Новости
Ракурс

Как не стать жертвой мошенничества при дистанционной торговле

9 апр 2013, 09:20

Потерять деньги или товар при расчетах через иностранные платежные системы очень просто, если не знать правил, по которым они работают.

Известно, что предоплата — рискованный вид расчетов. Если покупатель отправил деньги, а продавец не выполнил обязательств, вернуть деньги весьма затруднительно. А в случае, если участники сделки из разных стран, — почти невозможно. Для юридических лиц существует ряд финансовых инструментов, направленных на снижение таких рисков: банковская гарантия, аккредитив. Для населения же таких специальных инструментов нет — денежные переводы от одного лица к другому производятся добровольно и с риском для кошелька.

Человек, безусловно, имеет право продать свою личную вещь хоть внутри страны, хоть за рубеж. При этом оплата производится не из рук в руки, а другими различными способами, например, переводом на банковский счет, электронными деньгами, с помощью систем быстрых денежных переводов. Осуществлять куплю-продажу внутри Украины проще — вещь можно переслать наложенным платежом, такую услугу предоставляют почтовые службы. Забрать полученный товар, не оплатив его, невозможно. Но вот отправить таким образом вещь за границу не получится. Тут и возникают риски. Продавец, высылая вещь без предоплаты, рискует никогда не получить за нее деньги. Получатель тоже рискует — сделал предоплату, а товар не пришел или прислали не то, за что было уплачено. Описанная ситуация стала подталкивать активных торговцев, продающих всякую всячину через международные интернет-площадки (eBay, Amazon и пр.), к придумыванию доморощенных защитных механизмов, а жуликов — к активному использованию дистанционной торговли в собственных целях.

Наиболее распространена схема, когда продавец-мошенник предлагает некий товар и требует оплатить его с помощью Western Union. Известно, что международная платежная система выдаст деньги получателю по предъявлению паспорта, номеру платежа и ожидаемой сумме. Все было бы прозрачно, если бы не дополнительная функция системы: «слово-пароль». Продавец уверяет покупателя, что отправит ему товар, как только тот продемонстрирует серьезность своих намерений, то есть переведет ему деньги. Покупатель не доверяет ему? «О’кей, нет проблем, — говорит продавец. — Высылайте деньги, но дополнительно защитите перевод „секретным словом“. Сообщите мне только номер квитанции, а „слово-пароль“ — нет. Я проверю в банке, пришел ли такой перевод, но снять его не смогу без секретного пароля. Вышлю товар почтой, получите его, тогда и скажете мне пароль». Логично? Да. Честно? Нет!

Как только мошенник убеждается в том, что перевод пришел, он снимает все деньги по предъявлению паспорта. Фокус заключается в том, что так называемый пароль применяется всего в нескольких странах, где не каждый житель вообще имеет документы, а небольшой платеж может быть выдан без документов — достаточно пароля. Во всем остальном мире деньги выдаются исключительно по предъявлению документа, подтверждающего личность. Есть небольшие отличия в национальных законодательствах стран, например в части форм документов, но суть одна. Эта схема мошенничества получила настолько широкое распространение, что платежные системы, использующие вариации с секретным словом, вынуждены были вывесить на сайтах предупреждение, специально описывающее подобные случаи.

Рассмотрим теперь ситуацию, когда применяется система оплаты PayPal. Это официальная платежная система аукциона eBay и вообще самая распространенная для расчетов в сети интернет. На аукционе, особенно если он проводится дистанционно, участники, разумеется, не доверяют друг другу. PayPal решает проблему недоверия с помощью собственных механизмов защиты продавцов и покупателей. Например, в системе можно оспорить факт получения товара и затребовать возврат средств. Для продавцов существуют страховые выплаты на случай неуплаты. Мы не будем вдаваться в детали их функционирования, они не столь совершенны, как представляется, а для граждан ряда стран, в том числе Украины, — недоступны.

Кроме того, известна практика PayPal в случае спорных платежей блокировать весь счет участника, а не выборочно только спорный платеж. Дальнейшие разбирательства затягиваются от полугода и больше, деньги часто не возвращаются.

Иногда торговать через eBay пытаются граждане тех стран, с которыми PayPal не работает на прием денег (т. е. их счета не имеют права выступать в роли счетов торговцев). Система это регулярно отслеживает, приравнивает такую «несанкционированную торговлю» к нарушению правил и блокирует счет (иными словами — экспроприирует средства). В ряде случаев — с целью защиты прав потребителей — для получения продавцом доступа к перечисленным деньгам требуется предоставить отсканированную квитанцию о вручении посылки с подписью получателя.

Многие торговцы из Украины используют счета финансовых посредников (это не запрещено), зарегистрированные в благополучных странах, либо счета друзей, живущих за рубежом (что не приветствуется). Поэтому очень высока вероятность того, что потенциальная жертва не получит возможности оперативно проверить счет, у нее просто может не быть прямого доступа.

Теперь, когда характер поведения платежной системы стал немного понятен, расскажем о том, как жулики используют такую модель поведения платежной системы в собственных целях.

Мошенник, выдающий себя за покупателя, подбирает товар на том же eBay. Списывается с продавцом и пробует понять, из какой он страны, новичок он или опытный торговец. Если новичок, да еще и из страны, попадающей в перечень стран, которые не имеют права торговать, предлагает оплату через PayPal. Мошенник соглашается на цену товара, производит оплату, сообщает, что деньги ушли, и просит выслать ему товар. Продавец запрашивает посредника или друга, получены ли его деньги. Ответ — нет. На недоумение торговца по поводу отсутствия денег «покупатель» высылает изображение экрана своего компьютера, на котором видна операция перевода средств. И говорит приблизительно следующее: «Вы же знаете, как работает эта PayPal. Вы пока квитанцию об отправке посылки не предоставите, может вообще вам деньги не отдать. Отправляйте посылку, отсканируйте квитанцию. А так, может, посредники держат деньги у себя, крутят их, как хотят».

Неопытный торговец соглашается, идет на почту, отправляет товар, сканирует квитанцию, шлет финансовому посреднику или напрямую в PayPal. Платежная система отвечает медленно, может, через день, а может, через два-три. В любом случае, посылку уже не вернуть, а денег не дождаться. Секрет фокуса в том, что торговцу подсунули фальшивое изображение экрана, а поведением PayPal просто запугали. Сбить с толку новичка совсем несложно, все основания для этого есть. Опущена только одна важная деталь: деньги между электронными счетами PayPal переводятся мгновенно и становятся сразу же видны получателю. Другое дело, доступны они для снятия или нет, это уже зависит от ряда вышеуказанных субъективных факторов.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter