Повышение минимальной зарплаты — цирковой блеф в попытке произвести впечатление на электорат
https://racurs.ua/1920-povyshenie-minimalnoy-zarplaty-cirkovoy-blef-v-popytke-proizvesti-vpechatlenie-na-elektorat.htmlРакурсПрезидент Петр Порошенко еще в начале декабря прошлого года отметил, что экономические процессы в Украине позволяют говорить о повышении минимальной зарплаты до 4100 грн. Об этом он заявил на втором Всеукраинском форуме объединенных общин в Киеве. Работающие люди уезжают массово из страны, и предприниматели жаловались ему на дефицит рабочих кадров. «Этот дефицит означает, что в Украине начала расти стоимость рабочей силы», — сделал неожиданный вывод глава государства и напомнил, что показатель минимальной оплаты труда вырос с 1600 до 3200 грн.
«Это было правильное решение, и его следует продолжать. Поэтому я написал письмо в Кабинет министров и теперь публично обращаюсь к премьер-министру с предложением в следующем году выйти на уровень минималки в 4100 грн», — сказал гарант.
Еще тогда хотелось предложить заботливому президенту сделать минималку сразу 10 000 грн: по его логике, мы бы тут же зажили богато и счастливо. Столь вызывающее пренебрежение экономическими реалиями вполне соответствует далекоидущим политическим амбициям людей, управляющих страной.
Есть такое понятие — государственный бюджет. По итогам первого квартала 2018 года государственная казна недополучила свыше 6 млрд грн, бюджет недовыполнен более чем на 3%, а для разговоров о росте минимальной заработной платы надо было превысить плановые показатели хотя бы на такую же цифру.
Свора, находящаяся у власти, набирается наглости и даже в тяжелые для страны времена пытается проталкивать популистские, ни на чем не основанные демагогические идеи. Министр социальной политики Андрей Рева на ток-шоу «Свобода слова» смело говорил, что «резервы и основания для повышения минимальной заработной платы есть уже сегодня». Хотя этому спикеру подобное простительно: его обязанность — тратить деньги государства, за заработок отвечают другие чиновники.
Премьер-министр Владимир Гройсман в феврале нынешнего года тоже говорил о 10 000 грн, правда, он обещал, что так будет выглядеть показатель средней заработной платы по стране в 2018 году. Его оптимистичные подчиненные из Министерства экономического развития и торговли разработали сценарий, согласно которому среднегодовая минимальная зарплата в Украине вырастет с 3900 грн в 2018 году до 6200 грн в 2021 году.
В Верховной Раде сложнее относятся к росту минимальной зарплаты. Например, член комитета ВР по вопросам правовой политики и правосудия Геннадий Ткачук в эфире «112 Украина» отметил, что «заработные платы надо повышать однозначно, чтобы люди не уезжали работать за границу». «Другое дело — это должно быть обосновано, то есть подтверждено материальной базой. Это серьезная сумма, примерно до 30 млрд грн нужно найти в бюджете. Я уверен, что Кабмин это сделает, потому что повышение зарплат является четким курсом премьер-министра Владимира Гройсмана. Другое дело, на какую сумму повысятся зарплаты и когда это будет. Возможно, это произойдет чуть позже», — осторожно перевел стрелки на Кабмин опытный депутат, предоставляя другим возможность поиска миллиардов для роста.
Но все это — внутренние прогнозы, тогда как международное видение украинских проблем несколько иное. В обнародованном во вторник, 17 апреля, обзоре мировой экономики (World Economic Outlook) прогноз среднегодовой инфляции ухудшен на 4 процентных пункта — до 11%. Этот показатель говорит о том, что украинские деньги должны обесцениваться в полтора раза быстрее планируемого ранее, и, соответственно, в полтора раза быстрее будут расти цены.
Инфляция — неоднозначный показатель, который часто рассматривается как элемент роста, позволяющий стимулировать и модернизировать структуру. Однако когда происходят резкие изменения, то они опасны для экономики и требуют антиинфляционных мер, к которым повышение уровня минимальных зарплат относиться никак не может.
Международный валютный фонд (МВФ) ухудшил прогноз роста валового внутреннего продукта Украины на 2019 год с 4% до 3,3%. Это еще один показатель, не позволяющий обсуждать рост минималок, ведь общий продукт, произведенный нашей страной, будет стоить меньше планируемого. Так почему не обеспеченный ничем показатель должен расти именно сейчас — неясно.
Повышать зарплаты, конечно, нужно, но это должно иметь под собой какие-то экономические основания. Если работодатель понимает, что он может дополнительно вознаградить человека, отдающего свой труд, он это спокойно делает. Когда государство мечтает помочь наименее обеспеченным, оно повышает минимальную зарплату (базовую ставку) на основании реалистичных расчетов, а не политических решений. Более того, должен быть назначен конкретный человек, отвечающий за представление и реализацию такого проекта. У нас же ответственные лица традиционно отсутствуют.
Государству, которое по всем основным параметрам находится в стагнации, принимать прорывные решения необходимо. Но без обоснования такие решения выглядят как цирковой блеф, основанный на сиюминутном желании произвести впечатление на неокрепшие умы электората.