Украинских врачей ждет лицензирование. Рекрутинговые агентства потирают руки
https://racurs.ua/1996-ukrainskih-vrachey-jdet-licenzirovanie-rekrutingovye-agentstva-potiraut-ruki.htmlРакурсОдна из последних инициатив Минздрава по трансформации украинской медицины — введение лицензирования врачей вместо существующей аттестации. Проект концепции этой новации, которую Минздрав обещает утвердить до конца года, опубликован на сайте министерства для общественного обсуждения. Переходный период рассчитан на пять лет — с 2020 по 2024 год. За это время все практикующие украинские врачи должны получить лицензию — сдать специальный экзамен. После 2024 года врач без индивидуальной лицензии по своей специальности работать не сможет.
Как считают в профильном министерстве, существующая сегодня система аттестации врачей подтверждает лишь их стаж, но не профессионализм или качество работы. «Лицензию нужно подтверждать каждые три года (сейчас аттестацию необходимо проходить раз в пять лет. — Ред.). При подтверждении лицензии будет учитываться личное образовательное портфолио и история медицинской практики. В случае халатности или существенных ошибок врача лицензия может быть приостановлена или аннулирована», — скупо вносят разъяснения в Минздраве.
Индивидуальное лицензирование врачей — это мировая практика. Прогрессивному шагу Минздрава трудно не возрадоваться, если вы смотрели иностранные медицинские сериалы. Скорее всего, волшебное слово «лицензия» у вас ассоциируется с качественной медицинской помощью, спасением от врачебных ошибок и рисует в воображении суперответственного квалифицированного профессионала.
Здесь стоит спуститься на грешную украинскую землю. Не нужно забывать, что в развитых странах созданы условия для оказания медицинской помощи на самом высоком уровне. Сможет ли украинский врач, не имея арсенала необходимых лекарств, надлежащего оборудования, а зачастую и самого примитивного оснащения рабочего кабинета, нести индивидуальную ответственность за общий бардак в медицине? Справедливо ли, что врач будет отвечать за то, чего не сделали наши высокопоставленные государственные мужи, чиновники из Минздрава, продолжая разваливать руины медицины Семашко?
Кто проиграет, а кто может выиграть
В Украине колоссальная трудовая миграция медицинского персонала за рубеж. Сегодня в нашей стране чуть больше врачей, чем, например, в соседней Польше, но уже меньше, чем во Франции. По мнению многих экспертов, внедрение на данном этапе профессионального лицензирования подстегнет колеблющихся и еще больше ускорит отток кадров.
«От этого выгоду получат рекрутинговые агентства. Например, на Николаевщине словенцы просто скупили всех интернов, и ни один специалист в этом году не придет на работу в Николаевской области», — рассказывает Константин Надутый, член правления Всеукраинского врачебного общества.
Лицензирование отсеет довольно большую категорию врачей пенсионного возраста (особенно это касается первичного звена — педиатры, терапевты, семейные врачи). Они, скорее всего, уйдут на заслуженный отдых. Молодежь поедет искать лучшей жизни за пределами Украины. Кто проиграет? Пациенты. Врач станет золотым во всех смыслах этого слова. О какой конкуренции, декларируемой в Минздраве, может идти речь? Для большинства населения медпомощь станет труднодоступной.
Кто выиграет? «Выиграют те врачи, которые останутся, — считает Константин Надутый. — Именно для них хватит финансов, чтобы увеличить их зарплату в несколько раз. Таким образом правительство выполнит свое обещание об увеличении зарплаты врачам».
30 избранных
«Во всем мире функция выдачи лицензий возложена на профессиональные союзы, — объясняет в комментарии «Ракурсу» Наталья Литвинова, декан медицинского факультета №2, доцент кафедры хирургии №4 НМУ им. Богомольца. — Если произошла врачебная ошибка, смотрят, кто именно выдал лицензию. То есть кто выдает лицензию, тот и несет ответственность. Например, есть профессиональный союз сосудистых хирургов. Члены комиссии, которые избираются, ставят личные подписи под документом, утверждая, что я, например, могу прооперировать аневризму аорты. Если вдруг что-то пошло не так, кто виноват? Тот, кто выдал лицензию. Те, кто подписался. Должна быть персональная ответственность».
В Украине Министерство здравоохранения решило пойти своим путем, цитирую: «Органом, выдающим лицензии, станет Лицензионный совет из 30 избранных врачей. Возможно привлечение в состав Лицензионного совета иностранных экспертов».
То есть 30 врачей с идеальной репутацией будут заниматься проверками историй медицинской практики и репутации украинских врачей. Кто будет определять репутацию 30 избранных и каким образом? Как один совет справится со всеми украинскими врачами? Вопросов много.
В мировой практике допуск к профессии врача — это членский билет профессиональной ассоциации, которая имеет реестр всех работников отрасли, а также следит, повышают ли они свою квалификацию, решает, кого лишать лицензии, кому временно приостановить допуск к работе. Кроме этого ассоциация рассматривает еще и морально-этические вопросы. Осилит ли все это Минздрав? Как показала история с замминистра здравоохранения Александром Линчевским, вряд ли. Скорее, лицензионный совет может стать инструментом селекции врачей на преданность команде Минздрава.
Существует также риск, что получение лицензии обернется для врачей очередным выкачиванием денег, одновременно став большим источником дохода очень узкого круга людей.
«Наши специалисты из профессиональной ассоциации сравнили сегодняшние расходы врача на то, чтобы подтвердить аттестацию, и будущие. Речь идет не только о лицензировании, но и об изменениях системы непрерывного профессионального развития. Примерно в 10 раз увеличиваются личные расходы врача на поддержание квалификации. Источники финансирования на сегодня неизвестны», — говорит Константин надутый.
К сожалению, Минздрав, который упорно придерживается линии «кто не с нами, тот против нас», вряд ли прислушается к замечаниям профессионального сообщества. Неизвестно, какие задачи ставит перед собой малоэффективная структура с раздутым пиар-отделом. Ведь если работаешь на результат, то ищешь сподвижников и объединяешь профессионалов, а если совсем наоборот — то врагов.