Снова в школу. О чем должны знать родители первоклашек и подростков, в том числе о мотивации к учебе
https://racurs.ua/2067-snova-v-shkolu-o-chem-doljny-znat-roditeli-pervoklashek-i-podrostkov-v-tom-chisle-o-motivacii.htmlРакурс1 сентября — особенно тревожная пора для первоклассников и их родителей. В первую очередь взрослым следует успокоиться. Помните, что дети считывают ваше настроение. Родители должны помнить, что школа для ребенка, а не наоборот — ребенок для школы.
Первое, что стоит сделать — меняйте режим дня вашего малыша, уходите от летнего и настраивайтесь на школьный ритм.
Много школьных неврозов связано с туалетными сложностями. Если есть возможность, зайдите в школу до сентября, пройдитесь по коридорам. Покажите вашей дочери или сыну, где находится и как выглядит туалет. Если ребенок, сидя за партой, тратит силы на удержание мочеиспускания, он не будет настроен на прием информации. Не все школьные туалеты похожи на тот, которым ребенок привык пользоваться дома. Если туалет старой формации, то нужно показать, как им пользоваться. Мы должны убедиться, что ребенок знает, где находится школьный туалет, умеет им пользоваться, знает, как попроситься.
Обратите внимание, чтобы в школе была питьевая вода. Чем сильнее нагрузка на детей, тем больше потребность в жидкости. Если ребенку не хватает воздуха или воды, он не работает на прием.
Первые две недели в школе малыш очень устает — непривычный режим, общее напряжение в семье, новые отношения, нагрузка. Пожалуйста, позаботьтесь о том, чтобы ваш первоклассник мог побегать после школы или просто выспаться. Многие первоклашки становятся более эмоциональными, агрессивными и слезливыми в первые школьные недели — это нормально.
Доли мозга, отвечающие за удержание ребенка в одной позе, включаются в работу после семи лет. Малыши не могут быть усидчивыми, не могут не бегать на переменах, не проявлять активность. Если учителям не хватает знаний, чтобы дать детям возможность разрядки, хотя бы не ругайте их за состояние «волчка» дома. Пусть после школы, если хотят, бегают, прыгают на батуте и прочее.
Только после семи лет многие детки могут ощущать себя частью системы и подчиняться ее правилам. Ощущают себя частью группы «мы — ученики, одноклассники, дети». Поэтому многие малыши не реагируют, пока к ним лично не обратятся: «Машенька, открой тетрадь!». Дома важно играть в школу, проигрывать с игрушками возможные ситуации.
Первую школьную четверть желательно не загружать первоклассников кружками. Кстати, усталость у детей может проявляться как в капризности и сонливости, так и в гиперактивности. Это нормально. Спрашивайте у своих детей, что им в школе понравилось. С этого года в школе должны ввести утренние круги — ритуал, который помогает объединиться. Это также чудесная профилактика буллинга в будущем.
Если учительница очень отличается по психотипу, эмоциональным реакциям, телосложению, громкости голоса от мамы и близких женщин — ребенок может ее бояться. Ребенку важно рассказывать, что учительница говорит громко не потому, что сердится, а потому, что хочет, чтоб ее все услышали. Дома важно играть в шумелки.
Давайте детям в школу «витамины любви», которые помогут им оставаться с вами в контакте даже без визуального общения. Старшим можно писать письма — листочек с парой теплых слов вложить в конверт с надписью «Вскрыть после второго урока». Малышам — что-то нарисовать. Можно давать с собой браслетики, маленькие наклейки-татуировки (одинаковые для мамы и ребенка).
Каждый понедельник ребенка может быть сложнее «оторвать от себя». Это синдром понедельника. После близости с родителями в выходные трудно идти в чужую среду. Поэтому утром понедельника замедляем темп, расстаемся, обнимаясь, с собой ребенку даем частичку себя — браслет, значок, кулон.
Многие чувствительные дети «воспринимают мир носом» (у таких деток, как правило, есть напряжение в поджелудочной железе). Они не будут есть продукт, который плохо для них пахнет, не смогут себя комфортно чувствовать в наполненной запахами столовой. Пожалуйста, предупреждайте учителей о том, какие продукты не ест ребенок. Давайте с собой воду, фрукты, помытую морковку и прочее. Помните, что это не каприз малыша.
Чем сильнее отвлекается ребенок, тем ближе к учителю он должен сидеть. Чтобы была возможность прямого контакта с глазами преподавателя.
Пожалуйста, будьте внимательны к изменениям в поведении своих детей. К сожалению, не все учителя адекватны. Психологическую травму получает в большей степени тот ребенок, который наблюдает, как учитель кричит или унижает его одноклассника. Слушайте, что малыш рассказывает, во что играет.
Желательно в конце первой учебной недели устроить домашний праздник.
Для профилактики болезней, усталости, сопротивления один раз в три недели можно непедагогично, с разрешения учителя, прогулять школу. Чтобы ребенок мог сбить темп и чтобы его тело не включало «режим психосоматики».
Школа и подросток. Наставления от родителей
Первая школьная четверть (не важно, в каком классе) — время привыкания. К режиму, к требованиям, к отношениям, к своей роли. Перестройка идет глобальная. В подростковом возрасте части мозга, отвечающие за обучение и контроль, притормаживают. Это не повод снять ответственность — просто об этом стоит помнить. Поэтому важное лучше записывать, готовить заранее, ставить самому себе будильник.
Нельзя себя оценивать, а тем более критиковать, когда устал, болен, пережил стресс.
Школа (пока мы не изменим систему образования) — это постоянное оценивание. Находиться в мире, где тебя все время оценивают, сложно. Но если внутри есть ощущение своего потенциала, любые внешние оценки не так важны и страшны.
Когда мы боимся, часть мозга, отвечающая за обучение — неокортекс, — блокируется. Бояться — это нормально. Если самому сложно справиться со страхом, доверь его нам — мы что-то придумаем.
Сотрудничающие всегда достигают большего, чем конкурирующие. У каждого своя история, своя точка старта, свои задачи. Пожалуйста, сравнивай только себя с собой. У тебя, как и у каждого, есть свое особенное место в мире.
Цинизм — это защита уязвимости. Уверенный в себе человек — спокоен и добр. Самообладание и такт — важнейшие качества, говорящие о достоинстве. Чувство достоинства, наверное, важнее всех табелей за все годы.
Иногда сказать «нет» — более важная помощь для человека, чем сделать что-то за него или с ним.
Конечно, мне очень радостно, когда тебя хвалят. Но мне гораздо радостнее видеть твои горящие глаза, когда тебе нравится то, чем ты занимаешься.
И важно, чтобы ты не переставал в себя верить, даже если тебя не отметят и не похвалят.
Ошибаться — можно и нужно, чего-то не понимать — естественно, злиться и быть несогласным — можно, но проявлять это так, чтобы никому не сделать больно. Хотеть иногда, чтоб тебя все оставили в покое, и побыть одному — нормально и необходимо, просто говори об этом корректно.
Уважаемые родители, не забывайте почаще говорить детям, что вы их любите.
Вначале наденьте маску на себя, потом — на ребенка
Современные родители настолько устают и пребывают в своей тревожности, что когда ребенок приходит к ним со своими проблемами, многие отмахиваются — не втягивай меня еще во что-то. Ребенок нередко остается один на один с проблемами. Как помочь детям? Слова стюардесс в самолете «В случае разгерметизации салона кислородную маску нужно сначала надеть на себя, а потом — на ребенка» стали уже притчей. Помоги себе сам — и только тогда будешь способен помочь другому. Задайте себе вопрос: что вы сегодня сделали для себя, чтобы оставаться чувствующим? Дети не доверяют тем родителям, от которых не чувствуют взрослости и силы. Нужно помнить, что мы — самые лучшие родители для своего ребенка и можем справиться с любой нагрузкой.
Заведите ритуалы, например, совместное чаепитие, за которым беседуйте о том, что у каждого произошло за день. Слушайте своих детей и не пытайтесь прерывать советами, если они их не просят. Дети перестанут вам рассказывать. Очень важно не обесценивать их опыт.
Все о мотивации. Почему ребенок не хочет учиться
Родители нередко обращаются к психологам за помощью в этом вопросе. Плохая новость: психолог, к сожалению, не сможет взмахнуть волшебной палочкой или мотивирующим ремнем и сделать из ребенка «учебного паиньку». Он не сможет внушить ребенку, что неинтересное — интересно, страшное — нестрашно, то, что болит, — безболезненно. Хорошая новость: он может пристально смотреть на всю семью и задавать неудобные вопросы и помочь понять, почему мотивация не сформировалась, или куда делась. И вопросы, и ответы на них могут вызвать удивление, сопротивление, злость, недоверие, осознание — не у ребенка — у родителей. И это осознание — если происходит — само по себе терапевтично.
Психолог, например, может с заведомой провокацией спросить: «А ваш ребенок видит, что вы сами учитесь? Насколько вы сами долго будете делать то, что считаете бессмысленным, не получая внутреннего вознаграждения, не видя действенного результата? Находясь под прицелом оценок, без свободного времени? Вы сами с высокой мотивацией делаете неинтересную и рутинную работу? Вам самим легко все время оправдывать чьи-то ожидания? Вы счастливы?»
Родители возражают: есть же слово «надо». Плохая новость в том, что с нынешним поколением это не работает. Современные дети часто задают вопрос: зачем? Они сфокусированы на том, в чем видят смысл. Если мы не можем его показать, они ищут что-то для себя «осмысленное». Слова «надо», «должен», «сделаю» говорят о развитии части мозга, отвечающей за контроль над импульсами. У современных детей именно эта часть мозга включается позже. А в подростковом возрасте иногда выпадает из активности.
Хорошая новость: эти самые части мозга вместе с этими самыми словами активизируются, когда у нас есть режим дня, планирование, когда у ребенка появляется постоянная небольшая значимая ответственность, когда есть ритуалы семьи, где поощряются вопросы и поиски ответов. Когда вся семья ежедневно узнает что-то новое, когда есть должная физическая активность. А еще когда ценности родителей совпадают с их действиями в мире. То есть нет «двойных посланий».
В каждом возрасте у мозга свои особенности развития. С каждым новым опытом, действием наши синапсы разрастаются, как веточки у деревьев, контактов все больше, но пространство мозга ограничено. Поэтому ненужная информация должна обрезаться. Подростковый возраст — это время, когда происходит обрезка ненужных синапсов (в современном мире этот период начинается часто с девяти лет). В этот момент ребенок не готов к приему новой информации. Признаки данной фазы: ребенок становится сонливым, его невозможно разбудить утром. Он может спать на уроках, но вовсе не потому, что не уважает учителя. В этот период у него снижается внимание, успеваемость, долговременная память не справляется с нагрузкой. Ребенок также не может контролировать то, что рядом с ним, — например, не убирает в комнате. Его нужно к этому стимулировать, но стоит помнить, что он не делает этого не потому, что избалован. Школьник должен больше отдыхать, ему нужны витамины (если родители в это верят). Долговременная память работает плохо, поэтому ребенок действительно не помнит, что ему поручали папа с мамой. Советую общаться записками.
Если у ребенка мотивация пропадает или снижается. Возможные причины
1. Небезопасно. Когда ребенку страшно, он перестает воспринимать новую информацию. Если человек находится в хроническом стрессе или травматизации, страдает его долговременная память. Многим детям с дефицитом цинка (цинк воздействует на гиппокамп, часть мозга, хранящую важную информацию) действительно сложно запоминать стихи и формулы. Ребенок может бояться конкретного учителя. Он мог упустить азы, предыдущий материал и боится проявить неуспешность. Может бояться совершить ошибку — школа заточена на поиск ошибок, а не на подчеркивание успехов. Наша задача — научить ребенка тому, что ошибаться можно. А также замечать успехи и приложенные усилия. Ребенок может бояться конкретных одноклассников, которые его дразнят. Может бояться идти в туалет в школе. Ему легче саботировать уроки, чем признаться в этом.
2. Усталость. Посмотрите на бледных, сутулых, с синяками под глазами детей. Если вы верите в витамины — давайте. Если есть возможность, пусть отсыпаются и выгуливаются.
3. Органические причины — дислексия, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), разновидности ММД (минимальная мозговая дисфункция) — все это считается «диагнозами». Важно, чтобы родители понимали, в чем проявляется особенность поведения и восприятия ребенка, и искали способы коррекции. Таких детей настолько много, что это уже может считаться вариантом нормы. Способов коррекции тоже очень много. Для начала посмотрите фильм «Звездочки на земле».
4. Ребенок сопротивляется. Школьной системе (с жесткими правилами и авторитарностью); авторитарному учителю, который не вызывает уважения; «мстит» школе, за то, что у него нет свободного времени, времени на себя. Сопротивляется родителям, если они сфокусированы на внешней успешности. Родителям, самооценка которых зависит от успешности ребенка. Родителям, которые сами перестали развиваться.
5. Внутренние причины. Разочаровался в том, что может быть успешным. Не верит в себя. Нашел способ привлечения внимания неуспешностью. Не видит смысла в том, что делает. Ребенок интровертного типа, которому сложно адаптироваться к группе.
Правда ведь, очевидно, что слова учителя: поговорите с ним, надавите на него, взывайте к ответственности — бесполезны. Запрос родителя к психологу — усильте его мотивацию — некорректен и тоже бесполезен. «Говорить» и трансформировать, как правило, нужно что-то во всей семейной системе. Причем безотносительно успешности в учебе.
Когда родители говорят искренне, из любви и заботы: «Я волнуюсь о том, кем он будет», я говорю: «Дети не будут — они уже Есть». К сожалению, дети часто чувствуют себя принятыми, любимыми и значимыми, когда демонстрируют успешность. Они так перегружены нашими ожиданиями, что часто уже не знают, чего сами хотят...
Помните, что школа — только часть жизни. Важная, но часть. В жизни должно проявляться много граней. Чем их больше, тем интереснее в школе.
Подготовила Оксана ШКЛЯРСКАЯ