Бесплатная медицинская помощь: новые правила противоречат Конституции
https://racurs.ua/1923-besplatnaya-medicinskaya-pomosch-novye-pravila-protivorechat-konstitucii.htmlРакурсСреди неоднозначных нововведений медицинской реформы, о которых говорят юристы и эксперты, есть вопрос объема медицинской помощи. Речь идет о гарантированном пакете, который является бесплатным для пациента.
День старта реформы — 1 января 2018 года. С этого дня она заработала для первичного звена медицинских работников. Для рядовых украинцев это означает, что с 1 января 2018 года — с момента объявления Минздравом так называемой приписной кампании — они должны найти себе семейного врача или терапевта или педиатра для своего ребенка и подписать с ним соглашение в виде декларации. В случае переезда или неудовлетворительного качества медицинских услуг человек сможет заключить договор с другим врачом — предыдущее соглашение при этом автоматически отменяется.
Отныне украинцы могут обращаться к специалистам там, где это удобно: посещать врача по месту регистрации или проживания больше нет необходимости. Услуги будут бесплатными, а соглашения необходимы для того, чтобы определять компенсацию для врачей. Министерство здравоохранения провело соответствующие расчеты — государство будет платить врачу 370 грн в год за одного пациента без учета определенных коэффициентов.
Гарантированный пакет, которой оплачен государством, а следовательно, является бесплатным для пациента, состоит из следующего перечня услуг:
Семейный врач:
— наблюдает за состоянием здоровья пациентов с помощью различных исследований, диагностирует и лечит наиболее распространенные заболевания, травмы, отравления, патологические, физиологические (во время беременности) состояния;
— сопровождает пациентов с хроническими заболеваниями;
— оказывает неотложную помощь;
— направляет пациента для оказания ему вторичной (специализированной) или третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи;
— проводит профилактику: вакцинацию, осмотры и исследования пациентов групп риска;
— консультирует.
Семейный врач может наблюдать неосложненную беременность и наблюдать за здоровым ребенком в соответствии с возрастными особенностями и потребностями. А также предоставлять отдельные услуги паллиативной помощи. Например, оценить степень боли, назначить и выписать рецепт на наркотические средства, психотропные вещества для лечения болевого синдрома.
В рамках первичной медицинской помощи пациенты гарантированно и бесплатно могут получить:
— общий анализ крови с лейкоцитарной формулой;
— анализ на глюкозу в крови;
— анализ на общий холестерин;
— анализы мочи;
— общий анализ мочи;
— электрокардиограмму в состоянии покоя;
— микроскопию мокроты;
— быстрые тесты на ВИЧ, вирусный гепатит, сифилис.
Семейный врач назначает лекарства и выписывает рецепты, по которым, в частности, можно получить препараты по программе возмещения стоимости лекарств, которая постепенно будет включать все больше заболеваний и препаратов, а также оформляет справки, больничные листы.
Вместе с тем не следует забывать о нормах действующего законодательства. Так, согласно ст. 22 и 49 Конституции Украины, любая медицинская помощь в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения должна предоставляться бесплатно и в полном объеме, и сокращать в будущем такие гарантии нельзя. За нарушение этих конституционных гарантий, а именно за требование оплатить медицинскую помощь в государственном или коммунальном лечебном учреждении, установлена уголовная ответственность (ст. 184 УК Украины).
Были формально разведены медицинская помощь и медицинская услуга, за которую можно брать оплату при наличии утвержденных тарифов. Но медицинская помощь определена как неприкосновенная «священная корова». Законом Украины «О Государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения» определено, что медицинские услуги будут предоставляться только в рамках Программы медицинских гарантий. В то же время непонятно, куда теперь девать норму ст. 49 Конституции Украины и что делать со ст. 184 УК Украины.
В ст. 35-1 закона «Основы законодательства Украины о здравоохранении» содержится следующее определение: «Первичная медицинская помощь — это медицинская помощь, предусматривающая предоставление консультации, проведение диагностики и лечения наиболее распространенных болезней, травм, отравлений, патологических, физиологических (в период беременности) состояний, осуществление профилактических мероприятий; направление в соответствии с медицинскими показаниями пациента, который не нуждается в экстренной медицинской помощи, для оказания ему вторичной (специализированной) или третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи; оказание неотложной медицинской помощи в случае расстройства физического или психического здоровья пациента, который не нуждается в экстренной, вторичной (специализированной) или третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи». Ни о каких ограничениях объемов, перечня услуг или чем-то подобном в законе речь не идет.
Не надо забывать и о решении Конституционного суда по делу по представлению 53 народных депутатов от 29 мая 2002 года относительно официального толкования положения ч. 3 ст. 49 Конституции Украины «в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно».
КСУ решил: «Положение ч. 3 ст. 49 Конституции Украины (254к/96-ВР) «в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно» следует понимать так, что в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется всем гражданам независимо от ее объема и без предварительного, текущего или последующего их расчета за предоставление такой помощи».
В мотивировочной части этого решения КСУ также отметил следующее: «Конституционный суд Украины считает неприемлемыми с точки зрения предписания ч. 3 ст. 49 Конституции Украины, которое толкуется, предложения отдельных государственных органов о необходимости установления каких-либо пределов бесплатной медицинской помощи в виде ее гарантированного уровня, предоставления такой помощи только несостоятельным слоям населения или «в рамках, определенных законом» и др. Это противоречит положениям ст. 3, ч. 3 ст. 22 и ряда других статей Конституции Украины. Бесплатная медицинская помощь, предусмотренная Конституцией Украины, должна предоставляться всем гражданам в полном объеме, то есть удовлетворять потребности человека в сохранении или восстановлении здоровья».
Однако согласно предложенным правилам все, что не охвачено Программой, должно быть оплачено пациентом самостоятельно, что противоречит положениям ст. 49 Конституции Украины, и за требование оплатить медицинскую помощь врач может быть привлечен к уголовной ответственности.
Исходя из норм действующего законодательства имеем следующее: на первичном уровне врач обязан самостоятельно провести консультирование, диагностику и лечение наиболее распространенных болезней, травм и отравлений. Кроме того, врач на первичном уровне обязан самостоятельно сопровождать неосложненную беременность. А на вторичном уровне не оказывают медицинской помощи, которая должна быть оказана на первичном. Но как установить степень распространенности болезни, по каким критериям врач первички должен это определять? Такого перечня на сегодняшний день не существует.
А еще — вопрос распространенности в пределах региона, страны, континента. Распространенность по частоте диагностирования, ореолу распространения или иному критерию? Без такого понимания врач первички в принципе не может начать оказывать медицинскую помощь.
Таким образом, вопросы объема оказания первичной медицинской помощи и гарантированного пакета остаются открытыми.