Новости
Ракурс
Рисунок: PaliGraficas / pixabay.com

Ремесло адвокатов — все ставить под сомнение, ни в чем не уступать и без умолку тараторить

Юристы по праву относятся к категории самых скучных и унылых людей. Это обусловлено тем, что они являются экспертами в некой области знаний, которую многие не без оснований считают лженаукой — я имею в виду юриспруденцию.


.

В отличие от ученых в области точных наук, чьи теории можно проверить на опыте, в отличие от историков и археологов, чьи теории можно проверить раскопками древностей, юристы изучают некие непрестанно меняющиеся абстракции. При этом каждый раз, когда все переворачивается вверх ногами, они готовы немедленно принять новые истины на веру, и даже больше — отстаивать их с упорством, достойным лучшего применения, как если бы так было всегда.

Поскольку юристы являются от рождения конъюнктурными догматиками, то и юмор у них соответствующий, обличенный в форму смехотворного права. Рассмотрим законы, описанные Артуром Блохом в его книге «Законы Мерфи для юристов», и то, как они работают у нас.

 

Закон юридической шутки. Проблема с юридическими шутками состоит в том, что сами юристы не считают их смешными, а все прочие не считают их шутками.

Этот закон абсолютно соответствует истине. Давайте дадим определение: что такое юмор?

Юмор — это короткий рассказ, где поведение героев доведено до абсурда при сохранении формальных признаков применения логических алгоритмов для аппроксимации стратегии личного поведения в непредвиденных ситуациях. Индивидуальное и групповое воспроизведение юмора часто сопровождается так называемым смехом — конвульсивными движениями конечностей при судорожных сокращениях мускулатуры живота на фоне признаков дыхательной асфиксии, которые могут сопровождаться непроизвольными нечленораздельными звуками типа «ха-ха-ха» и т. п. При этом могут наблюдаться явления сердечной аритмии и гипертония.

Из всего вышесказанного вы уже догадались, что в юморе нет ничего смешного, а смеяться лучше всего под наблюдением опытного врача.

Первое правило поведения юриста. Что бы ни случилось, делайте вид, что все так и было задумано.

Это самая главная заповедь при работе с клиентом. Юрист, как и врач, должен в первую очередь внушать уверенность клиенту, что все под контролем. Сама мысль о том, что происходит нечто такое, что было заранее не оговорено и не предусмотрено, — может легко довести клиента до паники. Поэтому юрист всегда должен быть находчивым, всегда должен заранее знать, что он будет говорить и делать, если события пойдут по самому невероятному сценарию.

Принцип Джефферсона. Ремесло адвокатов — все ставить под сомнение, ни в чем не уступать и без умолку тараторить.

Пожалуй, это самое краткое описание внешних признаков адвоката, которое встречается в научной литературе. Точно так же, как в дикой природе слабые птицы и звери вынуждены в целях самозащиты от более сильного противника все время проявлять внешние признаки агрессивного поведения — совершать угрожающие движения клювом, вздымать вверх крылья, поднимать хвост, шипеть или лаять, — так же и адвокаты, взяв все лучшее от птиц, зверей и насекомых, вынуждены демонстрировать примеры аналогичного поведения в похожих ситуациях, как бы сигнализируя: «Не подходи, укушу!»

Фото: Skitterphoto / pixabay.com

Закон Парсонса. В городке, где один адвокат не в состоянии выжить, два адвоката будут процветать.

Это очень мудрое жизненное наблюдение, основанное на сути юридических услуг. Для игры в футбол нужно две команды. Одна команда не сможет провести матч. Адвокаты и юристы часто в своей работе склонны играть на обострение, что характерно для юридических войн. В отсутствие достойного противника функция юристов свелась бы к простому оформлению документов. Но при наличии достойных оппонентов из противоположного лагеря адвокат почти всегда сможет убедить своего клиента в необходимости «клюнуть» противника, для чего необходимо совершить некий набор процессуальных действий, который не просто затратен, но и при иных обстоятельствах бесполезен, часто вреден для целей примирения сторон.

Цель алчного адвоката — не примирить стороны, а разжечь войну! Для этого нужно, чтобы с противоположной стороны был такой же «павлин» с мощным клювом и ярким хвостом, готовый клевать противника.

Закон Долтона. У плохого адвоката дело может затянуться на несколько лет. Хороший адвокат в состоянии сделать так, что оно будет рассматриваться еще дольше.

Самый жизненный закон юридической практики. Он основан на том, что ни один клиент никогда не ценит проделанную работу юристов по качеству задействованных юридических аргументов. Если для выигрыша дела необходимо написать короткое ходатайство из трех строчек, то такая работа в глазах клиента почти ничего не стоит, ведь вы написали всего три строчки! Раз вы потратили на это час времени, то нечего и претендовать на хороший гонорар. Вы никогда не сможете объяснить, что для написания этих трех строк порою надо иметь 20 лет практики, талант быстрого анализа перспективности разных стратегий, умение отбрасывать ложные пути, оставляя только один — единственно верный.

Но с точки зрения клиента — вы помогли ему в пустяковом деле, не стоящего большой благодарности. Поверьте, только километры исписанной бумаги и годы судебных заседаний, большинство из которых будут длиться 10 минут с переносом на другую дату, — смогут в глазах клиента создать правильный образ труженика и помочь ему оценить проделанную работу.

Закон Меркадо. После того как вы сняли с клиента обвинение в крупной автомобильной краже, он угонит вашу машину.

К сожалению, выслушивая клиента, мы редко задумываемся о том, что однажды он так же поступит и с нами. Еще этот закон иногда формулируют так: лучше с умным потерять, чем с дураком найти. Мошенник обманет, хам оскорбит или распустит руки, жадный — не рассчитается полностью, дурак влезет в новые проблемы, которые перейдут и на вас…

Говорят, что талантливые люди — талантливы во всем. Верно и противоположное утверждение. Поэтому, слушая и сочувственно кивая клиенту, поставьте себя на место противоположной стороны конфликта и признайте, что претензии к вашему клиенту могут быть не беспочвенны, и никогда не поворачивайтесь к нему спиной — чтобы нож не всадили! Будьте всегда начеку.

Следующие два смехотворных закона имеют общее объяснение.

Закон Мацуи. У самых назойливых посетителей самые маловажные дела.

Закон Мендельсона. 10% клиентов доставляют нам 90% хлопот.

Эти установленные на практике зависимости объясняются очень просто: каждый человек ценит свое время и время других в меру своей важности. У серьезных клиентов, как правило, расписаны каждые полчаса. За день они должны успеть провести десяток встреч, переговоров и т. п. Такой человек занят буквально, в самом прямом понимании этого слова, и ему некогда тратить время на пустые разговоры.

Верно и наоборот: бездельнику всегда скучно. Когда нечем заняться, борешься со скукой старым проверенным способом — отвлекая других от работы! Как правило, тяжбы таких клиентов столь же малозначимы, как и они сами. Поэтому опытные юристы знают, что делать в таких случаях: не поддаваться на разговоры! Не надевайте маску фальшивого дружелюбия, умейте указать на дверь!

Закон Сида. Невозможно выигрывать все дела, если не выиграть первого.

Этот закон нужно понимать так. Мы часто себя и клиента уговариваем, что не беда, если одно из дел или инстанций проиграны. Но правда в том, что всегда нужно бороться за 100-процентный результат. В этом — подлинная сила и уверенность юриста.

Часто приходится слышать, как скользкие «решалы» говорят своему клиенту: мы первую инстанцию специально проиграем, чтобы потом внезапно для противника выиграть апелляцию. Не верьте таким разводам! Как правило, в 90% случаев — это обман и слабость, попытка заранее оправдать поражение.

Законы Спенсера. 1. Любой адвокат может давать объяснения по делу, располагая достаточными фактами. 2. Хороший адвокат может давать объяснения по делу и не обладая достаточными фактами. 3. Идеальный адвокат может функционировать, будучи в полном неведении.

Этот закон блестяще описывает трудности в работе юристов, привлеченных на разной основе. Первый пункт относится к юристу, который ведет дело с самого начала. Это его дело, он его инициировал, досконально выучил, знает содержимое каждой папки документов до запятой. Второй пункт — это случай подключения более опытного юриста к делу, когда нужно «укрепить» команду. У вас нет времени изучить все документы лично, поэтому вы судите о деле на 90% в пересказе с чужих слов, и лишь на 10% успев изучить материал. Третий пункт — это классический пример «дежурных» юристов государственных органов, которые запросто могут получить папку с делом за полчаса перед заседанием! При этом они будут яростно отстаивать свою правоту «абстрактно» — не зная ничего о сути дела, но будучи глубоко уверенным в том, что его клиент прав, даже если он не совсем прав, или совсем не прав.

Это особая наука — говорить шаблонами, где не имеют значения ни наименования сторон, ни суть спорных правоотношений, ни нормы права. Так говорят юристы госорганов и так судебные помощники пишут решения за судей. Эта наука постигается годами рутинного повторения одного и того же в судебных заседаниях по 20 раз в день.

«Хороший адвокат знает закон. Великолепный адвокат знает судью». Фото: kardsunlimited / flickr.com

Закон Трумена. Если вы не в состоянии убедить их, то хоть запутайте.

Это не шутка, а практический совет по линии защиты в безнадежных делах. Когда вы стоите один, в чистом поле, на хорошо простреливаемой противником местности, — вам нужно начать с рытья окопов. Пускайте дымовые завесы непонятных аргументов, вгрызайтесь в каждую запятую, даже малозначимую, захватывайте там плацдарм и «вкапывайтесь в землю»: сейчас на вас пойдут «вражеские танки»! Быть может, вы не выиграете это дело, но вы точно выиграете время — а это зачастую немаловажно!

Правило Свайпла об очередности выступлений. Слово всегда предоставляется тому, кто кричит громче всех.

Это святая правда. «Тихо» выиграть дело можно только за взятку. Победа всегда требует решительности, нужно подавать голос! Приз за тишину всегда достается проигравшему.

Закон Болдриджа. Если бы мы знали, во что влезаем, то никогда бы ни во что не лезли.

Именно эти слова порою говоришь сам себе, когда понимаешь истинный масштаб юридической войны, где все средства хороши. Отсюда мораль: никогда не лезьте в драку за «пару копеек», надеясь на «быструю прогулку». Запомните: обе мировые войны начинались именно в расчете на быструю победу за пару месяцев. Увы. Нет ничего более тщетного, чем такая самонадеянность…

Фактор тщетности. Никакое дело нельзя считать полным провалом: оно всегда может послужить примером того, как не надо действовать.

Опытные юристы используют «отказные» решения для разбора факторов, послуживших отказом. Это не философия, а самая что ни на есть практика: вы читаете шаблонные доводы суда и понимаете, как надо действовать. Это как анатомическое препарирование трупов в морге. Ничего личного. Бизнес есть бизнес!

Первый закон дебатов. Никогда не спорьте с дураком — со стороны могут и не разглядеть разницы.

Слова даны человеку, чтобы донести свою мысль. А разум дан, чтобы понять: хотят ли тебя услышать? Дурак — то есть человек, который убежден в своей ошибке как в правоте, — никого не хочет слышать и более того — поучает других. Стоит ли пытаться его переубедить? Ведь вы не только не сможете этого сделать, но и что хуже — продемонстрируете всем тщетность своих усилий. Не тратьте время даром!

Следующие два правила следует объединить.

Правило Кибитцера. Когда о проблеме ничего не знаешь, предлагать решения намного легче.

Закон Грина. Абсолютно все возможно, если вы не разбираетесь в том, о чем говорите.

История знала немало примеров, когда решение проблемы предлагали люди, которые были недостаточно компетентны. Дело в том, что многие наши знания — суть заблуждений. Мы часто считаем, что нечто невозможно, не до конца в этом убедившись. Один из самых классических примеров — употребление помидоров в пищу. Долгие годы их считали отравой, и даже пытались травить президента США Джорджа Вашингтона. Кто же знал тогда, что томаты ему понравятся и президент попросит добавки!

Фото: Mauro_B / pixabay.com

Аксиома Бальзака. За каждым большим состоянием скрывается преступление.

Циничная, но жестокая правда. Никогда не расспрашивайте ваших клиентов об источниках их состояния, о роде занятий и т. п. Не ставьте этих милых и добрых людей в неловкое положение…

Правило Г. У. Шоу. Клевета подобна осе. Если вы не в состоянии поразить ее насмерть с первого удара, лучше не трогать ее вообще.

Это практическое наставление по делам о клевете и опровержении недостоверных публикаций. Подходя к этой проблематике, нужно всегда помнить, что клевета — это зловонная куча, которая засохла и прекратила зловоние. Если у вас есть мощный «бульдозер» закопать оппонентов в землю глубоко — дерзайте! Если нет, то помните, что, раскопав кучу, вы «освежите» ее, возобновите старое зловоние, придадите лишней огласке не самые приятные слова о вас. Есть такое правило: чем больше опровергают некую информацию, тем больше в нее верит публика. Не делайте такой ошибки.

Датская пословица. Юристы и маляры умеют очень быстро перекрашивать белое в черное.

Здесь датчане в краткой форме обрисовали проблемы состязательного судебного процесса, где побеждает не тот, кто прав, а тот, кто сильнее. Правота не является фактором силы, не выясняется путем голосования или состязания. Бывает так, что один прав, а все неправы. Ущербность состязательного диспозитивного судебного процесса была известна со времен Древнего Рима. Попытка устранить данный недостаток предпринималась как в судебных законах континентальной Европы, так и в советском судебном праве. Пока не прижилась на практике.

Правила Спарка для адвокатов и всех юристов:

1. Стремитесь выглядеть ужасно важным.

2. Говорите авторитетно и властно; излагайте, однако при этом только очевидные и доказанные факты.

3. Внимательно слушайте, пока другие спорят и обсуждают проблему. Затем набрасывайтесь на какой-нибудь небольшой промах или банальное утверждение, чтобы вместе с ним похоронить и своих оппонентов.

4. Если подчиненный задает вам вопрос по существу, посмотрите на него так, словно он сошел с ума. Когда тот стушуется, перефразируйте его вопрос и перепасуйте обратно ему же.

5. Находясь в офисе, двигайтесь в быстром темпе — это сводит вопросы от подчиненных и начальства к минимуму.

6. Всегда держите дверь своего кабинета закрытой. Это ставит посетителей в положение просителей, а заодно заставляет всех думать, будто вы вечно заняты на важном совещании или заседании.

Тут и объяснять нечего — прочитайте и пользуйтесь на практике. Проверено жизнью.

Правило великих людей. Когда видный юрист, к которому вы питаете глубокое уважение и восхищение, выглядит погруженным в глубокие раздумья, он, вероятнее всего, размышляет насчет обеда.

Все правильно — война войной, а обед — по расписанию!

Приятного всем аппетита!


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter