Ракурсhttps://racurs.ua/
Медицинская реформа — отсрочка приговора
https://racurs.ua/274-medicinskaya-reforma-otsrochka-prigovora.htmlРакурсНесмотря на традиционную перепалку между представителями разных фракций, законопроект № 2201 набрал даже больше голосов, чем ожидалось — за него проголосовали 290 депутатов.
.
Можно ли считать это победой над реформаторами, которые поставили под угрозу существование бюджетной медицины как системы здравоохранения страны?
Решение депутатов — шаг, безусловно, позитивный. Для некоторых, можно даже сказать, смелый — проголосовав «за», тем самым они сказали «нет» реформированию здравоохранения в том виде, от которого страдают не только пациенты, но и медики. В то время как госчиновники, вкупе с президентом и премьер-министром, охотно пиарятся на фоне лечебных учреждений, всякий раз подчеркивая, благодаря кому и чему добились «покращення».
На днях министр здравоохранения Раиса Богатырева заявляла, что альтернативы реформе нет и быть не может. Как и нет оснований, чтобы ее приостановить, тем более — отменить. От критических замечаний народных депутатов министр отмахнулась: «Одна справа язиками плескати, інша — плуга перти».
Сегодня политические качели подняли вверх профильный комитет парламента, в котором есть много желающих поставить на место министра здравоохранения, если уж не удается освободить от нее руководящее кресло. Как известно, скандал с вакциной против вирусного гепатита В закончился ничем. Не успели в министерстве вздохнуть с облегчением, как в парламенте создали временную комиссию, которая должна расследовать, как проходят тендеры в Минздраве — нет ли там случайно коррупционных схем?
Качели имеют обыкновение взлетать и быстро падать вниз: спикер объявил, что научно-экспертное управление имеет замечания по законопроекту № 2201 и не рекомендует его принимать. Сторонники проекта, воодушевленные поддержкой в зале, предлагали проголосовать его в целом как закон, но их попытка провалилась. Документ отправили на доработку. Что, несомненно, подняло настроение сторонникам реформы не только в Минздраве, но и в Администрации президента.
Никто не может сказать, когда этот законопроект вновь попадется на глаза народным депутатам. Пока его доработают, начнутся парламентские каникулы, после которых появятся и новые проблемы, и новые законопроекты. Увы, за это время закроют не одну детскую больницу и пустят «в расход» не один роддом, называя это оптимизацией.
Законопроект о введении моратория на ликвидацию и реорганизацию учреждений здравоохранения и сокращение работающих там медиков, был подан и зарегистрирован еще в январе. Пока он ждал своей участи, чиновники сделали все для того, чтобы подготовить почву для массового закрытия больниц в Киеве.
Накануне пасхальных праздников Киевсовет проголосовал за то, чтобы реформирование медицины распространили на восемь районов столицы. Дарницкий и Днепровский районы еще два года назад попали в число пилотных регионов, где стартовал этот эксперимент. Тогда же на законодательном уровне было принято решение о том, что в остальных городах и селах начнут реформировать медицину только после завершения пилотного проекта, изучения его позитивных и негативных сторон, исправления ошибок и внесения соответствующих корректив в планы на будущее.
Депутаты Киевсовета, под занавес своей каденции, согласились с тем, чтобы в Киеве были закрыты все детские и взрослые поликлиники. Хотя, если бы вопрос стоял именно так, возможно, кто-то нажал бы кнопку «против». Но на бумаге решение сессии касалось создания коммунальных центров первичной медико-санитарной помощи (ЦМСП) и коммунальных консультационно-диагностических центров (КДЦ), никто не стал разбираться — на базе чего их собираются открывать?
В Киеве медицинскую помощь оказывают 102 лечебных учреждения, которые содержат за счет столичного бюджета. После скоропалительного реформирования их должно остаться всего 42. Потери будут весьма ощутимыми — и для пациентов, и для медперсонала. Например, в Соломенском районе из девяти останется два, в Оболонском — из восьми оставят один, и в Святошинском из 11 уцелеет тоже один.
По мнению руководства департамента здравоохранения КГГА, реформирование сделает медицинскую помощь более качественной и доступной для киевлян. Они выиграют, потому что амбулатории семейной медицины открываются по принципу шаговой доступности, к тому же киевляне получат право лечиться в любой больнице по своему выбору.
Правда, только в том районе, где зарегистрированы.
«Повезло» жителям Оболони и Святошинского района — им не придется делать мучительный выбор. Но, несомненно, доведется мучиться в очередях и неделями ждать талончики на консультацию или обследование. Увеличение числа амбулаторий не компенсирует сокращение поликлиник: врач общей практики все равно будет направлять на диагностику, анализы и различные процедуры в КДЦ, который будет единственным на весь район.
Эксперты разводят руками — авторы реформы не дают никаких расчетов. Сколько средств из бюджета пойдет на то, чтобы закрыть поликлинику и открыть на ее базе два коммунальных центра — ПМСП и КДЦ? Нужны не только новые бланки, печати, оргтехника и пр. Вместо одного главврача будет два, вместо одной бухгалтерии — две и т.д. А сколько врачей, медсестер и младшего персонала останется без работы? Под сокращение попадут не только педиатры, но и узкие специалисты, которые несмотря на дефицит кадров в амбулаториях, не хотят идти работать семейными врачами.
Согласно перечню обязанностей, утвержденных Минздравом, семейный врач должен быть на своем участке терапевтом, педиатром, гинекологом, отоларингологом, окулистом, онкологом, инфекционистом, травматологом, да еще и уметь делать небольшие хирургические вмешательства. Далеко не каждый специалист, закончив краткосрочные курсы семейной медицины, отважится стать таким многостаночником. В амбулатории нет ни диагностического оборудования, ни мини-лабораторий, значит, каждый раз больного придется направлять в КДЦ. Но поскольку это — коммунальное предприятие, то должно самостоятельно зарабатывать на оплату счетов за воду и энергоносители, за «коммуналку» и вывоз мусора, дезинфекцию помещений и уборку территории. Кто за это все будет платить? Из городского бюджета в лучшем случае будут выплачивать зарплату. За все остальное, наверное, придется раскошелиться больным и их родственникам.
Что будет с поликлиниками, которые закроют? Чиновники категорически против такой формулировки. Лечебные учреждения не закрывают — идет оптимизация больничной сети. Чиновники отлично научились использовать казуистику нашего законодательства. Достаточно написать, что освободившиеся площади будут переданы под хосписы, реабилитационные центры и другие социально важные учреждения, и все претензии снимаются. Правда, опытные руководители сферы здравоохранения утверждают, что это всего лишь отсрочка: рано или поздно поликлиники из муниципальной перейдут в частную собственность. Вариантов много. Создание того же хосписного отделения из-за отсутствия денег может растянутся на годы, а коммунальный центр ПСМД вполне может оказаться банкротом - все будет зависеть от привлекательности как самого здания, так и земли, на которой он стоит.
Законопроект № 2201, наверное, мог бы остановить эти процессы, если бы его сделали законом.