Новости
Ракурс

Школа — как преодолеть трудности обучения

26 авг 2016, 11:24

Об основных трудностях, с которыми сталкиваются школьники и родители во время учебного процесса, а также о рецептах их преодоления рассказала на своем открытом уроке психофизиолог Марьяна Безруких.


.

По статистике, около 93% современных детей, прошедших интенсивную дошкольную подготовку, не хотят идти в школу. «Мама, можешь меня учить дома?» — нередко спрашивает потенциальный школьник. При этом будущий первоклассник хорошо подготовлен: читает, пишет, считает. Делает это с удовольствием, однако идти в школу желания не изъявляет. Такая ситуация сегодня типична. Во-первых, наверное, потому, что мы что-то неправильно делаем еще до школы. Во-вторых, требования, которые сегодня школа предъявляет к детям, и условия, в которых они работают и живут, не всегда соответствуют их возрастным возможностям. Неудивительно, что во время школьного обучения у детей нередко возникают проблемы с концентрацией внимания, чтением, почерком, выполнением домашнего задания...

В каком возрасте лучше отдавать ребенка в школу

Это один из первых вопросов, который стоит перед родителями потенциальных первоклассников. Здесь нет единого рецепта. Помните, что дети разные. Биологический возраст очень часто не совпадает с паспортным. Эта разница может составлять 1,5–2 года. И это нормально. Немало родителей высказывают опасения, что если ребенок пойдет в школу позже, ему будет там неинтересно. Многое зависит от того, в какую школу вы отдаете ребенка, к какому учителю, что ваш сын или дочь будут там делать. Все, что происходит в школе, может быть для детей как интересным, так и нет. И это не зависит от возраста ребенка. Детям всегда интересно то, что у них получается, от чего они чувствуют успех. Это поддерживает мотивацию к учебе.

Как еще до школы не отбить желания учиться

Научить любви к учебе до школы практически невозможно. Это называется учебной мотивацией. До школы можно сформировать так называемую школьную мотивацию. Это понятие гораздо более широкое. Ведь в школе может быть интересна не только учеба. Когда спрашиваешь учащихся младших классов, что им больше всего нравится в школе, довольно часто слышишь ответ: «Перемена». А на вопрос, какие предметы больше всего нравятся, раздается привычное: «Физкультура и пение». Одна из книг, в которой собраны мнения великих людей о своих школьных годах и проблемах школьной жизни, называется «Жестокость и очарование школы». То есть годы проходят, а ничего не меняется.

Если вы не хотите отбить охоту к знаниям у вашего ребенка, то позаботьтесь о том, чтобы все, чем вы с ним занимаетесь, было ему интересно, давало положительные эмоции и получалось. Нужно ставить перед ним адекватные задачи и не заставлять делать того, что явно не выходит. Советую всегда идти в процессе последовательно, начиная с самого простого. Как пример можно привести науку завязывания шнурков. Если вы хотите научить ребенка шнуровать ботинки, важно делать это последовательно, поэтапно, а не «делай так, как я, — раз-раз и бантик». Если мы все будем делать с ребенком последовательными шагами, показывая, объясняя, у него будет получаться.

Дошкольная подготовка: как не переборщить

В наше время родители, как правило, очень активно занимаются с детьми. Если под подготовкой понимать непременное учение письму-чтению, то этого можно не делать. Ведь если ребенок функционально готов к чтению, он обязательно начнет читать. Как правило, дети не читают потому, что попросту к этому не готовы. То есть не сформированы те функции, которые обеспечивают этот очень сложный когнитивный процесс. Ситуация, когда развитый ребенок не может запомнить буквы, озадачивает родителей. Проблема кроется в зрительном восприятии. Буквы — это достаточно сложный зрительный образ. Механизм зрительного восприятия созревает к 5–6 годам. Именно поэтому я не рекомендую настойчиво требовать, чтобы ребенок читал. Даже если он знает все буквы, он может не уметь читать. Это также проблема зрительного восприятия.

Поэтому подготовка к школе — это общее развитие ребенка. У будущего школьника должны быть хорошо развиты речь, моторика, восприятие, память. А это значит, что с ребенком нужно играть, читать, бегать, конструировать, лепить... В общем, делать то, что дети любят, что их развивает.

Учительница первая моя

Для любого ребенка, особенно если он чувствительный, подвижный, активный, советую выбирать мягкого, спокойного, доброжелательного педагога. Родителям стоит заранее познакомиться с будущим учителем. Если у вашего сына или дочери есть какие-то особенности, нужно обязательно об этом рассказать классному руководителю. Если же в ответ услышите (что нередко случается): «Вы знаете, у меня целый класс детей, и я не смогу уделить особого внимания вашему ребенку», — значит, это не ваш учитель. Общаясь с педагогом, вы должны понимать, будет ли ребенку с ним комфортно.

Ситуации бывают разные, иногда поменять учителя непросто. Главное — ребенок должен знать, что родители, прежде всего мама, всегда на его стороне. С детьми нужно разговаривать. Важно, чтобы ваш школьник мог пожаловаться, выговориться, рассказать, что ему не нравится. Если учитель был не прав, считаю, что родитель имеет право сказать об этом ребенку. Вы можете объяснить, что педагог, возможно, был расстроен или чем-то огорчен, поэтому вышел из себя. Любой родитель также имеет право сказать об этом учителю. Однако они, как правило, боятся указывать педагогам на их ошибки. Потому что не готовы разговаривать спокойно, аргументировано. Родителям нужно учиться взаимодействовать с учителем без конфликтов.

Адаптация в первом классе

Есть физиологическая и психологическая адаптация к школе. Психологически дети привыкают по-разному. Считается, что в течение первого месяца ребенок обычно привыкает к школе, коллективу, требованиям учителя. А вот физиологическая адаптация продолжается гораздо дольше — практически два месяца. Некоторые первоклассники адаптируются в течение двух-трех месяцев. Как правило, это ослабленные или часто болеющие дети. Очень сложно проходит адаптация у гиперактивных детей (гиперактивными считаю тех детей, которым действительно поставлен такой диагноз).

Домашнее задание. Прививаем культуру умственного труда

Если ребенок просиживает часами за уроками, причина может скрываться в неквалифицированном учителе, который перекладывает на плечи родителей часть своей работы. В случае, если дети не справляются и это происходит у всех учеников в классе, советую родителям собраться и обсудить эту проблему. Если же такая ситуация происходит только с вашим ребенком, это может говорить о каких-либо особенностях вашего сына или дочери. Такая ситуация нередко встречается в первом и втором классах, когда не сформирован навык чтения и на приготовление всех уроков уходит очень много времени. Ведь чтение — это основа.

Есть физиологические рекомендации по организации любых занятий ребенка. Ребенок 6–7 лет может сосредоточено работать 15–20 минут. Если за это время он не сумел выполнить все задания, естественно, он будет отвлекаться. И ему нужно дать отвлечься — сделать пару упражнений, съесть яблоко, выпить сока или для поддержки сил съесть дольку шоколада. Затем продолжить. Окриками «не отвлекайся, не крутись» вы только ухудшаете ситуацию. Больше двух таких двадцатиминутных блоков без перерыва быть не должно. Потом это войдет в привычку: став старше, ребенок сможет сконцентрировано работать 40 минут. После такой сорокаминутки все равно следует сделать перерыв, и только потом снова включаться в работу. То есть нужно выработать с ребенком определенный ритм, темп деятельности, культуру умственного труда.

Уроки без проблем

Очень часто приготовление домашних заданий становится каким-то непреодолимым препятствием. Есть несколько типичных ошибок. Например, родители в течение первого года обучения (или даже первых нескольких лет) делают уроки вместе с детьми. Они сидят рядом, контролируют каждый шаг, следят за выполнением домашнего задания: «Нет-нет, руку сюда не веди, у марьванны крючочек написан не так». Родители заставляют делать черновик, потом переписывать на чистовик. Чистовик получается хуже черновика, потому что ребенок очень быстро устает.

Спустя некоторое время родители спохватываются и вдруг решают, что ребенок должен сам делать уроки. Начинаются скандалы, истерики. Родителям приходится прилагать гораздо больше усилий, чем если бы они начали это делать в первом классе. Нужно объяснить задание ребенку, показать и быть рядом. Но не за спиной! Рядом — значит, в соседней комнате, в другом углу, при этом занимаясь своими делами. Взрослый всегда может найти объяснение, что у него есть срочное дело, — на кухне горят котлеты и т. п. Я рядом, если вдруг тебе непонятно, я приду, но ты делаешь работу сам.

В первом классе, когда детям фактически не задают домашних заданий, это сделать проще. А вот спустя несколько лет уже проблематичнее. Дети испытывают терпение родителей, зовут из-за каждой мелочи, повторяют «я не понял» для того, чтобы усадить вас возле себя. Ничего страшного! Поначалу так и будет. Либо ребенок будет рыдать и говорить, что он отказывается делать уроки, либо будет звать по поводу каждой мелочи. У него еще нет привычки самостоятельно работать, ему трудно. Значит, надо набраться терпения и объяснять столько, сколько нужно.

Удовольствие от проделанной работы ребенок испытывает тогда, когда у него получается, когда есть положительное подкрепление. Многие мамы спрашивают, за что хвалить, если хвалить вроде бы не за что. Значит, нужно похвалить за старание. А еще надо уметь правильно объяснять. Ведь зачастую родители сами не знают, «как». Это значит, что при необходимости нужна консультация специалиста, если действительно что-то упорно не получается. Или (что редко делают родители) нужен хороший контакт с учителем для того, чтобы педагог разъяснил, как вы можете помочь своему ребенку.

Если у вас медлительный ребенок...

Если ребенок медленно ходит, медленно говорит, то и думает он медленно. Однако медленно не означает качественно плохо. Просто малыш может не успевать за темпом работы детей в классе. Если ваш ребенок именно такой, советую прочесть специальный раздел из моей книги «Трудности обучения в начальной школе», где собраны рекомендации родителям медлительных детей. Во-первых, помните: если вы торопите ребенка, быстрее не получится. Во-вторых, медлительный ребенок испытывает постоянные микрострессы. То есть стресс у такого ребенка начинается уже в тот момент, когда он просыпается и мама говорит: «Быстрее!».

Стрессы, накапливаясь, создают очень неблагоприятный фон. В дальнейшем у медлительных детей нередко возникают неврозоподобные расстройства или неврозы. Поэтому если в классе учитель говорит быстро, а темп работы очень активный, нужно подумать о том, как изменить ситуацию. Может быть, найти другого педагога, иначе это неминуемо скажется на здоровье вашего сына или дочери.

Будьте внимательны к своим детям. У вашего школьника проблема с концентрацией внимания или плохой почерк, он плохо держит ручку и из-за этого получает низкие оценки? Это характеристика либо часто болеющего ребенка, либо имеющего неврозоподобные расстройства. Ведь неспособность сосредоточиться — это слабость нервной системы, а вовсе не отсутствие желания учиться. Иногда подобные симптомы могут свидетельствовать о сильном перенапряжении. Посмотрите, достаточный ли сон у ребенка, сколько времени он гуляет на улице (необходимо не менее 2–2,5 часов в день). Если режим соблюдается, стоит обратиться к неврологу.

Кружки и спортивные секции — когда начинать

Если ребенок еще до школы начал системно и серьезно заниматься, например, в музыкальной, художественной школе, живописью или танцами, спортом, то не стоит выбирать школу с большим объемом учебной нагрузки. Ребенку будет очень трудно. Если же вы только планируете отдать сына (дочь) в кружок или секцию, не рекомендую делать это сразу же в первом классе, лучше подождите до второго, когда благополучно пройдет процесс адаптации к школе.

Обязательно ли идти в школу?

Существуют разные мнения по этому вопросу. Сегодня бум домашнего обучения и обучения в малых группах. Не вижу в этом ничего плохого. Прежде всего потому, что современная школа применяет очень жесткие требования и многие школьники не выдерживают. Для некоторых детей и родителей это решение проблемы.

Подготовила Оксана ШКЛЯРСКАЯ


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter