«Улучшение» здравоохранения: еще один аудит и обращение в правоохранительные органы
https://racurs.ua/1860-uluchshenie-zdravoohraneniya-esche-odin-audit-i-obraschenie-v-pravoohranitelnye-organy.htmlРакурсКомитет Верховной Рады по вопросам здравоохранения на последнем заседании принял решение обратиться в правоохранительные органы по причине неэффективного использования средств Международного банка реконструкции и развития (МБРР), выделенных Украине на проект «Улучшение здравоохранения на службе у людей».
Основанием для такого решения послужили неутешительные результаты аудита проекта Счетной палатой. По словам Андрея Мамышева, замдиректора департамента по вопросам государственного долга, международной деятельности и финансовых учреждений Счетной палаты, эта программа уже пересекла свой временной экватор, однако ход ее реализации неудовлетворителен: показатель выбора направления и использования средств займа находится на уровне около 4%. Основной вердикт проведенного аудита — привлеченные для реализации проекта средства используются неэффективно и в значительно меньших объемах, чем предусмотрено.
Напомним, что ответственным исполнителем данного проекта выступает Минздрав Украины, программа «Улучшение здравоохранения на службе у людей» внедряется в восьми областях — Запорожской, Кировоградской, Полтавской, Винницкой, Закарпатской, Львовской, Волынской и Ровенской. Реализация рассчитана на пять лет (с 15 июня 2015 года по 30 сентября 2020 года), проект финансируется за счет займа МБРР в сумме 214,73 млн долл. и частично за счет средств местных бюджетов областей — участников проекта.
Какую цель преследует проект? Основная задача — улучшение предоставления услуг в сфере здравоохранения на местном уровне. Особый акцент сделан на первичной и вторичной профилактике сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, а также на усилении способности министерства выполнять руководящую роль в разработке политики в области здравоохранения.
Не секрет, что в Украине основной причиной заболеваемости и смертности являются неинфекционные заболевания, среди которых сердечно-сосудистые болезни и рак поражают людей в довольно молодом возрасте. По статистике, например, в 2012 году почти 85% всех смертей были связаны с сердечно-сосудистыми заболеваниями, раком и внешними причинами, включая несчастные случаи и отравления. Показатель ожидаемой продолжительности жизни в нашей стране при рождении составляет 71,3 года (66,2 для мужчин и 76,2 для женщин), что примерно на 11 лет меньше, чем в ЕС, и на шесть лет меньше среднего уровня, определенного по данным ВОЗ для европейского региона.
Вместе с тем профилактические услуги первичной медико-санитарной помощи, необходимые для адекватного реагирования на неинфекционные заболевания, в Украине развиты недостаточно. Дефицит врачей первичного звена, отсутствие системы перенаправления, «маршрутов пациентов» и протоколов оказания помощи после выписки способствуют тому, что имеют место случаи затратной начальной и повторной госпитализации.
Что должны получить врачи первичной практики от проекта? Цитирую информацию с сайта Минздрава: «Прежде всего, проект имеет целью улучшение материально-технического обеспечения процесса оказания медицинской помощи населению: оснащение сертифицированным оборудованием рабочих мест (наборы для измерения давления, ЭКГ-аппарат с функцией передачи данных, суточный монитор артериального давления, фонендоскопы, ростомеры, весы, глюкометры, сумки-холодильники, офтальмоскопы, центрифуги, дефибрилляторы и др.); расходные материалы; медицинская мебель. Кроме того, запланировано внедрение современных информационных технологий, распространение образовательных программ для медицинского персонала: компьютерное и программное обеспечение для работы семейных врачей; наладка интернет-связи; тренинги для семейных врачей и медицинских сестер; разработка клинических рекомендаций для менеджмента и протоколов лечения; внедрение Электронной карты пациента».
«Прекрасное далеко» — в далеком будущем?
Удастся ли достичь поставленных в проекте целей — большой вопрос. Нельзя не отметить, что это уже второй аудит Счетной палатой реализации программы. Первая проверка была проведена в конце 2016 года, а полученные результаты не внушили оптимизма. Аудиторы констатировали: несмотря на то, что к проекту готовились более двух лет, Минздрав не обеспечил его надлежащей подготовки в предусмотренных объемах, что привело к существенным задержкам в исполнении проекта.
Согласно утвержденному порядку, координатором проекта является заместитель министра здравоохранения — именно на него возложена функция обеспечения организации и контроля за его реализацией. Однако на этой должности долго не задерживались. На протяжении 16 месяцев сменилось четыре замминистра: «с 22.04.2015 по 14.06.2016 — заместитель министра здравоохранения Перегинец И. Б.; с 15.06.2016 по 14.07.2016 — заместитель министра — руководитель аппарата Василишин Р. И.; с 15.07.2016 по 04.09.2016 — заместитель министра Илык Р. Р.; с 05.09.2016 по настоящее время — заместитель министра Ковтонюк П. А.».
Цитирую отчет аудита дальше (за 2016 год): «Следует отметить, что кредитор неоднократно подчеркивал недостаточное участие Минздрава и подразделений по охране здоровья на местах в управлении проектом и осуществлении его мероприятий (по результатам миссий МБРР в сентябре 2015 года и марте 2016 года). Заимствованные на его выполнение средства используются неэффективно и в значительно меньших объемах, чем предполагалось. За год и четыре месяца (треть времени, определенного на реализацию) Проект все еще остается на начально-организационном этапе. За это время подписаны договоры о финансировании займом на общую сумму 9,2 млн долл. США (4% от суммы займа), которые фактически направлены только на подготовку основных мероприятий Проекта».
Аудиторы отмечают, что большая часть средств (66%) была потрачена на консультативные услуги по управлению проектом и его сопровождение, остальное — на услуги по подготовке реконструкции врачебных амбулаторий в нескольких областях, проведение зарубежных учебных поездок, информационных кампаний.
Украинцам не привыкать слышать о трудной экономической ситуации в нашей стране. В условиях «затягивания поясов» особенно вопиющими выглядят дальнейшие результаты аудита: «В то же время объем использованных Минздравом и облгосадминистрациями средств займа почти равен сумме бюджетных средств, выплаченных Украиной кредитору за обслуживание займа за это время (1,2 млн долл. США), а из-за необеспечения своевременной выборки займа средства, уплаченные в виде комиссионных за резервирование 26 тыс. долл. США (почти 650 тыс. грн), фактически являются потерей бюджетных средств».
Аудиторы также замечают, что система мониторинга состояния проекта не обеспечивает полноты оценки его результативности, а это создает предпосылки для ненадлежащего оценивания его фактического состояния.
К огромному сожалению, хотя проект и носит громкое название «Улучшение здравоохранения на службе у людей», пока трудно перечислить, что именно украинские пациенты получили от его реализации. «В 2016 году на выполнение программы было зарезервировано 33 млн грн, а потратили только 20%, согласно отчету Счетной палаты. Субвенции областям тогда составляли 180 млн грн, и только 20% удалось освоить. Однако при этом в Днепропетровской области не закупили предусмотренное оборудование 39 амбулаторий; в Запорожской — мебель и оборудование для центров первичной медико-санитарной помощи; в Закарпатской — инвентарь для отделения кардиологии; во Львовской — оборудование для микроскопической лучевой диагностики; в Ровенской — 18 машин скорой помощи», — отмечает Игорь Шурма, член Комитета по вопросам здравоохранения.
«Признавая проблемы, с которыми мы получили этот проект, а некоторые из них остаются, я не буду говорить, что все идет в нем прекрасно, но динамика радикально изменилась, его скорость значительно увеличилась, и хотя сегодня мы еще отстаем от запланированных показателей, но в течение 2018 года, сохраняя такой темп, мы сможем выйти на плановые показатели по этому проекту», — пообещал заместитель министра здравоохранения Павел Ковтонюк.