurs.ua/1715-privatizaciya-po-ukrainski-pustye-obeschaniya.htmlРакурсНас окружают привычные, давно знакомые слова, взглянув на которые более внимательно, порой можно сделать новые и даже неожиданные выводы. Когда рухнул СССР, появилось ранее невозможное по определению слово «приватизация» (от лат. privatus — частный) — передача под частный контроль или в частную собственность активов и предприятий, ранее принадлежавших государству. Человеческий опыт подсказывает, что под руководством частных владельцев активы используются эффективнее, уменьшается влияние центральных органов и в результате растут доходы государства. Причем госсобственность может продаваться, а может передаваться безвозмездно с образованием на ее основе корпоративной, акционерной или частной собственности.
История приватизации в Украине
Приватизация в Украине началась еще во времена Советского Союза, как ни парадоксально это звучит. Закон СССР «О государственном предприятии», принятый в 1988 году, передал трудовым коллективам в аренду имущество существовавших предприятий. Руководители последних, выступая в качестве представителей трудового коллектива и используя свои связи в партийно-хозяйственной номенклатуре, получили возможность не только управлять государственной собственностью, но и использовать ее в своих интересах.
Так начал формироваться класс собственников по всей шатающейся советской империи. Потом Украину отпихнули от умирающего социалистического государства. Был быстро принят ряд законов, способствовавших появлению очень богатых граждан, не бедной прослойки и всех остальных, просто наблюдающих за процессом или вовсе им не интересующихся.
В марте 1992 года были приняты законы «О приватизации небольших государственных предприятий (малой приватизации)» и «О приватизации имущества государственных предприятий». А в июне того же года был сделан официальный шаг в направлении массовой отечественной приватизации — независимое государство приняло закон «О приватизации государственного жилищного фонда».
Схем существовало с десяток. Собственником мог стать коллектив работников предприятия, хозяином мог стать арендатор государственной собственности, устраивались аукционы и конкурсы. Причем конкурсы могли быть коммерческими, когда победитель предлагал лучшую цену, и некоммерческими, когда победитель предлагал лучший инвестиционный план. Существовали конкурсы с отсрочкой платежа на три года, собственнику только нужно было сразу внести 30% стоимости объекта. Предприятия могли быть взяты в аренду с последующим выкупом. Создавались приватизационные комиссии, отвечавшие за эти процессы. Из кого они состояли, сегодня вспомнить невозможно.
В июне 1993 года был подписан президентский указ «О корпоратизации предприятий», то есть о преобразовании средних и крупных государственных предприятий, а также закрытых акционерных обществ, более 75% уставного фонда которых находилось в государственной собственности, в открытые акционерные общества.
В феврале 1994 года, в финале своей карьеры, первый президент Украины Леонид Кравчук подписал указ №56 «О единой системе органов приватизации в Украине», в соответствии с которым была сформирована система национальных органов приватизации, претерпевшая с тех пор лишь косметические и незначительные изменения. Главный ее двигатель — Фонд государственного имущества Украины (ФГИУ) подчиненный и подотчетный Верховной Раде. Председатель Фонда всегда назначается президентом и утверждается парламентом. Это для того, чтобы дележ государственной собственности был наиболее легитимен. Глава ФГИУ всегда должен отвечать за передачу собственности в новые руки и должен понимать уровень ответственности при этих процессах. План приватизации конкретных предприятий разрабатывается ФГИУ или его региональными органами и утверждается Кабинетом министров.
В 1995 году в стране стартовала кампания по раздаче народу приватизационных имущественных сертификатов, схему которой Киев полностью позаимствовал в Москве. Каждый гражданин страны фактически становился миноритарным акционером ОАО «Украина», с возможностью произвольно распорядиться своей долей. Пакеты таких сертификатов, собранных непонятными способами, активно использовались при приватизации до 1999 года.
В июле 1999 года был принят закон «О перечне объектов права государственной собственности, которые не подлежат приватизации». Такой перечень утверждается Верховной Радой по представлению Кабинета министров. К этому времени продажа акций приватизируемых предприятий осуществлялась исключительно за деньги. Рада принимала законодательные акты, описывающие схему приватизации. Фонд занимался поиском стратегического инвестора, способного модернизировать предприятие и создать убедительную концепцию его дальнейшего развития. На практике наиболее привлекательные активы всегда доставались лицам и структурам, близким к власти.
Основная приватизация в Украине прошла во времена президента Кучмы, сделавшего из своего зятя Виктора Пинчука миллиардера и сформировавшего среду для возникновения украинского олигархата. Кончилось это Оранжевой революцией, с невнятным Ющенко во главе государства, энергичной Тимошенко во главе правительства и цирковым номером с «Криворожсталью» — символом приватизации тех времен.
Летом 2004 года, под занавес правления Кучмы, 93% акций «Криворожстали» ФГИУ продал за 800 млн долл. консорциуму «Инвестиционно-металлургический союз», основным бенефициаром которого был Пинчук. Две другие структуры, предлагавшие в полтора-два раза больше денег, к аукциону допущены не были. Сразу начался послереволюционный процесс отъема «Криворожстали», а заодно и Никопольского завода ферросплавов, также прикупленного ранее Пинчуком. В процессе корпоративных побоищ в сентябре 2005 года Юлия Тимошенко была уволена с должности премьера и главой Кабмина становится Юрий Ехануров, который возглавлял ФГИУ в период самой массовой приватизации при Кучме в середине 90-х.
Верховная Рада напринимала в октябре 2005 года постановлений «О сохранении в собственности государства пакета акций ОАО «Криворожсталь» и «О временном ограничении в сфере приватизации», но Кабмин взял на себя обязательства по повышению зарплаты бюджетникам и двукратному увеличению пенсии. Денег в бюджете не было, и их источником правительство видело доходы от реприватизации или доплату за предприятия, проданные по заниженной цене. Поэтому, наплевав на рекомендации Рады, в конце октября 2005 года чиновники провели повторный аукцион по продаже «Криворожстали». В нем участвовали три компании: «Смарт-групп» (Днепропетровск), «Индустриальная группа» (Киев) и Mittal Steel Germany GMBH. Последняя выиграла, предложив за пакет акций 24,2 млрд грн при стартовой цене в 10 млрд грн.
В августе 2006-го главой Кабмина становится Виктор Янукович, при котором был взят курс на исчезновение слова «реприватизация» из лексикона.
Леонид Кучма написал книгу «Украина — не Россия» и очень гордился названием. Украина действительно не была Россией — она оставалась обычным советским государством. Только у первых лиц в постсоветское время были не просто талантливые родственники, а талантливые родственники — бизнесмены.
Приватизация в наши дни
Государство до сих пор остается крупнейшим собственником в стране, и как оно управляет этой собственностью, видит каждый. Государственные предприятия становятся «кошельками» людей, дорвавшихся до власти. План по приватизации государственных предприятий в последние три года выполняется на 1–2%. Прошедшие нынешним летом торги блокирующими государственными пакетами (25%) пяти облэнерго напоминают или какую-то договоренность, или плохо поставленный водевиль. Купивший эти пакеты кипрский офшор Ornex Limited, входящий в группу СКМ Рината Ахметова, вовсе в них не нуждался. Осталось впечатление, что ДТЭК, отвечающий за энергетику в СКМ, рассчитался с Украиной за полуторагодовое пользование ценой «Роттердама+». Ведь его доход превысил 12 млрд грн, а на Банковой грозились отменить формирование цен по голландскому принципу, если не будет уплачен «налог». В результате при проведении аукционов цена по акциям «Днепроэнерго» возросла в два раза, а по бумагам «Западэнерго» — на 20%, остальные три лота купили по строго оговоренной цене, с символическим ее ростом.
17 октября 2017 года и. о. руководителя Фонда государственного имущества Украины Виталий Трубаров на встрече с представителями Американской торговой палаты — организации, объединяющей компании из 50 стран мира и представляющей интересы бизнес-сообщества в отношениях с украинской властью, — заявил, что в 2018 году ФГИУ продаст Одесский припортовый завод, «Центрэнерго», «Турбоатом», несколько энергетических компаний, Государственную продовольственно-зерновую корпорацию и Аграрный фонд. Чиновник рассчитывает, что государство заработает 22 млрд грн на приватизации в следующем году.
Украина может заработать большие деньги от передачи названных объектов в частные руки — лишь бы эти руки были созидательные. Но наблюдая за оголтелостью схем и беззастенчивостью участников, поверить в это трудно. Каждый из этих объектов — проблемный, и о проблемах можно говорить много. Например, посмотрим на главный из них — Одесский припортовый завод. Виталий Трубаров радостно отметил, что на ОПЗ уже завершена инвентаризация и цена на него будет скоро озвучена. «В ноябре мы получим стартовую цену, и в декабре этого года, если все участники процесса выполнят сроки, мы успеваем начать прием заявок от потенциальных инвесторов, чтобы на весну 2018 года выйти на непосредственную продажу», — сказал чиновник.
Однако в середине июля этого года ОПЗ приостановил свою работу. «Руководством ОПЗ было принято решение остановить агрегаты по производству аммиака и карбамида, поскольку их цена на мировых рынках падает, а цена газа, напротив, растет. К большому сожалению, оба эти обстоятельства от нас не зависят. В сложившейся рыночной ситуации давальческая схема невыгодна для компании-давальца. И до тех пор, пока совместно с Кабмином не будет найден компромисс по специальным условиям поставок газа, альтернативы давальческому контракту не предвидится», — написал тогда в Facebook заместитель генерального директора завода Николай Щуриков.
ПАО «Одесский припортовый завод» по итогам первого полугодия 2017 года получило чистый убыток в сумме 108,18 млн грн. Об этом свидетельствуют данные квартального отчета предприятия в системе НКЦБФР. При этом чистый доход ОПЗ от реализации продукции в первом полугодии сократился с 3,17 млрд грн в 2016 году до 740,88 млн грн в 2017 году. Валовая прибыль сократилась с 194,9 млн грн до 130,76 млн грн.
Это все данные за период, когда предприятие не простаивало, и их может оценить любой человек, интересующийся цифрами. А инвесторы склонны еще и разбираться в причинно-следственных связях, прежде чем вложить деньги. Утверждение скорректированного финансового плана ОПЗ украинским правительством на 2017 год в середине сентября этого года вносит некий дисбаланс в эти связи, как и незатихающие судебные споры с концерном Дмитрия Фирташа.
В середине ноября завод планирует запуститься, и если это произойдет, то такое событие несомненно положительно отразится на мечтах чиновников о быстрой продаже сложнейшего предприятия. Самое главное для инвестора — понимать рынок, а, например, украинский рынок понять трудно, ведь официально он практически закрыт для дешевого карбамида и селитры из России, но этой продукции на нем полно, просто под альтернативными названиями. Не стоит считать людей, вкладывающих деньги в заводы по производству удобрений, главная составляющая которых — постоянно растущая цена на газ, такими уж идиотами. Украина пытается распродавать свое имущество во время пожара, происходящего в экономике.
Текст, полный смутных сомнений, можно написать по каждому государственному объекту, выставляемому на продажу. Рассказы и. о. главы ФГИУ о десятках миллиардов от приватизации выглядят голословно. Все чиновники нашей страны живут во времени до 2008 года и оперируют цифрами из прошлой жизни. Взрослым людям трудно перестраиваться, а молодые пока отстранены от принятия решений.