Новости
Ракурс

Внедрение системы парамедиков — самое яркое недоразумение реформы

Жаловаться бессмысленно. Да и кому? Вице-премьеры отвечать на мои запросы боятся, сам Владимир Борисович перечить верховному начальству не смеет. Впрочем, я и в молодые свои годы не жаловался, писал жесткие заявления в ЦК КПСС, КГБ и т. д. и т. п. Жалоба — не наш, не политических узников жанр. Сегодня пишу в масс-медиа.


.

С ужасом и омерзением наблюдаю догорающее в огне псевдореформы Министерство здравоохранения. Где молодая поросль псевдоспециалистов вдохновенно убивает здравый смысл. Уже и не так важно, останется ли в кресле Ульяна Супрун. Дело сделано. Плохое, страшное дело разрушения системы. Реформа системы здравоохранения не состоялась, это уже очевидно. А ведь она была так необходима!

Радостно повизгивают вечные номенклатурные начальники. Им уже не страшно, никто из них не пострадал. Борьба с коррупцией у госпожи Супрун также не удалась. Впрочем, были ли у нее в самом деле такие намерения?

А катастрофа приближается. И это все явственнее видят эксперты, в том числе и работающие в системе украинского здравоохранения. Начну с того, что любые планы изменений в этой системе должны опираться на объективные демографические данные. А их у нас, объективных и доказательных, попросту не существует. Приведу цифры. В 2013 году нас было в стране 45 млн 372 тыс. 700 человек (так нам сообщали отцы нации), а сейчас, в 2017 году — 42 млн 414 тыс. 900 человек. Это — по официальным источникам. На самом деле, согласно расчетам компетентных экспертов, нас сегодня 32 млн. Некоторые эксперты предлагают еще меньшие цифры.

Следование лживой официальной статистике позволяет получать мифические цифры, свидетельствующие о нашем с вами благополучии, и строить уверенные прогнозы о грядущем счастье. Так, показатели нашего с вами здоровья в интерпретации госпожи Супрун выглядят следующим образом: в 2013 году показатель рождаемости был 11,1 на тысячу человек, а в 2016 году — 10,3 на тысячу человек. Смертность в 2013 году была 14,6 на тысячу человек, а в 2016 году — 14,7 на тысячу человек.

Увы, если бы мы рассчитывали все эти показатели, опираясь на демографические реалии, показатель смертности у нас был бы, пожалуй, самым высоким в Европе. Еще один показатель — продолжительность жизни. Государственная статистика убеждает нас в следующем: в 2013 году она была 71,37 года, а в 2016 году — 71,68 года. Полное благополучие с нарастающими положительными тенденциями… На самом деле все выглядело бы намного печальнее, если бы мы честно рассчитали показатель смертности.

Правительство Украины живет в мире продолжающейся постсоветской мифологии. По понятным причинам не желая проводить давно необходимую перепись населения. Диктатор и убийца Сталин тоже не хотел исследовать демографические реалии в СССР и репрессировал ученых-демографов. С одним из них — Корчак-Чепуркивским и его семьей — я в юности был близко знаком.

Именно поэтому Министерство здравоохранения может себе позволить творить «реформу» навскидку, не имея предварительного видения и пошагово прописанной стратегии.

Но госпожа Супрун такими «мелочами» не интересуется. Имея «под рукой» только два закона (об автономизации медицинских учреждений и о финансировании) и милостиво согласившись принять к действию весьма странный закон о внедрении телемедицины в сельской местности, предложенный Администрацией президента, она, не наработав инструменты исполнения этих законов, то есть подробно прописанные подзаконные акты, инструкции, комментарии, начала проводить в жизнь свои гениальные преобразования. Сейчас мы наблюдаем два революционных преобразования: в так называемой первичке и системе экстренной медицинской помощи. Без продуманной стратегии, без необходимых экономических обоснований.

Наиболее яркое недоразумение, столь дорогое сердцу госпожи Супрун, — внедрение в Украине системы парамедиков. Причем американской, а не европейской модели. Хотя мы с вами как будто собираемся сближаться с Европой. Даже имеем в наличии соответствующего вице-премьера. Парамедик — это сертифицированный специалист, умеющий сохранять жизнь тяжело раненному, умирающему пациенту с функцией его транспортировки до готовой принять его больницы со всеми необходимыми реанимационными и лечебными возможностями. Как в популярных американских сериалах! Для этого нужны: хорошая дорога, приспособленный автомобиль, поддерживающая жизнь аппаратура в автомобиле (или вертолете), готовый к спасению пациента персонал больницы, имеющий для этого все средства, в том числе и медикаменты. Ух, мечты, мечты...

Процесс создания у нас службы парамедиков уже начинался. Наш мудрый Минздрав сделал первый, самый главный шаг: из номенклатурного списка специальностей была удалена должность фельдшера. Теперь он, бывший фельдшер, носил гордое имя — парамедик. Как все просто, оказывается! Главное — назвать! Назвали… А потом из-за давления общественности и трезвого понимания возможных последствий наш первый вице-премьер Степан Кубив отменил опасное и несвоевременное решение госпожи Супрун. Фельдшеры у нас опять «в законе». Это — характерное для Ульяны Супрун поведение, название которому — спонтанность и безответственность.

И все-таки, если бы Степан Кубив не вмешался… Продолжаю свой сугубо лингвистический вопрос: в Украине в системе экстренной медицины было 70% фельдшерских бригад. Ну, переименовали. Как города и улицы… Но ведь подготовка реально работающей системы парамедиков требует длительного времени (годы), огромных средств, реальной модернизации больниц, автомобилей с современной, весьма дорогостоящей аппаратурой и… дорог, дорог, дорог. И медицинских вертолетов с соответствующими площадками около больниц.

Понимает ли это госпожа Супрун? Понимает, без всяких сомнений, понимает. Но она умеет перекладывать тяжелую ношу на чужие плечи. Время идет, министры меняются. Как и президенты, и премьер-министры. В узком кругу так называемых единомышленников (некоторые из них уже готовы прыгнуть с тонущего корабля) она всегда говорила о своей твердой воле провести реформу. Думаю, это не твердая воля, а нечто иное: твердое и слепое упрямство. Два принятых закона с третьим президентским — реформой никак не являются. Даже теоретически. Знаю, для госпожи Супрун все это — досужие мелочи. А кандидату на президентское кресло в 2019 году — Петру Алексеевичу — ох как часто доведется вспоминать происходящее сегодня. К тому времени все уже станет очевидным.

Понимаю, созданный с помощью дорогостоящего пиара флер патриотизма вокруг госпожи Супрун все еще удерживает в плену иллюзий многих наших доверчивых сограждан. Могу сказать по этому поводу единственное: маленькие дети при испуге закрывают глаза и веками, и ладошками. Но ведь мы — взрослые!


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter